Не пропусти
Главная » Развитие детей » Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 — 7 лет

Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 — 7 лет

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 лет
  • Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 лет
  • Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 лет
  • ГлавнаяПрограмма игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 лет
  • Публикации в журналеПрограмма игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 лет
  • Дошкольное образование. РазноеПрограмма игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 лет
  • Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 — 7 лет

Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 — 7 лет

Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 летПрограмма игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 летПрограмма игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 летПрограмма игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 летПрограмма игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 - 7 лет

Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 — 7 лет

Довжик Ирина Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №47

Калининского района Санкт-Петербурга

Определение актуальности проблемы

Застенчивость это неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми. Застенчивость может быть защитным поведением при повышенной психологической ранимости, чувствительности. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Например, это случается с детьми, когда они не знают, как себя вести в новой ситуации, или обладают медленной реакцией и не могут приспособиться к общению с несколькими людьми одновременно.

Ошибочно думать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. У застенчивых детей сильна тяга к общению, просто они не умеют устанавливать контакт и от этого страдают.

Психологи считают , что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Возникновение застенчивости часто связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, — родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Поэтому именно игровая терапия поможет преодолеть внутренние психологические барьеры, создать эмоционально-положительную атмосферу, установить дружеские взаимоотношения.

Снижение уровня застенчивости дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

1. Коррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах.

2. Развитие чувства собственной значимости. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.

3. Профилактика конфликтов детско-родительских отношений.

развитие доверия к другим.

Стратегия и тактика игровой терапии.

Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю.

Занятия проводятся во второй половине дня, в групповой комнате и в музыкальном зале.

Рекомендуется подгрупповая и групповая работа.

Предполагается использовать 3 блока:

1. блок- развитие у ребенка смелости.

2. блок развитие умения действовать в сложных ситуациях.

3. блок развитие способности принимать самостоятельно решения.

Достижение снятия застенчивого состояния у ребенка.

1. Теоретический курс занятий в родительской группе.

2. Ведение дневника родителями (записи изменений которые происходят в поведении ребенка).

Материалы и оборудование.

Материалы для проведения занятий (см. содержание игр).

Приветствие. Давайте познакомимся! [10 ]

Упражнение Что я люблю [9 ]

Игра Узнай по голосу [3]

Развитие у ребенка смелости.

Создание благоприятных условий для сплоченной работы в группе, поднятие эмоционального тонуса детей и желание общаться, быть активными.

Упражнение Слепой танец [7].

Упражнение Дракон кусает свой хвост [5].

Повышение самооценки детей. Развитие доверительного отношение у детей.

Сказка о мальчике который не умел играть. [6].

Снижение у детей тревожности и напряжения. Развитие у детей воображения.

Игра Связывающая нить [10].

Танцевальный этюд Подари движение [9].

Укрепление эмоциональных контактов, способствующих доверительному отношению.

Приветствие Давайте поздороваемся [ 10].

Развитие умения действовать в сложных ситуациях.

Развивать способности понимать чувства другого.

Создание условий для снижения уровня застенчивости.

Упражнение За что меня любит мама . [3].

Игра Слепой и поводырь

Развитие умения расслаблять

мышцы тела, развитие

Упражнение Давайте поздороваемся [10].

Упражнение Расскажи свои страхи [10].

Игра Скучно, скучно так сидеть [9].

Этюд стойкий оловянный солдатик [10].

Развитие уверенности у де-

тей, улучшение детских взаимоотношений.

Игра Окажи внимание другому [10].

Закрепление умения выражать чувства радости.

Формирование умения адекватно выражать свое поведение.

Игра Цветик семицветик [10].

Развитие способности принимать самостоятельно решения.

Формирование чувства доверия и уверенности в себе.

Приветствие Дружба начинаешься с улыбки [ 8 ].

Ритуал прощания Сердечко в ладошке [10].

Развитие умения принимать самостоятельные решения.

Повышение самооценки ребенка.

Упражнение Давайте поздороваемся [10]

Игра Настроение и походка [8].

Игра Соломинка на ветру

Развитие доверия к окружающим.

Давайте познакомимся! (Р. Калинина)

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Нарушение : застенчивость/тревожность, ЗПР.

Количество играющих : любое.

Необходимые приспособления : надувной мяч.

Описание игры : дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок дол shy;жен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д .

