Не пропусти
Главная » Развитие детей » Проблема физического наказания детей в истории педагогики, В гостях у Мэри Поппинс

Проблема физического наказания детей в истории педагогики, В гостях у Мэри Поппинс

Онлайн-журнал для родителей об обучении, воспитании и развитии детей.

Проблема физического наказания детей в истории педагогики, В гостях у Мэри Поппинс

Наказание и поощрение детей: проблема физического наказания детей в истории педагогики

Проблема физического наказания детей в истории педагогики, В гостях у Мэри ПоппинсРано или поздно в каждой семье встает вопрос о наказании ребенка.

За что можно наказывать детей, а за что нельзя? Как наказывать? Допустимы ли физические наказания? Почему наказание не приносит желаемого результата?

Таким вопросам родителей нет числа. И в одной статье ответить на них невозможно, поэтому мы начинаем цикл статей под общим названием «Наказание и поощрение детей». Оставляйте вопросы, замечания в комментариях, делитесь своим жизненным опытом, чтобы помочь нам разобраться в проблеме. Первую статью цикла «Наказание и поощрение детей» посвятим истории вопроса.

Проблема физического наказания детей в истории отечественной и зарубежной педагогики

Наказание – вспомогательное средство педагогического воздействия, идущее рука об руку с поощрением. Еще в первобытном обществе появились первые виды и формы наказания (о системе воспитания детей в первобытном обществе можно почитать здесь ). Как думаете, какие? Рискну предположить, что Вы начнете с физического наказания и будете не правы. Первобытные люди не были сторонниками физических наказаний, максимум, что грозило провинившемуся – угроза физического наказания – например, удар палкой по следу ребенка. С одной стороны, потомство трудно было вырастить в суровых условиях того времени, с другой, — жизнь, полная опасностей, болезней и лишений, сама воспитывала детей и у взрослых не было нужды применять суровые наказания, которые впоследствии долгие века господствовали в воспитании детей.

Например, в Древнем Египте при решении вопроса о наказании ребенка руководствовались простой формулой:

«Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Физические наказания были нормой, считались необходимыми и естественными в процессе обучения и воспитания.

В Средние века также были чрезвычайно распространены физические наказания. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело и широко практиковались в церковных школах: лишение еды, карцер, жестокие избиения (палками, розгами, плетью). От детей любыми способами добивались слепого подчинения. Науки и почтение к религии в прямом смысле вколачивались в детей.

Эпоха Возрождения вернула гуманистические идеи в педагогику, великие педагоги того времени отрицали пользу физических наказаний. К примеру, Эразм Роттердамский советовал обращаться к здравому смыслу детей:

«Не следует приучать ребенка к ударам… Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух – к упрекам… Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!»

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский писал, что

«в том доме, где есть дети, нужна величайшая осмотрительность, чтобы не произошло чего-либо противного добродетели, но чтобы все соблюдали умеренность, опрятность, уважение к друг другу… Если это будет происходить постоянно, то, несомненно, не нужны будут ни множества слов для наставления, ни побои для принуждения».

Вместе с тем Коменский не отрицал наказания, оно лишь должно быть разумным, своевременным и соотноситься с проступком. Первая ступень наказания – «окрик», если ребенок ведет себя неверно, при этом сделать замечание нужно спокойно, чтобы не напугать, а предостеречь. Если этого окажется недостаточно, можно усилить порицание, обратившись к совести ребенка, увещеваниям и угрозам. Если это поможет, ребенка нужно похвалить сразу же, а затем еще раз немного позже, чтобы закрепить результат. В случае неэффективности первой ступени наказания, Коменский допускает физическое наказание (отшлепать или побить розгами), чтобы ребенок опомнился.

И хотя в европейских странах постепенно сформировалась новая концепция наказания и поощрения детей, от физических наказаний ни дома, ни тем более в школе полностью не отказались вплоть до начала 20 века.

Нужно отметить, что и на Руси телесные наказания были распространены, они не считались чем-то постыдным ни в семье, ни в школе. Сохранилось много пословиц и поговорок, отражающих представления народной педагогики о наказании детей:

«Матерни побои не болят. Мать и бия не бьет», «Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет», «Не наказанный сын — бесчестие отцу», «Воспитывать надо, пока поперек лавки лежит» и др., осуждалась лишь жестокость в наказании: «Палка красна — бьют напрасно: палка бела — бьют за дело».

Поощрялось наказание и в «Домострое»:

«Казни сына своего от юности его… и не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти».

Это касалось детей и бедных, и богатых. Различалась лишь степень унижения и жестокости.

Физические наказания очень долго господствовали в русских школах и семьях, несмотря на протесты педагогов и физиологов. Со временем губительное влияние на личность ребенка прилюдных позорных физических наказаний в школах было только усилено. Стали меньше пороть, но больше унижать. П.Ф. Каптерев писал:

«С ослаблением страха телесных наказаний вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены, с одной стороны, целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой множество наград».

Учеников могли заставить снять какую-либо часть одежды (например, девочку могли лишить фартука, чтобы вся школа знала о ее проступке) или надеть костюм другого цвета. В ходу были даже ослиные уши и шутовские колпаки. Такие явления были обусловлены неверным пониманием сути наказания в воспитании. Наказание понималось, прежде всего, как средство устрашения, запугивания, расплаты за совершенное, как кара за грехи.

