Не пропусти
-->
Главная » Ребенок до 3-х лет » Можно ли воспитывать ребенка без наказания?
-->
По моей психологической практике выяснилось, что в наши дни эта тема достаточно актуальна. Многие родители с чьими детьми я занимаюсь, задают мне этот вопрос. Или, как правильно наказывать, и за что? Начну с того, что существует множество форм обучения правилам поведения в мире людей.

Можно ли воспитывать ребенка без наказания?

По моей психологической практике выяснилось, что в наши дни эта тема достаточно актуальна. Многие родители с чьими детьми я занимаюсь, задают мне этот вопрос. Или, как правильно наказывать, и за что? Начну с того, что существует множество форм обучения правилам поведения в мире людей. Одна из них – наказание. Ребенок очень много не может. Он не имеет морали, не может вести себя по правилам общества, не соблюдает норм этого общества. Ребенок овладевает нормами и правилами человеческого поведения на протяжении детства, что дает ему возможность «вписаться» в общество. Практически без наказаний дети до 10 лет, находясь «в плену» своих желаний и чувств, не смогут научиться «управлять» своими непосредственными побуждениями, а, следовательно, будут вести себя «по варварски»: отправлять свои естественные нужды в любом месте, есть руками, драться, кусаться, орать; прибегая с прогулки, залезать на диван в грязной обуви и многое другое. Для того чтобы соблюдать правило поведения, ребенку, как и нам с вами, нужно понимать смысл этого правила. «А почему нельзя засовывать пальчик в розетку?», «А почему нельзя играть ножиком?», «А почему нельзя брать чужое?» Маленький ребенок не знает, что можно делать, а чего нельзя. Задача родителей – не только объяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо», но и объяснить малышу, почему это так. «Потому что электрическая розетка и ножик – это опасные вещи, ты можешь причинить себе вред, тебе может быть очень больно», «Брать чужое нельзя, потому что другой человек расстроится, если ты возьмешь его вещь без разрешения. Как бы ты себя чувствовал, если бы у тебя отобрали любимую машинку, без твоего разрешения?». Объяснив смысл ограничения его поведения, и удостоверившись в том, что ребенок понял, «почему нельзя», мы ставим перед собой следующую задачу. Она заключается в том, что установленные правила должны быть постоянными, ведь играть со спичками нельзя ни при маме, ни при папе, ни при бабушке с дедушкой, ни при воспитателе детского сада. Ни при каких обстоятельствах. Это правило должно соблюдаться всегда, и все взрослые в семье и желательно за ее пределами, должны его поддерживать.

В раннем возрасте наказание эффективно, если оно совпадает с поступком, а еще лучше опережает его. Опережение поступка практически является не наказанием, а запретом. Например, трехлетний малыш тянется к розетке или крану газовой плиты или к китайской вазе, но кто-то (мама, папа, старший брат) хватает его за руку и говорит «нельзя» и объясняет почему, снимая детскую руку с предмета. Ребенок еще несколько раз проделывает то же самое, но наступает момент, когда, потянувшись, ребенок сам себя останавливает и говорит «нельзя», обычно с той же интонацией, которую он слышал от взрослых. Родительский запрет присвоен, стал собственным запретом ребенка. К сожалению, упреждающий запрет неправильных поступков встречается значительно реже, чем наказание после совершения проступка маленьким ребенком.

Первое приобщение ребенка к правилам поведения происходит в семье, среди ближайших родственников. В процессе передачи общепринятых правил и в силу стремления уберечь ребенка от вредных воздействий окружающего мира родители часто ограничивают поведение ребенка. Проблема требований и запретов становится особенно актуальной именно при взаимодействии родителей с ребенком, так как дети приобретают возможность регулировать свое поведение и соотносить его с установленными правилами. Наказание и поощрение должны быть продиктованы родительской любовью и заботой. Каждый родитель желает ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать, и поступает чаще всего так, как поступали с ним его собственные родители, либо – наперекор им – прямо противоположно. Любое воспитание возможно только на фоне безусловного положительного принятия ребенка. Это означает, что даже при наказании ребенок не лишается родительской любви и поддержки. У него должна быть уверенность, что его поймут и простят, а его поступки будут рассматриваться отдельно от его личности. К сожалению, в большинстве случаев при наказании ребенок чувствует себя целиком отвергнутым; за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом.

