Не пропусти
Главная » Развитие детей » Приемы и игры, которые помогут родителям снять страх темноты у детей — Мои авторские статьи — Каталог статей — Персональный сайт
Уважаемые мамы и папы! Приведенные приемы и игровые методы помогут вам справиться со страхом темноты у детей. Если же страх уже выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше проконсультироваться у профессионального психолога, а возможно, и у детского психиатра.

Приемы и игры, которые помогут родителям снять страх темноты у детей — Мои авторские статьи — Каталог статей — Персональный сайт

Уважаемые мамы и папы!

Приведенные приемы и игровые методы помогут вам справиться со страхом темноты у детей. Если же страх уже выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше проконсультироваться у профессионального психолога, а возможно, и у детского психиатра.

Предлагаю в вашу семейную игровую копилку несколько приемов и игр, театрализованных этюдов, ролевых игр-драматизаций и народных игр-забав для снятия страхов темноты у детей.

Приемы и игры, которые помогут родителям снять страх темноты у детей

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Родители могут для профилактики детских страхов воспользоваться «методом отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью кукол-петрушек, мягких игрушек, в форме театральных этюдов: дети изображают пугающие их ситуации, связанные со страхом темноты, причем все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени, «так чтобы зрителям — папе, маме, бабушке и др. было очень страшно». Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна тематика страха темноты. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Используйте методику так называемых эмоциональных качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечного волка, а затем поговорить с ним, потрогать его, убедившись, что он не опасен. В этой роли может быть и любимая игрушка, например, кукла (мишка и т.п.): «Пока кукла с тобой, тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Используйте прием проигрывания страха в игре. Для него необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка («страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится привидения в темноте, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, привидение, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Хорошо успокаивают и расслабляют ребенка игры с песком и водой, лепка из пластилина и глины, рисование с помощью пальцев рук на бумаге гуашью или акварелью. Темой игры с ребенком вы можете сделать его страх темноты или кошмарный сон. Например, можно попросить его нарисовать то, что он боится. Потом предложить ему подумать или вместе пофантазировать и нарисовать героя — реального или выдуманного персонажа, способного победить этот страх.

Например, ребенок рисует страшное приведение, которое он боится встретить в темном коридоре и которое ему регулярно снится. Следующий рисунок: смелый воин, который рубит это приведение мечом, рвет его на куски. Таким образом, ребенок выплескивает накопившиеся у него агрессию и напряжение. Потом можно попросить его нарисовать, что стало с этим страхом. Например, может ли привидение быть добрым? Ребенок может нарисовать доброе приведение, с которым теперь можно дружить.

Если страх очень сильный, то картин страха может быть несколько, а также несколько героев, спасающих ребенка. Среди этих героев могут фигурировать и реальные люди, например, родители. Ведь на самом деле, в их защите и поддержке больше всего он нуждается.

Произошла встреча со страхом, страх обыграли по-разному, превратив, его во что-то смешное и нелепое, например страшный медведь, который едет на розовом слоне в горошек и пищит как комар, и таким образом, дали выход негативным чувствам, сняли стресс. Делая картинку смешной, мы снижаем эмоциональную значимость этого образа. Либо страх можно утрировать и сказать: нет, это не один медведь, а целое сборище страшных монстров, которые хотят схватить и замучить маленького мальчика (девочку), они хватают и рвут его на части. При этом Вы можете в шутку схватить ребенка и затеять с ним борьбу. А потом вы вместе нарисуете положительных героев, побеждающих этих монстров.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Избавиться от детских страхов темноты можно, задействовав принцип «подобное подобным», то есть с помощью фантазий. Каким образом фантазия может действовать против воображения? Например, ребенок поделился с родителями своим страхом, монстром из-под кровати. Не в коем случае не лезьте под кровать и не пытайтесь заставить ребенка самому проверить, что там пусто — его вообще нельзя насильно заставлять сделать то, чего он боится.