Комментарий: эта игра помогает познакомиться с деть shy;ми, которые только что пришли в группу, а также вов shy;лечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего-иг shy;рока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, кото shy;рому будет кидать мяч.

Упражнение Что я люблю . Цель: раскрепощение участников, частичное снятие защитных барьеров. Ход игры . Детям предлагается ответить на несколько вопросов. Первый: какое моё самое любимое занятие. Дети передают игрушку друг другу и называют любимое занятие. Затем любимую игрушку, любимое лакомство.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: Стоп! Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор — тот, кого узнали последним.

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши .

По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу до свидания , назвав его взрослым именем.

Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую либо фразу, обращенную ко всем осталь shy;ным: Добрый день , Желаю всем узнать много нового и интересного и т. д. Вместо фразы участник может ис shy;пользовать любой приветственный жест.

Игра. Дракон кусает свой хвост .

Цель. Пробуждает активность каждого ребенка, учит подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих. Развитие сообразительности, ловкости, быстроту реакции у детей,

Ход. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок это голова дракона, последний кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нурыева Восточный танец , первый играющий пытается схватить последнего дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок.

Игра Слепой танец . Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет слепой . Другой останется зрячим и сможет водить слепого . Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1 2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку .

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Цель. Повышение самооценки.

Ход. Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами Однажды я. Например: Однажды я помог товарищу или Однажды я быстро оделся

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Приветствие Давайте поздороваемся

Цель: расширение невербальных средств общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход упражнения . Педагог спрашивает у детей, как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребёнок.

Сказка о мальчике, который не умел играть.

Жил-был мальчик. Звали его Петя-вредина. Да, конечно, имя его было про shy;сто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Петей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал ни shy;каких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что другие дети. В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-врёдина выходил погулять. Пете было решительно не с кем дружить. Но он не огорчался,

Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, — думал Петя, — у меня будет что-нибудь такое, что они сами запросятся по shy;играть, а я еще подумаю. А это будет. будет. И Петя представил себе замеча shy;тельное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были сильные с крепкими, ко shy;пытами, голов было две — обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

— Меня зовут Единорог-семь колокольчиков, — сказало чудесное животное, -дай я тебя покатаю.

Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом-семь колокольчи shy;ков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу до свидания . И на следующий день во дворе его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который показывал ему фокусы. На следу shy;ющее — быстро бегающий Летучий Свинслик; с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредности. А еще на следующий день Петя-врёдина напомнил про других ребят. Пусть они не думают, что я так легко оставлю их и покое, — мечтал Петя, — я придумаю такое.

И придумал. Новое животное было очень страшным: с красной гривой, пятни shy;стым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно зевнуло.

— Что ты здесь торчишь? — закричал на него Петя. — Ты ребят ищи!

— Во-первых, — визгливым голосом проверещало животное, — не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вторых, я нико shy;го искать не собираюсь. Ты меня придумал и тебе самому придется со мной иг shy;рать. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь, — заявило Опудало, — то я тебя просто съем.

— Ну ладно, — испугался Петя, — скажи, как ты хочешь играть.

И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по команде чудовища, наде shy;ясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вечером, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу: Ты что это такой невежливый? Если ты не скажешь до свидания , я тебя проглочу! И Петя сказал. В результате на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее ут shy;ро тоже. А вечером сказало: А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу иг shy;рать с тобой и ночью — то-то будет весело! Петя взмолился: Дорогое Опудало, я не успел приготовить тебе помещение, подожди до завтра . Ишь какой! — воз shy;мутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колючим хвостом, — Смотри мне, только до завтра . Грустно поплелся домой Петя — ему осталась одна ночь, чтобы что-нибудь придумать.

Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чудови shy;ще, которое могло бы победить жуткое Опудало. Но что с ним делать потом? Думал Петя и о том, чтобы опять появились Единорог-семь колокольчиков, Змеелев и Свинслик, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хо shy;тел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем по shy;могут ребята, тоже не знал. На какое-то мгновение пришла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму?

Дальше Петя думать не стал — Опудало просто нельзя пускать домой. Мо shy;жет быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не навсегда — пусть только исчезнет страшная выдумка. Но ведь это я выдумал Опу shy;дало, — устыдился вдруг Петя. — Не зря ребята прозвали меня врединой, если я смог придумать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом .

