Воспитание ребенка без криков и наказаний – адекватный и эффективный подход
Сегодня я решила поднять тему общения с детьми. Что является главным в воспитании малышей? Куда следует направить основное внимание? Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Как правильно воспитывать детей? На эти вопросы я постараюсь ответить в рамках данной статьи.
Моей старшей дочери сейчас 8 лет, а младшей 4 года. Мне говорят, что у меня очень спокойные дети, но за эти годы бывало всякое. И истерики, и капризы. Меня, как и каждого родителя, буквально выводили из себя крики и слёзы. Бывало, и срывалась на детей, кричала. Но потом поняла, что это не эффективно. В результате такого «воспитания» страдали и дети, и я. Тогда я задала себе вопрос, а как же правильно? Как взаимодействовать с детьми так, чтобы не было истерик? Как воспитать ребенка без криков? Я начала раздумывать, читать и нашла более адекватные и эффективные подходы к взаимодействию с детьми.
Первое, на что следует обратить внимание в поведении детей – кого они «копируют». Если вы сами часто раздражены, находитесь в депрессии, срываетесь на муже, то, что будут делать ваши дети? Конечно же, они будут поступать так же ; кричать друга на друга, на родителей, устраивать истерики. Потому, прежде чем заняться воспитанием детей, следует начать с себя. Успокоиться, перестать нервничать, понять, что вы хотите от жизни и начать жить свою жизнь, достигать собственных целей. А когда родители «при деле», знают, чего они хотят и делают это, то и дети развиваются правильно, просто находясь рядом с вами. Так что личный пример – это главное. Начните работу над собой. Практики, которые помогут вам успокоиться и начать жить, описаны в соответствующей статье на этом сайте. Нажимайте по ссылке и применяйте их на практике.
Какому родителю понравится, что их ребенок кричит, плачет? Но ведь выражать свои эмоции – это естественно. Гораздо хуже закрывать злость, обиду в себе, и носиться с этим, как делают большинство взрослых людей.
Единственно, чему вам необходимо научить ребенка – это выплескивать, выражать свои эмоции так, чтобы этим не задевать другого человека.
Вы можете поиграть с малышом в игру. Кстати, такая практика отлично подходит и для взрослых. Делать это нужно в комнате, где нет бьющихся предметов или на природе, подальше от других людей. Можно кричать, прыгать, бросать и бить подушки, колотить стены и таким образом выплескивать все, что накопилось внутри. Можно даже сшить большую подушку «для битья». Никогда не критикуйте ребенка за то, что он плачет. Особенно это касается родителей мальчиков. Как часто можно услышать, когда малышу говорят «не плач, ты ведь мальчик, мальчики не плачут». Лучше поговорить с ребенком, выяснить причину каприз и вместе ее решить.
Сложнее всего родителям даются истерики детей. Трудно сохранить самообладание и спокойно справиться с возникшей ситуацией, когда ребенок кричит, падает на пол, не желает никак взаимодействовать с вами.
Ход действия в случае истерики таков – вначале реагировать, а затем игнорировать.
Прежде всего, что нужно делать в таких случаях – перестать «эмоционировать» на возникшую ситуацию. Не кричите на ребенка, не пытайтесь ему угрожать – это ни к чему не приведет. Сохраняя спокойствие, поднимите ребенка с пола, попытайтесь заговорить с ним. Выясните, что случилось, что у него болит, почему ему плохо. Если истерика из-за невозможности купить игрушку или что-то подобное, то спокойно объясните, почему вы не можете этого сделать. Скажите, что вы понимаете его, что вам также становится плохо, когда что-то не получается и предложите заняться каким-то интересным делом. Если все это не помогает и видно, что ребенок «играет на публику», то просто отстранитесь и позвольте ему выплеснуть все, что накопилось внутри. Если ребенок при этом идет за вами (действие происходит в вашей квартире), то попросите его остаться в другой комнате, скажите, что вам не нравится, как он ведет себя, и вы хотите побыть сами, а он может пока поплакать здесь. Часто, если эмоции ребенка не вызывают у родителей соответствующей реакции, то это очень быстро ликвидирует истерику (плакать становится не для кого).
В критических ситуациях, когда ребенок просто «заходится» от истерики и видно, что без посторонней помощи ему трудно из нее выйти, следует использовать метод «крепких объятий».
Возьмите ребенка на руки и крепко его держите так, чтобы он не мог шевелить руками и ногами. При этом не делайте ему больно, просто держите и спокойно говорите с ним, успокаивая. Это очень хороший метод, который поможет ребенку выйти из истерики.
И всегда помните, что даже далеко не все взрослые умеют держать под контролем свои эмоции и со спокойным сердцем отказываться от своих желаний, что уж говорить о малышах 2-7 лет. Так, вам просто заставить себя не ужинать после 6-ти, даже если вы знаете о пользе этого? Или вы легко можете отказаться от желания купить новое платье? А как у вас дело с разными вредными привычками? Так что же вы хотите от маленьких детей? Только после 5-6 лет ребенок учится контролировать себя. Маленькие дети попросту не умеют этого делать. А вот родителям следует научиться самоконтролю и запастись терпением.