Также нельзя отмахиваться от детских страхов, произнося утешительные фразы: «Здесь нечего бояться». Но нужно обязательно поддержать ребенка, показать, что вы его поняли и поговорить с него в таком духе:

— Ты боишься? Я бы тоже боялся, если бы у меня под кроватью сидел монстр. А что он может сделать?

— Тихо выбирается в темноте…

— А мы, притаившись, лежим в кровати и видим каждое его движение…

— Он подбирается всё ближе…

— И мы в этот момент достаем фонарик и светим ему в лицо! И монстр моментально превращается в крошечную букашку!

— Да, он сразу пищит и убегает!

Весь секрет в том, что смешное страшным быть не может. Иными словами, нужно пофантазировать с ребенком и довести «страшную» ситуацию к победному концу. Включившись в игру, ребенок наверняка сам придумает, как справиться с этим страхом.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Применяйте прием «девальвации страха»: пусть ребенок как можно чаще и в подробностях рассказывает о своих чувствах другим людям. Вы, естественно, тактично добавляйте уточняющие детали, подчеркивающие смелость, находчивость и доброту малыша.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Еще одно «сильное» средство: можно найти в лесу или парке волшебное дерево, срезать маленькую волшебную палочку, нанести на нее ножом специальные зарубки или в тайном месте отыскать волшебный камешек, помыть его и носить в кармане. При появлении объекта страха необходимо сжать волшебный предмет и произнести заклинание типа: «Я тебя не боюсь, без тебя обойдусь». Время от времени заклинания можно менять, сочиняя их вместе с ребенком. Они должны быть смешными и содержать позитивный заряд.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Хорошо помогают сказки и стихи про объект страха. Здесь родителям необходимо проявить фантазию и творчество.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Один из основных принципов снижения страха темноты, «страшилок», которых ребенок видит в темноте – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Очень полезны, могут быть рассказы родителей о своих детских, ночных страха, но при этом хорошо было бы рассказывать о том, как вы его победили, что все страхи, в конце концов, ушли.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Попросите малыша нарисовать его страх на картинке, а потом вместе с ним уничтожить этот страх. Способов уничтожения может быть несколько, его может победить смелый сказочный герой, ребенок может, смыть его водой с картинки, подойдет вариант сожжения или разрезания на части. Можно предложить еще смешной варианта, когда дорисовав страху что-нибудь такое, что сделало бы его смешным и безобидным.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной страшного привидения в темноте, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Днем старайтесь обыгрывать те предметы, которые ночью вызывают у ребенка страх.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Затевайте игры в затененных уголках квартиры, под столом, в домике, сооруженном из нескольких кресел, накрытых сверху одеялом, в комнате с зашторенными окнами и т.п. Приучайте ребенка к темноте постепенно.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Расскажите детям о смелых сказочных героях, победивших свой собственный страх – возможно, их пример поможет ребенку справиться со своей фобией.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Соревнуйтесь друг с другом, вывешивайте на кухне «лист наших рекордов», снимайте про себя фото и видеорепортажи – иными словами, это прежде всего должна быть увлекательная игра. Самые простые и безопасные упражнения в соревновании – наклоны, отжимания, приседания, бой с тенью, подтягивания – можно эффективно и с большой пользой делать в домашних условиях.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> В выходные и по праздникам, когда вся семья собирается вечером за столом, выключайте свет и зажигайте свечи. Это и выглядит торжественно, и поможет вашему ребенку привыкнуть к полумраку.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Когда ребенок боится темноты, существует прекрасный метод постепенного разрушения страха, который подходит идеально для помощи мальчику 4-5 лет, если взяться за дело готов достаточно терпеливый отец. Для работы по этому методу необходима темная комната, в которой мальчик будет тренировать силу воли, и папа, который обеспечивает психологическую поддержку.