— Еще чего, — снова возник в его ушах визгливый голос, — мы с тобой од shy;но, будем жить вместе и все будут нас бояться.

— А что такое мама? У. маменькин сыночек!

— Ты не смеешь оскорблять мою маму!

— Я все смею. Я — это ты!

Петя испугался. Неужели я такой ужасный?! Наверно, да, ведь я не хотел играть с Опудалом — оно меня заставило. И ребята не хотят со мной играть. Но, может быть, я не всегда такой? Я же придумывал и других зверей — добрых и весе shy;лых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята. Я больше не буду врединой, -пообещал сам себе Петя. — А что делать сейчас?! И Петя решился: если я хочу исправиться, я начну сейчас — я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему по shy;мещение, а скажу ему так: Спасибо тебе, Опудало. Теперь я понимаю, какой я, ты меня многому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими — такими, чтобы с нами хотели играть . Петя очень боялся, но понимал, что другого вы shy;хода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу.

Во дворе никого не было.

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Цель: развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выражать основные эмоции. Ход этюда . Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители страны, маленькие дети. Они весёлые, как он узнал, что они весёлые? (Ответы детей ).

Песня Чунга-чанга . Выразительные движения: улыбка, подскоки.

Игра Щепки на реке . (К. Фопель, часть 3, 1998)

Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки . Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен проплыть по реке. Он сам решит, как будет двигаться:

быстро или медленно. Участники игры берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок). Обсуждение: Дети делятся своими ощущениями, возникшими у них во время плавания , описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

Танцевальный этюд Подари движение

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15 20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему и так по кругу.

Упражнение Давайте поздороваемся Цель: расширение невербальных средств общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход упражнения . Педагог спрашивает у детей, как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребёнок.

Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.

Нарушение: тревожность, застенчивость, ЗПР.

Возраст: старше 5-ти лет.

Количество играющих : группа детей.

Описание игры : взрослый начинает историю: Жили-были. далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сде shy;лать его более осмысленным.

Комментарий: начало может быть любым, например: В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу). , За тридевять морей. и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирова shy;ние, включение героев из разных сказок и т. д.

В конце игры ведущий целиком пересказывает полу shy;чившуюся историю.

Цель. Овладение неречевыми средствами общения.

Колдун заколдовывает одного из детей так, что он теряет способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить, как это произошло. Дети задают ему вопросы; отвечая на них, он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. С помощью жестов и мимики показывает направление и предметы, размер и форму предметов, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети переводят его рассказ.

Цель. Научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого.

Воспитатель читает рассказ Г. Цыферова Ежик :

Пошёл темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол. Заметил наконец в голубой луже звезду. Тоже хотел наколоть да ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит. А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень .

Цель. Тренировка психомоторных функций.

Воспитатель читает стихотворение К. Чуковского Ежики смеются .

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы .

Дети, используя выразительные средства, изображают походку ежей, их позы (наклон головы, прищуренные глаза, трясущийся от смеха живот, улыбку и т. д.).

Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок путник , другой его тень . Последний старается точь-в-точь скопировать движения путника , который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Упражнение: За что меня любит мама

Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку. Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Игра Слепой и поводырь

Цель. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один слепой , другой его поводырь , который должен провести слепого через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У слепого завязаны глаза. Цель поводыря провести слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если нет , то почему?

Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Упражнение Давайте поздороваемся

Цель: расширение невербальных средств общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Ход упражнения . Педагог спрашивает у детей, как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребёнок.

Упражнение Расскажи свои страхи

Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: Когда я был таким маленьким, как вы, то. Затем задает вопрос: А у вас такое бывало? , А кто еще боится чего-то, расскажите! Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.)

Этюд Стойкий оловянный солдатик

Цели. Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.

Ведущий читает сказку Х.К. Андерсена Стойкий оловянный солдатик . Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его.

Игра Скучно, скучно так сидеть

Цели. Развитие раскованности; тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной по количеству детей, возле другой на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены.

Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть.

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу.

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре shy;вожность.

Количество играющих : четное.

Необходимые приспособления : аудиозапись с русской народной песней Кума .

Описание игры : дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выпол shy;няют задания, которые дает ведущий:

Тропинка! дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы, вниз;

Копна! дети соединяют руки в центре своего круга;

Кочки! все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми спра shy;вились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в со shy;ответствии с правилами. Она будет полезна как конф shy;ликтным детям, так и замкнутым.

Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую либо фразу, обращенную ко всем осталь shy;ным: Добрый день , Желаю всем узнать много нового и интересного и т. д. Вместо фразы участник может ис shy;пользовать любой приветственный жест.

Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.

Нарушение: тревожность, застенчивость, ЗПР.

Возраст: старше 5-ти лет.

Количество играющих : группа детей.

Описание игры : взрослый начинает историю: Жили-были. далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сде shy;лать его более осмысленным.

Комментарий: начало может быть любым, например: В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу). , За тридевять морей. и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирова shy;ние, включение героев из разных сказок и т. д.

В конце игры ведущий целиком пересказывает полу shy;чившуюся историю.

Цель. Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова Ласковый котенок . Дети разбиваются на пары: один котенок, второй его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия.

Игра Окажи внимание другому

Цели. Развитие умения выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.

Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: Спасибо, я тоже думаю, что я. (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: А еще я думаю, что я. ).

Под спокойную музыку дети в сво shy;бодном направлении передвигаются по группе. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т. д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: Как я рада тебя видеть! , Какой замечательный сегодня день! и др.

Упражнение Тренируем эмоции

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать

Ведущий предлагает детям:

а) нахмуриться как:

б) позлиться, как:

два барана на мосту,

ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

заяц, увидевший волка,

птенец, упавший из гнезда,

котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

кот на солнышке,

будто ты увидел чудо.

Игра Цветик — семицветик

Цель. Развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобится цветик — семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки.

а) Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественно е значение красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания понравились и почему.

б) Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они совершают полет , обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

в) Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по семь желаний. Затем двое-трое детей собирают все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их, то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к своему владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все семь желаний. Условие не повторяться.

Игра Передай по кругу

Цель. Достичь взаимопонимания, сплоченности.

Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т.п.

Дружба начинаешься с улыбки.

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят

ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Цель. Расслабить мышцы рук.

Ход.У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты. Диктор (это я) читает загадку, а вы будете изображать сосульки.

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

Итак, репетируем А теперь выступаем. Здорово получилось!

Цель. Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения.

Дети разыгрывают сценки из мультфильма Просто так , где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, просто так ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше от одного героя к другому.

Упражнение. Закончи предложение .

Цель. Отрытое общение детей друг с другом, повышение самооценки ребенка.

Ход. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же начала могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им окончания должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: Я умею. , Я могу. , Я хочу научиться. .

Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Ритуал прощания Сердечко в ладошке .

Цель:Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение и улыбаются самой доброй улыбкой. Педагог дарит детям сердечко и кладет его каждому в ладошку. Просит и детей подарить что-нибудь на память. Говорит детям:

Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть теплота ваших сердец, которую можно почувствовать, дотронувшись до ваших ладошек.

Упражнение Давайте поздороваемся

Цель: расширение невербальных средств общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Ход упражнения . Педагог спрашивает у детей, как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребёнок.

Игра Настроение и походка

Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимемся.

Упражнение Соломинка на ветру

Цель. Снижение напряжения, развитие доверия к окружающим.

Ход. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается соломинка . Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: Не отрывай ноги от пола и падай назад! , участники игры по очереди прикасаются к плечам соломинки и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и соломинка плавно покачивается по кругу.

Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах соломинок заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.

Ведущий читает рассказ Я. Тайца. Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя с Толей, Люся С Галей, Женя с Вовой, Сёма с Димой. Много пар.

А Маша осталась одна:

Возьми Мишку косолапого!

Маша взяла Мишку. Вот и пара.

Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди всех .

После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации?

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза . После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

1. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей . Издательство Речь 2007.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми . М.: Генезис 2000г.

3. Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимоотношения с детьми .СПб 2007г.

4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений .

5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение: Владос.1995. 6. Шорохова О.А. Играем в сказку .М.: ТЦ Сфера 2006. 7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — Практическое пособие. М.: Генезис . 1998.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Психологические проблемы детей

Осложнение условий развития – источник целого комплекса психологических проблем детей. Душевные «отклонения» становятся ощутимой преградой на пути социальной адаптации ребенка.

Психологические причины трудностей детей в общении и в межличностных отношениях со сверстниками — ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ — Каталог файлов — МИШУТКИНА ШКОЛА

Сравнивая разные типы в общении детей с проблемами, можно видеть, что они существенно различаются по характеру поведения и по степени трудности для родителей и воспитателей.