Действие в опасных ситуациях (ребенок лезет карандашом в розетку, пытается взять горячую сковороду и т.д.)
Отдельно следует рассмотреть ситуацию, когда ребенок (1-3 лет) совершает потенциально опасное для себя действие. Например, пытается залезть карандашом в розетку, или тянется к горячей сковороде. Как быть в таких ситуациях? Словами вы ему ничего не сможете объяснить и спокойно реагировать на такие моменты также нельзя – ребенок и во второй раз попытается сделать то же самое. Потому самое правильное – это научить на опыте.
Так, если речь о розетке, то в тот момент, когда ребенок пытается туда залезть пальцами или предметом, самое разумное – это испугаться, вскрикнуть и быстро подхватив ребенка на руки, унести от опасного места. Это вполне естественная и благоразумная реакция любого родителя. Ребенок почувствует ваши эмоции и поймет (на интуитивном уровне), что это действие опасное.
С некоторыми другими ситуациями следует разбираться специально. Например, ребенок пытается достать горячую чашку с чаем со стола. Конечно, это опасно, ведь малыш может опрокинуть ее и ошпариться горячим чаем. Потому, эта ситуация прорабатывается заранее. Вы ставите небьющуюся чашку с холодной водой на край стола, ребенок тянется к ней и проливает на себя. Ничего опасного для здоровья не будет, но он, конечно, заплачет от неожиданности и от неприятных ощущений. Итог – больше к чашке с чаем он не полезет.
Ну и конечно же, следует обезопасить ребенка от потенциально опасных предметов, соответственно выстроив окружающее его пространство – не оставлять горячий утюг в поле зрения ребенка, отодвигать подальше горячую сковороду, спрятать бьющиеся предметы и т.д. Но вот использование заглушек для дверей и тому подобных вещи, я считаю, это уже излишне.
Логичность и последовательность – основное правило в воспитании детей
Не крики и наказание, но твердость и жесткость. Также не забываем выстраивать границы.
Воспитание детей без криков, угроз и наказаний, насколько это возможно? Как же тогда воспитывать малыша? Нужны ли запреты? Я считаю, что нужны, но выстраивать их следует грамотно, запрещая то, что действительно нужно, не будучи излишне строгим родителем, но и не делая из ребенка «капризного паиньку». В воспитании следует использовать не крик и наказание, но жесткость и твердость, а также логичность и последовательность в действиях. Если сегодня вы говорите, что нельзя брать эту вазу, а завтра разрешаете «только бы он не кричал и не мешал вам» – то это не воспитание, а просто манипулирование ребенком в личных целях. «Нет» должно быть всегда «нет», а «да» ; всегда «да». Также выстраивайте границы. Ребенок должен чувствовать, когда вы можете с ним поиграть, а когда хотите побыть сами. Но, конечно же, это возможно лишь с детьми постарше – от 5-7 лет. До этого возраста ребенок нуждается в вашем полноценном внимании.
А что по поводу наказаний, то и они возможны и зачастую нужны. Но какого рода эти наказания? Если ребенок не убрал постель, вы можете с ним сегодня не поиграть в его любимую настольную игру, объясняя это тем, что, то время, которое вы могли бы уделить на игру, вы потратили на уборку, и теперь у вас нет возможности больше играть. Но снова же, такие наказания должны логически объясняться, быть последовательными и их может понять только ребенок лет после 5-7-ми.
В нашем обществе весьма распространен метод «кнута и пряника», когда взрослые либо чем-то угрожают ребенку (если не перестанешь плакать, то не будешь смотреть сегодня мультики), либо задабривают (успокойся и я куплю тебе конфету). Но такие методы только расстраивают психику ребенка и ни к чему хорошему не приводят. И тот, и иной случай – это манипуляции, которые затем уже сам малыш будет использовать в общении с другими детьми, и со взрослыми. А любые манипуляции – это плохо. Нужно не манипулировать, но подружиться с детьми, сделать их вашими союзниками. Это сложнее, чем постоянно раздражаться и в итоге, почувствовав в себе невозможность справиться с ситуацией, «сдать» ребенка на воспитание другим людям, например в детский сад. Но итог превзойдет все ваши ожидания.
Ребенок льет воду на пол, а он покрыт ламинатом. Что вы будете делать? Объяснять ребенку, что нельзя мочить ламинат? Сколько лет малышу? 2-3 года? Вы думаете, что ребенок в этом возрасте такой сознательный, что, конечно же, поймет, чего вы от него хотите? Так как же быть в такой ситуации? Совсем маленьким детям (лет до 5), нет смысла объяснять свои запреты. Потому лучше всего будет – это отвлечь его. Внимание у малышей может быть направлено только в одну сторону, на одно действие. Потому, если вы его займете чем-то увлекательным, то он попросту забудет, о чем плакал 10 минут назад. А вот детям после 5-6 лет уже можно и нужно, конечно же, объяснять смысл ваших запретов.
Теперь вы знаете, как воспитать ребенка без криков и наказаний и сможете применить эти советы на практике. При этом не забывайте главное – дети нуждаются в вашей любви и внимании, и это самое главное.