Позиция отца: испытывать страх совершенно нормально, при этом мужчины способны справляться со своим страхом, это очень по-мужски. Эта позиция доводится до сына, затем отец помогает сыну постепенно приучать себя находиться в темном помещении. И, что очень важно, гордиться тем, что он способен преодолевать свой страх. Метод работает не на стыде, а на удовольствии от преодоления страха и гордости за это. Время пребывания в темной комнате постепенно увеличивается, а психологическая поддержка папы снижается.

Например, в начале тренировки мальчик находится в комнате 5 секунд, а папа стоит рядом с дверью и говорит что-то ободряющее, на следующий день ребенок тренирует волю уже 10 секунд, затем 20 секунд и т. д. А папа вначале находится рядом с дверью, затем перед дверью, но на каком-то от нее расстоянии, и это расстояние постепенно увеличивается. Важно, чтобы все проходило постепенно, было по силам ребенку, давало чувство гордости и сплачивало сына и папу.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Когда темноты боится маленький малыш, можно предположить, что его страх в большей степени связан с процессом психологического отделения от мамы, и он нуждается в неком временном мамином заменители. В психологии большую игрушку, которая берет на себя некоторые функции мамы, называют переходным объектом, так как он помогает малышу совершить переход от психологической зависимости от мамы к большей самостоятельности.

Традиционно в России такой игрушкой бывает плюшевый мишка, а у европейцев заяц. К мишке можно прижаться как к маме, когда хочется почувствовать себя спокойнее, поговорить с ним, пожаловаться, если надо. Обычно, переходный объект появляется в жизни малыша совершенно естественно, просто к какой-то игрушке ребенок привязывается сильнее, чем к другим. Но иногда ребенку нужно помочь познакомиться и подружиться с мишкой или зайцем, если такой дружбы еще не получилось.

Так как к этому другу должно быть удобно прижиматься, игрушку лучше выбрать мягкую. А чтобы такой друг мог наверняка защищать Вашего малыша, выбирайте его покрупнее. Знакомство с новым другом можно соответствующим образом обставить: сообщить, что есть один хороший мишка, который нуждается в друге, который очень добрый и т. д. С таким другом малышу будет спокойнее по ночам.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Закрепите успех, помогите маленькому подружиться с темнотой. Пусть она ассоциируется с радостными событиями. Устройте для малыша и его друзей сладкое пиршество при свечах. Или купите телескоп и вместе с нетерпением ждите, когда стемнеет, чтобы посмотреть на звезды.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Заполните жизнь ребенка яркими, интересными впечатлениями, лишний раз сходите на концерт, в кукольный театр, поиграйте с ним.

1 92;AppData 92;Local 92;Temp 92;msohtml1 92;01 92;clip_image001.gif» /> Игра — лучшая психотерапия в снятии страхов у детей! Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Вообще игра (и ее аналоги типа рисования и фантазирования) дает ребенку прекрасную возможность овладеть своим страхом. В игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания. В игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага (внешнего или внутреннего). Играя, легко изобразить образ самого страха, и тогда из «повелителя» ребенка он постепенно превратится в его слугу (или как минимум партнера). В игре этот страх можно изменить, добавив в образ ярких, теплых красок или комических деталей. Можно даже сделать свой страх совсем маленьким и пожалеть его.

Игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики. Вы сами убедитесь в этом, проанализировав следующие несколько игр.

Эмоциональные приемы поддержки ребенка дошкольного возраста,

Полезно применять так называемые эмоциональные приемы. Например, малыш боится Того-Кто-Ночью-Живет-Под-Диваном. Что делать?

§ Посмейтесь над объектом страха: «А ты не думаешь, что Тот-Под-Диваном сам тебя боится?»

§ Пожалейте его: «А ты не думаешь, что Тому-Кто-Под-Диваном ужасно скучно одному, без друзей?»

§ Найдите что-то позитивное: «Как ты думаешь, может Тот-Кто-Под-Диваном ухаживать за нашими цветами, пока нас нет дома?»

