Почти все дети ; живые, непоседливые, часто невнимательны. Но этих малышей человек, знакомый с данной проблемой, отличит по глазам.
Дети, у которых специалисты диагностируют гиперактивное расстройство с дефицитом внимания ; как автомобиль без тормозов, поэтому они в основном ведут нетипично в привычных для других ситуациях. И их родители постоянно слышат замечания посторонних.
Это очень сложно все время слышать, проезжая в троллейбусе: ;Что вы за мама? Как ребенка воспитываете? Неужели он или она не может посидеть спокойно 15 минут? ; А этим детям часто действительно трудно ехать в транспорте, ; объясняет психолог. Причем не понимают этого как рядовые граждане, так и педагоги, даже некоторые медики.
Подобный диагноз ставят все чаще
Такие дети, по своей природе, с детства не просто активные, а чрезмерно активные. К тому же, они слишком импульсивны ; действуют под влиянием своих желаний и чувств, не успевая подумать о последствиях своих поступков и правил, принятых в обществе.
; Моя шестилетняя дочь, например, не может даже спокойно сесть и поесть, ; говорит женщина. Она только возьмет ложку борща в рот и уже встает со стульчика, чтобы чем-то позабавиться или ее заинтересовало то, что происходит за окном. Потом она снова возвращается к тарелке. Через мгновение ; бежит в другую комнату, потому, что о чем-то вспомнила. Ребенок просто не может сосредоточиться на одном деле и довести его до конца.
Также гиперактивные дети имеют трудности с длительным сосредоточением внимания на чем-то, что является для них малоинтересным, как: школьный урок или выполнения домашнего задания. И причина ; не в недостатке дисциплины или воспитания. Речь идет об одном из самых распространенных поведенческих расстройств. Причем подобный диагноз последнее время детям ставят чаще.
Это расстройство имеет много названий и синонимов ; расторможенность у детей, минимальная мозговая дисфункция, синдром психомоторной расторможенности, гиперкинетическое расстройство и другие. На самом деле СДВГ обусловлено незрелостью определенных зон головного мозга, которые отвечают за функцию контроля за поведением, а именно ; за способность временно ;притормаживать ; свои желания, чувства, чтобы остановиться и подумать о возможных последствиях своих действий, согласовать их с социально принятыми правилами, желаниями и чувствами других людей и тогда действовать адекватно ситуации.
У детей с синдромом психомоторной расторможенности эта тормозная, контролирующая и организационная функция лобной доли коры головного мозга не развита соответственно возрасту. Вследствие этого их поведение часто является проблемным. Следовательно, это сказывается на отношениях с родителями, способности успешно обучаться в школе, находиться в коллективе сверстников. Собственно, и сами дети от этого страдают, потому что чувствуют свое отличие.
Синдром психомоторной расторможенности нужно вовремя диагностировать
Впрочем, детям с СДВГ можно помочь! Современные методы психологической помощи и медикаментозной терапии, грамотно применены в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами, могут существенно уменьшить поведенческие проблемы ребенка, помочь ему полноценно развиваться и реализовать себя в обществе.
Зато, если семье и ребенку не оказать должной помощи, то с возрастом проблемы у нее могут только расти и его полноценная взрослая жизнь и самореализация могут оказаться под угрозой.
Первым и важнейшим шагом в помощи ребенку является своевременная диагностика синдрома психомоторной расторможенности, а также образование родителей относительно причин и проявлений этого расстройства и эффективных способов помощи.
Минимум в 3% детей школьного возраста диагностируют СДВГ. Чтобы родители вовремя обращались к специалистам, необходимо проводить просветительские акции по этой проблеме. Нужно способствовать активной социализации малышей, которые живут с этим синдромом.
Эмоциональные реакции не соответствуют возрасту
Если родители и специалисты объединят усилия, наконец ребенок с СДВГ может пойти учиться в обычную школу. Но именно мамам и папам предстоит усиленно работать на этот результат.
Особенно это касается случаев, когда ребенок отстает в речевом или вообще умственном развитии. Если мама на первое место поставит кастрюли и решение только бытовых проблем, прогресса ждать бесполезно. Ведь речь идет о тяжелой, просто титанической работе ; ежеминутно, ежедневно.
Своевременная диагностика расторможенности у детей дает ребенку шанс успешного старта в жизни, добавляет собеседница. Чтобы понять, действительно ли у вашего ребенка ; синдром психомоторной расторможенности, отметьте галочкой на рисунке вверху пункты, свидетельствующие о наличии основных симптомов этого поведенческого расстройства.
Дело в том, что эмоциональные реакции у этих детей не соответствуют возрасту. Например, если здорового шести-десятилетнего ребенка обидели, то ее реацией будет соответствующий образ. Зато у малышей с СДВГ такие ;тормоза ; не срабатывают. Она эмоционально реагирует, как гораздо младшие дети. Именно поэтому ребенок не может длительное время успокоиться. Это похоже на огромный взрыв эмоций.
Кстати, в данном случае без медикаментозного воздействия не обойтись. Медики обычно назначают травы, гомеопатические лекарства, психотропные препараты. Успокаивающее, кстати, детям с СДВГ ; противопоказано.
Родителям, у которых гиперактивный ребенок, советуем не отмечать какую-то негативную черту малышей, а искать то, за что ребенка можно похвалить ; какой-то талант, например, склонность к рисованию или другого творчества. На самом деле, несмотря на проблемы с поведением, дети с СДВГ действительно проявляют особые способности к деятельности в отдельных сферах, например, в искусстве.
Бывало, мама замечала, что ребенок хорошо рисует. Мама поощряла малышей к творчеству, постоянно повторяя: ;Ты у меня такой талантливый, ты так хорошо рисуешь! ;. В конечном итоге это положительно влияло и на другие стороны развития ребенка. Цветы, как известно, надо постоянно поливать!
Поэтому не поддавайтесь на уговоры таких ;специалистов ;, которые обещают за 10 сеансов решить все проблемы, которые есть у ребенка.
Родители должны знать ; дорога к спасению их ребенку ; длинная, но она точно приведет к положительному финалу. Причем особенно важно участие отца. Его внимание также очень важно для ребенка. Папа обычно жестче и требовательнее, и это тоже дает положительный эффект.
Комментарии практикующего психолога
Речь идет о болезненном состоянии нервной системы ; неполноценность процесса торможения и резкое преобладание процесса возбуждения. Такой симптом следует отличать от нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активности. Ведь активность, да еще и чрезмерная, предполагает и соответствующий запас энергии. У гиперактивных детей такого запаса в основном нет. Наоборот, постоянное возбуждение не позволяет им отдохнуть, их нервная система истощается и требует защиты и укрепления.
То есть это ; не просто черта характера, а следствие нарушений в функционировании центральной нервной системы. Причин много: вредные воздействия во время внутриутробного развития; гипоксия ; недостаток кислорода, обусловленная различными болезнями матери; травмы во время родов, отравление алкоголем или наркотиками, никотином и другими вредными веществами. Причиной может быть и сотрясение головного мозга. Чрезвычайно важны наследственные факторы, так часто те же нарушения наблюдаются у кого-то из родителей.
Главное в сотрудничестве с гиперактивным ребенком ; постоянное вознаграждение положительного и желаемого поведения, поощрение нужных действий. Самый главный принцип: наказывать можно лишь после системы поощрений и похвал за желаемое поведение.