Существует конструктивный и эффективный вариант критики, когда критикуют только отдельные проступки ребенка, сообщая при этом какой эмоциональный удар он нанес вам своим поведением: «Сегодня ты сделал мне очень больно тем, что обидел бабушку», «Я расстроен твоим поведением в школе, и мне было очень стыдно слушать про тебя и твое поведение». С таких фраз гораздо легче начать разговор и выяснение причин поведения ребенка. А главное – в них не звучит оскорбление, на которое хочется ответить тем же.

Наказание на самом деле не издержки, а часть важного воспитательного процесса. Если руководствоваться такими представлениями, не так уж сложно превратить его из унизительной, а частенько и болезненной процедуры в полезный урок для ребенка, помогающий ему легче и успешнее адаптироваться в жизни. Прежде всего, для ребенка необходимо установить четкие и понятные границы дозволенного. После того как «можно» и «нельзя» четко оговорены и объяснены ребенку, они беспрекословно соблюдаться как им, так и родителями всегда и во всем. Запретов не должно быть слишком много, но они должны быть ясными и понятными.

Необходима последовательность действий: если нельзя, то нельзя. Ситуации, когда сегодня за поступок ругали, а назавтра под влиянием обстоятельств или просто хорошего настроение родителей к аналогичной ситуации отнеслись более чем лояльно, недопустимы. Не забывайте, что у детей великолепно развита интуиция и уж своих родителей они знают очень хорошо и умеют пользоваться любой их слабостью: достают слезами и просьбами, пользуются хорошим настроением или в обход одного из родителей обращаются к другому, более сговорчивому. В требованиях к ребенку необходимо придерживаться единства всем членам семьи, чтобы не получалось так, как это часто бывает: приехал ребенок от бабушки и стал неуправляем. По-человечески это понятно: бабушка внука видит редко, и какие-то воспитательные моменты отходят для нее на второй план, уступая место безграничной любви к ребенку. Но в результате большая бабушкина любовь может обернуться для ребенка большим стрессом: дома он начинает конфликтовать с родителями, его ругают и наказывают. Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины.

Существует три группы наказаний:

— первую составляют наказания, основанные на болевом ощущении, точнее на том, что страх боли не позволит ребенку в будущем действовать нежелательным образом;

— наказания второго типа основаны на лишении родительской любви. И в том, и в другом случае воспитательный эффект достигается благодаря воздействию на чувства ребенка (страх перед болью и страх потерять любовь);

— третья группа наказаний – наказания, связанные с лишением ребенка какого-либо удовольствия: развлекательного похода в зоопарк (цирк, парк аттракционов), просмотра любимых мультфильмов, чтения книжки вслух, ежедневной компьютерной игры. Такие виды наказаний, конечно, расстраивают ребенка, но не затрагивают напрямую чувств ребенка, а только ограничивают исполнение его желаний, точнее откладывают его на определенный срок – чаще всего до тех пор, когда он ребенок будет «вести себя хорошо и слушаться старших».

Правила наказания детей

• При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

• При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

• Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

• Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня»)

• При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Рассматривается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.

• При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.

• Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

За что ни в коем случае нельзя наказывать:

• За естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую — не нарочно), изучает свои половые органы.

• За возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть.

• За отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации — не попросился вовремя на горшок; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу.

• За проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке (обижает их).

• За неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

В процессе воспитания родители должны руководствоваться возрастом ребенка и его способностями к восприятию. Как правило, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают.

Как это ни парадоксально звучит, но именно своевременное и справедливое наказание позволяет свести необходимость наказаний в дальнейшем к минимуму.

Манера поведения родителей прививается детям. Как бы мы ни старались на словах объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, он в первую очередь перенимает нашу манеру поведения, саму ее суть. Прежде чем разозлиться на ребенка, вспомните, что он, прежде всего, копирует вас, просто в детском исполнении ваши же недостатки и промахи выглядят слишком уж вызывающе.

Эта тема очень обширная. Я рассмотрела только небольшую часть основных моментов связанных с воспитанием и наказанием детей. По этой теме есть много таких вопросов как: «Где кончается похвала и начинается баловство ребенка?», «Способы прощения», «Как не перегнуть палку?», «Бить или не бить?», «Сказка вместо наказания» и т.д. Такие вопросы можно рассматривать и в индивидуальном порядке. Если вас что-то беспокоит или интересует в развитии или воспитании вашего ребенка, обращайтесь к специалистам за помощью. Мы всегда рады прийти вам на помощь и поддержать.