§ Продемонстрируйте свое «давнее знакомство» с тем, кого боится ребенок: «Я давно знаю Того-Под-Диваном, еще с моего детства. Его зовут – Дружок. Ему 100 лет. Добрейший гномик. Он обожает слушать, как мы с тобой читаем сказки».

Игры для снятия страхов темноты у детей

«Кукольные прятки» (для детей 4-6 лет). В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые — в темном (днем — в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером — при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

«Зверушки в норке» (для детей 3-4 лет). Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки — кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал. Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

«Кто притаился в темноте?» (для детей 4-8 лет). Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет. И выясняется, что чудовище — это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).

«Смелый разведчик» (для детей 4-8 лет). Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

«Пчелка в темноте» (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты). Ведущий говорит: «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселить, перелетая с цветка на цветок».

«Волшебный домик»ля детей от 3 до 5 лет). Можно спрятаться под одеяло вместе с малышом, и поиграть с ним в Волшебный домик. Взрослый ложится рядом и накрывается одеялом вместе с головой. Потом делается вверху небольшое отверстие — окошко, чтобы можно было дышать. Взрослый монотонным голосом говорит: «Мы с тобой в домике, нам здесь уютно и безопасно. Наш домик волшебный, сюда никто без разрешения не может зайти. Мы можем крепко спать, потому, что мы в безопасности, потому что (имя малыша) под защитой волшебного домика». Говорить следует тихим голосом, напевая, чтобы малыш успокоился, расслабился и уснул. Родители могут сами придумать слова, которые упокоят их ребенка, главное избегать эмоционально окрашенных слов, таящих в себе угрозу – «Тебя никто не съест», «Можешь не бояться», «Я буду тебя охранять» и так далее.

«Бобры» (для детей от 4 до 6 лет). Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу — то есть выйдет в соседнюю комнату — и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. Через эту игру ребенок научится преодолевать дискомфортное состояние в полутьме, а также разработает собственные схемы самозащиты, которые будут направлены на преодоление страха через защиту и оборону.

Театрализованные этюды для снятия страхов темноты

Импровизированную ширму можно соорудить из 2-х стульев и одеяла, персонажи – игрушки.

Этюд для снятия страхов темноты «Страшный сон».

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…

Этюд для снятия страхов темноты «Гроза».

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. (Кстати, проговаривание, а не только демонстрирование на ширме событий и действий чрезвычайно важно в терапевтических этюдах). Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший, испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» и жаль щенка, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывается, сделайте их зрителями. Самое лучшее – когда зрителями становятся взрослые, а ребенок – единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.

Этюд на выражение страха темноты «Что в углу?» (для детей 4-7 лет).

Из стульев строится кровать. Ребенок делает вид, что раздевается и ложится в постель, закрывает глаза. Входит дедушка — например папа, дедушка. Он делает вид, что снимает халат, потом подходит к внуку, видит, что он спит, поправляет одеяло и, уходя из комнаты, выключает свет.

Мама или кто-то из взрослых читает стихотворение Ал. Кушнир «Что в углу?»:

Что виднеется в углу

С черной тенью на полу,

Не пойму и сам какое,

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит,

Утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит? Стащит одеяло?

Свет зажгли – мне стыдно стало.

Я ошибся. Виноват.

Это – дедушкин халат!

Затем мальчик открывает глаза – ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно.

Выразительные движения. 1. Беспокойство: надутые щеки, сощуренные глаза, углы рта опущены, отпрянуть назад. 2. Сожаление, стыд: брови приподняты и сведены, рот открыт (вытянутое лицо), плечи приподняты.

Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!

Народные игры-забавы для снятия страхов темноты у детей

Народная игра «Жмурки».

Как вы, наверное, догадываетесь, эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.

Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: «Замри!» — им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего — найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом: все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.

Примечание. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. Если вы играете вдвоем с ребенком, то лучше сделать это сразу, а для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например, «Ха!», «Ух ты!» и т. п.). Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, а сделать это, миновав лабиринт препятствий).