Можно ли наказывать детей? Сайт помощи психологам и студентам

Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. педагогики, родителям и всем, кто интересуется психологией и воспитанием детей. Представлен раздел рефератов, подборка контрольных и курсовых работ, библиотека учебных пособий и каталог книг по психологии.

Психологические особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста

Психологические особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста. Автор: Филиппова Галина Викторовна, воспитатель, Муниципальное образовательное дошкольное учреждение Морозко . Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.

Психологические особенности детей разного возраста

СЗАО, район Куркино Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций.

Можно ли наказывать детей? Как наказывать детей?

Недавно нашла в интернете статью Л.Петрановской, мне она показалась интересной. Приглашаю Вас к обсуждению. Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема.

Психологические особенности детей подросткового возраста, Гимназия № 22

Психологические особенности детей подросткового возраста Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма половое созревание.

Психологические особенности детей 10 11 лет: что нужно понимать родителям

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.

Можно ли наказывать детей физическими методами?

Идеальных детей конечно же не бывает. И каждому из родителей рано или поздно приходится столкнуться с мыслью о наказании. Как наказывать ребенка? Какие виды наказаний приемлемы, а какие - нет, какие методы лучше действуют? Даже специалисты не могу четко ответить на данный вопрос.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет

субъект РФ: Ленинградская область населённый пункт: город Всеволожск адрес: Ленинградская область г. Всеволожск, ул. Южная, д.16 Знатнова Любовь Михайловна Контактный телефон: 8(81370) 30-081 четверг с 9.00-18.00 Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области СПб, наб.

Можно ли детей не наказывать

Некоторые родители задают вопрос: если избегать при общении с детьми острых углов, можно ли обойтись без наказания? Сторонником бесед с детьми был известный врач Б.Спок.

Психологические особенности готовности к школьному обучению гиперактивных детей: Дипломная работа: Психология

Министерство Образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет» ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ» к. псх.

Психологические особенности гиперактивных детей

Гиперактивные дети. Рекомендации родителям и учителям На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений.

Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста

Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста На правах рукописи РОЯК Адалина Анатольевна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ и МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя Решающую роль в формировании детской личности играет система отношений, которые складываются у ребенка с окружающими людьми.

Психологическая помощь нижний новгород: Психология детей и подростков

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни ребенка, как и радость, гнев, удивление.

Психологическая готовность детей к школе — Консультация для родителей

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей Любивая Г.Г., педагог-психолог д/с №17 г. Алексеевка Белгородской обл. Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы.

Психологи советуют — как уберечь детей от — групп смерти

В Доброполье огласили приговоры за кражи и семейное насилие У Покровську трьом чоловікам оголошено підозру у нанесенні тяжких тілесних ушкоджень - про Пенсії перераховані вже половині військових пенсіонерів - уряд JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 783 Психологи советуют - как уберечь детей от групп смерти Страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста, Контент-платформа

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Подготовила: Замотаева Анастасия, студентка 2 курса специальности «Педагогика и психология» Школы педагогики ДВФУ В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Прощание с детским садом, выпускной в детском саду: стихи и песни для детей

Азбука маленького россиянина в стихах СОДЕРЖАНИЕ Стихи про детский сад: Детсадовский этикет Стихи ко Дню воспитателя Прощание с детским садом Занимательное азбуковедение Занимательная логопедия Стихи для малышей ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ Прощание с детским садом Подросли твои «птенцы». Завтра с этого порога Через год, имей в виду, Брата младшего Тимошку Я за ручку приведу.

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей К числу наиболее распространенных болезней у детей относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира.

Проживание несовершенно летних детей после развода родителей

Проживание несовершенно летних детей после развода родителей Обязательно ли прописывать несовершеннолетнего ребенка (7 лет) по месту проживания мамы? (родители в разводе) Граждане РФ обязаны регистирироваться там, где РЕАЛЬНО проживают.

ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые! », Центр гражданских и молодежных инициатив

ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые!» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Останинский детский сад общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей с. Останино ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые!» Цели, задачи проекта.

Проект «Формируем культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста» (долгосрочный, познавательно-игровой)

В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности Автор: Пастухова О.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 26» (г. Первоуральск). Актуальность.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->