Впервые метод использования игры с песком придумал всемирно известный психотерапевт Карл Юнг. На сегодняшний день песочная терапия являет собой целостную, полностью сложившуюся систему, которая есть очень эффективной и простой системой построения терапевтических отношений.
Сеанс песочной терапии проходит довольно просто. В кабинете психолога может находиться небольшой столик, дно и стенки которого окрашены в голубой цвет (данный цвет выбран не случайно, так как он является символом неба и воды). В поддон насыпают сухой чистый песок. Рядом располагаются разнообразные игрушечные объекты, которые ребенок может использовать для создания своего мира. Это может быть самый разнообразный природный материал (ракушки, камушки, веточки, листья), дома, объекты ландшафта, техника, животные и сказочные персонажи. В свою очередь клиент выбирает любые понравившиеся ему игрушечные объекты и создает из них самые разнообразные композиции. Также песочная терапия может происходить с влажным песком. Такие занятия особенно эффективны для самых маленьких детей в возрасте от 2 до 5 лет.
После создания своей композиции, психолог просит клиента рассказать о своей работе, о своих чувствах во время работы, о трудностях, с которыми столкнулся. Известный психолог В.Оклендер пишет о том, что сцены, которые изображают в песочнице, рассматривают как более значимые, чем сами сновидения.
Во время работы с песком дети чувствуют, что являются вольными художниками, для которых не существует рамок. Психотерапевтические занятия с песком помогут ребенку при таких нарушениях, как вербализм, аутизм, гиперактивность и проживание травматических ситуаций.
Данный метод идеально подходит для взрослых и детей и не требует специфических умений и навыков. При работе с песком ребенок активно развивает свое творческое мышление, снижает эмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки. Также песочная терапия очень позитивно влияет на семейный мир и «игра в песок» станет весьма кстати во время семейного времяпрепровождения.
Часто песок для детей является своего рода магнитом. И, зачастую, прежде чем ребенок осознает, что он делает, его руки уже автоматически начинают играть с песком: строить пирамиды, тоннели, замки. Но, если к песку добавить еще и игрушечные фигурки, то ребенок полностью окунается в свою игру и начинает творить.
В процессе игры с песком ребенок, как правило, выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, развивает свою позитивную Я-концепцию, становится ответственным в своих поступках и действиях, овладевает чувством контроля над собой. Также нередко ребенку получается развить самооценку и начать верить в себя и свои возможности. Играя с песком, ребенок самовыражается, передает свои чувства. Активно развиваются сенсомоторные навыки ребенка. Часто песочную терапию используют в качестве развивающего и психопрофилактического средства.
Также игры с песком особенно рекомендуют детям дошкольного возраста с заниженной самооценкой, а также детям, которые пережили стресс, связанный с утратой близких им людей.
Процесс проведения песочной терапии проходит в три стадии: хаос, борьба, разрешение конфликта. На стадии хаоса ребенок, как правило, хватает в руки большое количество игрушек, часто смешивает их с песком и расставляет на песочном листе. На стадии борьбы ребенок переносит на песок свои внутренние конфликты и проблемы. На стадии разрешения конфликта, ребенок успокаивается, его восприятие рисует благополучные картины, к нему возвращается мир и покой.