Народная игра «Прятки».

Ценность этой народной игры такая же, как и предыдущей. При этом она помогает справляться в некоторой степени и со страхом одиночества, так как спрятавшийся ребенок какое-то время остается один.

Правила этой традиционной игры просты и всем известны, поэтому не будем на них останавливаться. А вот об условиях, позволяющих сделать эту забаву более эффективной в борьбе со страхами, стоит поговорить отдельно.

Если ваш ребенок боится темноты, то можно выключить (или хотя бы поначалу притушить) свет в комнате, оставить его только в коридоре, где нет удобных «потайных» мест. Объясните это тем, что найти человека в полутемном помещении гораздо труднее, чем в ярко освещенном. Если водит ребенок, постарайтесь спрятаться в темной комнате, чтобы он был вынужден заглянуть туда в поисках игрока. Если же водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате. Для этого, когда направитесь на поиски ребенка, загляните в темную часть квартиры и изобразите страх и ужас, что вы боитесь и ни за что туда не пойдете.

Продолжайте размышлять вслух, что и ваш сын (дочь) конечно же никогда не осмелится там спрятаться, в общем, не нужно преодолевать свой страх. Не будет же ваш ребенок и впрямь так мучить своего любимого папу (маму), заставляя входить в страшную комнату! Продолжайте причитать в том же духе. Тогда через какое-то время вашему малышу непременно захочется «помучить» своего трусливого родителя, спрятавшись в темной комнате. Ведь дети обожают бороться с чужими недостатками, а уж тем более с родительскими.

Примечание. Когда вы в роли водящего обнаружите ребенка, то не забудьте выразить бурную радость по поводу найденной пропажи. Это эмоциональное подкрепление будет как раз кстати и вознаградит малыша за те усилия в контроле собственных чувств, которые он приложил (ведь ему пришлось сидеть тихо, возможно, в неудобном положении, одному в темной комнате, а может быть, в замкнутом пространстве типа шкафа или ванной).

Вышеописанные игры подходят как для детей от трёх лет, так и для более старших. Интерес к ним угасает только к концу младшего школьного возраста, то есть они на редкость универсальны.

Статья психолога высшей категории Бизимовой Е.В. печатается на сайте впервые.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Презентация Родителям о безопасности детей в сети Интернет

Презентация "Родителям о безопасности детей в сети Интернет" Презентация для родительского собрания о безопасности детей в сети Интернет. О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Учитель информатики МБУ «Школы № 79» г. Тольятти Майорова Ю.А. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер.

Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО — ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

« ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА». « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Презентация на тему: Поощрение и наказание детей в семье

Поощрение и наказание детей в семье. Наказание справедливоенесправедливое ребенок получает наказание, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемyaiva33.

Презентация адаптация детей к детскому саду

Адаптация детей к детскому саду. Советы и подсказки Удостоверьтесь, что детский сад предназначен только для вашей семьи, так как колебания родителей передаются детям.

Презентация — Интернет-зависимость у детей и подростков — скачать бесплатно

Презентация Интернет-зависимость у детей и подростков Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Презентация — Безопасность детей в Интернете — скачать презентации по ОБЖ

Безопасность детей в Интернете Описание презентации по отдельным слайдам: Вирусы и программы-черви Программы, проника-ющие в компьютер для копирования, повреждения или уничтожения данных.

Предотвратить развод детей

Могут. но не всегда Как говорить с ребенком о разводе.Он не сделал ничего, чтобы это произошло, не мог ничего сделать, чтобы предотвратить развод, и не сможет воссоединить родителей.

Практическое занятие для родителей детского сада «Поощрения и наказания детей&raquo

Практическое занятие для родителей детского сада «Поощрения и наказания детей» Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

Практические рекомендации родителям имеющих гиперактивных детей

Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад.