Кардинально ситуация изменилась лишь в начале 20 века, а точнее после октябрьской революции 1917 года, когда физические наказания были официально запрещены, а в обществе утвердилась иная идеология воспитания, отрицающая духовное и физическое насилие над детьми.

Продолжение следует: впереди разговор об альтернативных способах наказания детей в истории педагогики, таких, например, как метод естественных последствий.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Психологические проблемы детей

Осложнение условий развития – источник целого комплекса психологических проблем детей. Душевные «отклонения» становятся ощутимой преградой на пути социальной адаптации ребенка.

Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстниками — ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ — Каталог файлов — МИШУТКИНА ШКОЛА

Сравнивая разные типы в общении детей с проблемами, можно видеть, что они существенно различаются по характеру поведения и по степени трудности для родителей и воспитателей.

Можно ли наказывать детей? Сайт помощи психологам и студентам

Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. педагогики, родителям и всем, кто интересуется психологией и воспитанием детей. Представлен раздел рефератов, подборка контрольных и курсовых работ, библиотека учебных пособий и каталог книг по психологии.

Психологические особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста

Психологические особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста. Автор: Филиппова Галина Викторовна, воспитатель, Муниципальное образовательное дошкольное учреждение Морозко . Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.

Психологические особенности детей разного возраста

СЗАО, район Куркино Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций.

Можно ли наказывать детей? Как наказывать детей?

Недавно нашла в интернете статью Л.Петрановской, мне она показалась интересной. Приглашаю Вас к обсуждению. Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема.

Психологические особенности детей подросткового возраста, Гимназия № 22

Психологические особенности детей подросткового возраста Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма половое созревание.

Психологические особенности детей 10 11 лет: что нужно понимать родителям

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.

Можно ли наказывать детей физическими методами?

Идеальных детей конечно же не бывает. И каждому из родителей рано или поздно приходится столкнуться с мыслью о наказании. Как наказывать ребенка? Какие виды наказаний приемлемы, а какие - нет, какие методы лучше действуют? Даже специалисты не могу четко ответить на данный вопрос.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет

субъект РФ: Ленинградская область населённый пункт: город Всеволожск адрес: Ленинградская область г. Всеволожск, ул. Южная, д.16 Знатнова Любовь Михайловна Контактный телефон: 8(81370) 30-081 четверг с 9.00-18.00 Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области СПб, наб.

Можно ли детей не наказывать

Некоторые родители задают вопрос: если избегать при общении с детьми острых углов, можно ли обойтись без наказания? Сторонником бесед с детьми был известный врач Б.Спок.

Психологические особенности готовности к школьному обучению гиперактивных детей: Дипломная работа: Психология

Министерство Образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет» ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ» к. псх.

Психологические особенности гиперактивных детей

Гиперактивные дети. Рекомендации родителям и учителям На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений.

Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста

Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста На правах рукописи РОЯК Адалина Анатольевна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ и МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя Решающую роль в формировании детской личности играет система отношений, которые складываются у ребенка с окружающими людьми.

Психологическая помощь нижний новгород: Психология детей и подростков

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни ребенка, как и радость, гнев, удивление.

Психологическая готовность детей к школе — Консультация для родителей

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей Любивая Г.Г., педагог-психолог д/с №17 г. Алексеевка Белгородской обл. Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы.

Психологи советуют — как уберечь детей от — групп смерти

В Доброполье огласили приговоры за кражи и семейное насилие У Покровську трьом чоловікам оголошено підозру у нанесенні тяжких тілесних ушкоджень - про Пенсії перераховані вже половині військових пенсіонерів - уряд JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 783 Психологи советуют - как уберечь детей от групп смерти Страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста, Контент-платформа

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Подготовила: Замотаева Анастасия, студентка 2 курса специальности «Педагогика и психология» Школы педагогики ДВФУ В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Прощание с детским садом, выпускной в детском саду: стихи и песни для детей

Азбука маленького россиянина в стихах СОДЕРЖАНИЕ Стихи про детский сад: Детсадовский этикет Стихи ко Дню воспитателя Прощание с детским садом Занимательное азбуковедение Занимательная логопедия Стихи для малышей ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ Прощание с детским садом Подросли твои «птенцы». Завтра с этого порога Через год, имей в виду, Брата младшего Тимошку Я за ручку приведу.

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей К числу наиболее распространенных болезней у детей относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира.

Проживание несовершенно летних детей после развода родителей

Проживание несовершенно летних детей после развода родителей Обязательно ли прописывать несовершеннолетнего ребенка (7 лет) по месту проживания мамы? (родители в разводе) Граждане РФ обязаны регистирироваться там, где РЕАЛЬНО проживают.

ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые! », Центр гражданских и молодежных инициатив

ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые!» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Останинский детский сад общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей с. Останино ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые!» Цели, задачи проекта.

Проект «Формируем культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста» (долгосрочный, познавательно-игровой)

В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности Автор: Пастухова О.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 26» (г. Первоуральск). Актуальность.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->