Православный форум Доброе слово — Просмотр темы — Наказание детей

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) Часовой пояс: UTC + 3 часа Зарегистрирован: 14 июл 2010, 22:20 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

Правильное гадание на Святки на детей

Самое лучшее время для того, чтобы заглянуть в будущее и хоть немножко прояснить свою судьбу, наступает в Сочельник и длится вплоть до праздника Крещения. В народе это время с самой древности называют Святками и даже христианские священники, в другие периоды осуждающие гадания, в эти дни смотрят на них буквально сквозь пальцы.

Правила этикета: за столом, в гостях и ресторане, поведение детей и сервировка

Как вести себя в гостях и ресторане, какие правила этикета за столом соблюдать и как располагать приборы Первое впечатление от человека складывается не только благодаря внешнему виду и одежде, но манерам поведения.

Правила этикета за столом: нормы поведения во время приема пищи, как правильно вести себя дома и в общественных местах, застольный тон для детей и взрослых

Правила этикета за столом: нормы и культура поведения Застольные мероприятия – это экзамен для каждого человека на знание этикета и хороших манер. Современную жизнь трудно представить без походов в ресторан или в гости.

Правила этикета за столом для детей и подростков: 4 главных рекомендации детского психолога

Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка Воспитательный процесс и вхождение детей в социум многогранны и подразумевают множество нюансов, о которых стоит помнить родителям.

Правила этикета за столом для детей

С раннего возраста учите ребенка, как правильно вести себя за столом. Правила этикета за столом для детей осваивайте со своим малышом начиная с 2-летнего возраста. Правила этикета за столом для ребенка Что такое этикет для ребенка — это свод правил поведения, которых следует придерживаться в цивилизованном обществе.

Правила этикета для детей, Все о детях, все для родителей

Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. А дети, как и взрослые, должны знать как правильно себя вести. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета.

Правила этикета для детей школьного возраста (48 фото): уроки этики и правила общения с людьми для школьников

Правила этикета для детей школьного возраста: уроки вежливости Детское поведение неизменно беспокоит всех родителей. Оно должно строго следовать нормам этикета, но добиться этого, как думают многие, непросто.

Правила этикета для детей за столом: как привить хорошие манеры?

Очень часто маленькие дети, садясь за стол, превращают употребление пищи в балаган. Кое-кто игнорирует это, повторяя: «Ну что с них взять? Это же дети?». Но не стоит придерживаться такого же мнения.

Правила этикета для детей дошкольного возраста: За столом, в гостях

Правила этикета для детей это волшебные правила поведения, зная и соблюдая которые вы никогда не попадете в неудобную ситуацию, и всегда будете выглядеть вежливым и воспитанным.

Правила этикета для детей дошкольного возраста — формирование хороших манер

Правила этикета для детей: как воспитать хорошие манеры? В цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере.

Правила этикета для детей

Как объяснить ребёнку, что такое этикет? Прежде всего, это свод волшебных правил, которые помогут научиться красиво вести себя. Узнав эти правила и практикуя их ежедневно, ребёнок сможет легко и просто строить общение с родными, друзьями и даже незнакомыми людьми.

Правила работы в сети Интернет и мобильных сетях связи для детей и родителей, Школа Сохондо

Правила работы в сети Интернет и мобильных сетях связи для детей и родителей Компьютер в наше время стал для ребенка и другом и помощником и даже воспитателем, учителем.

Правила поведения на воде детей в бассейне

Вода – это природная среда для человека с зачатия. Ведь дети целых 9 месяцев находятся в жидкой среде и рождаются уже с плавательными рефлексами. Но, если их вовремя не начать развивать, то к 3-3,5 месяцам они угасают.

Правила поведения за столом для маленьких детей

Часто ли родители задумываются над тем, как их чадо ведет себя за столом? В семьях нередко можно увидеть такую картину: малыш отказывается от еды, капризничает, пачкает одежду, или громко смеется, разговаривает с полным ртом, требует, чтобы его покормили.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->