-->

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

-->
x

Check Also

Воспитание без наказаний: как вырастить ребенка в — мире?

Воспитание без наказаний: как вырастить ребенка в ;мире ;? Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям? Конечно, можно, но этот путь трудный, требующий опыта, силы и выдержки.

Воспитание ребенка без криков и наказаний: как это возможно?

Воспитание ребенка без криков и наказаний: подсказка мудрым родителям Здравствуйте, уважаемые читатели! Цель многих родителей нашего времени – воспитание ребенка без криков и наказаний.

Как воспитывать детей без наказания и с поощрением ребенка

Как воспитывать детей без наказания и с поощрением ребенка Одним из самых острых вопросов в воспитании является вопрос о наказаниях. Позиции по этому вопросу полярно различаются, от сторонников физического наказания «за дело», до полного отсутствия наказаний, приводящему к главенству ребенка в семьи и его практически полной неуправляемостью.

Воспитание ребенка без наказаний и криков: советы

Зачастую ребенок ведет себя неадекватно: то он смеется и игриво ласкается к вам, то кричит и ругается, говорит, что не любит вас. Он может крушить все вокруг и биться ногами об стену, когда ему что-то не нравится.

Как воспитать ребенка без наказаний

Задумывайтесь над каждой проблемной ситуацией и воспринимайте ребенка как друга! Воспитание детей – очень тяжелый труд, результаты которого заметны не сразу. Безусловно, каждого здравомыслящего родителя с самого рождения его чада беспокоит мысль о том, какую методику воспитания выбрать.

Как воспитать ребенка без крика и наказания

У многих родителей «голова идет кругом», когда встает вопрос о том, как воспитать ребенка без крика и наказания. Плохое поведение чада часто заставляет мать и отца срываться и орать, аргументируя свое поведение тем, что их малыш не послушный и по-другому до него попросту не доходит.

Как воспитывать ребенка без криков и наказаний

Воспитание ребенка без криков и наказаний – адекватный и эффективный подход Сегодня я решила поднять тему общения с детьми. Что является главным в воспитании малышей? Куда следует направить основное внимание? Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Как правильно воспитывать детей? На эти вопросы я постараюсь ответить в рамках данной статьи.

Воспитываем ребенка без криков и наказаний

Воспитание ребенка – процесс нелёгкий, требующий специальных знаний и самообладания. Особенно тяжело приходится родителям трех-пятилеток, ведь именно в этом возрасте любимые чада «испытывают» ближайшее окружение на прочность.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний, основные правила

Мудрые родители понимают: рано или поздно им придется примерить на себя роль педагога. Вопросы воспитания к трем годам жизни малыша становятся очень актуальными, и главный звучит так: наказывать или не наказывать ребенка? Этот вопрос тянет за собой и другие: если наказывать, то как? Если не наказывать, какие методы воздействия применять? Психологи отмечают, что дети, которые не подвергаются постоянным наказаниям, гораздо спокойнее и доброжелательнее сверстников.

Воспитание ребенка без наказаний: особенности и советы родителям

Воспитание ребенка без наказаний — это проблема, которая интересует многих родителей современного мира. Возможно ли такое вообще и как вести себя так, чтобы подобное не случалось — хотели бы знать многие.

Поощрение и наказание ребенка

Поощрение и наказание ребенка. Непослушный ребенок. Как воспитывать ребенка без наказания Поощрение и наказание ребенка это звенья одной цепи. Задача родителя нащупать ту разумную грань между количеством "пряников" и "кнутов", которая позволит воспитать маленького человека, дать все необходимое для полноценного развития его личности, направить в нужное русло.

Как воспитывать ребенка без криков и наказания

Воспитание ребенка — очень трудоемкий и ответственный процесс. Многие родители ломают голову по поводу того, как именно нужно подходить к своим детям в период их бурного роста.

Как воспитывать детей без наказания и стоит ли наказывать ребенка

Как воспитывать ребенка без криков и наказаний? Радость воспитания Воспитание детей без наказания возможно! Стоит ли физически наказывать ребенка и к чему это может привести? И как воспитывать детей без наказаний чтобы он слушался? Каждый родитель очень хочет, чтобы его ребенок вырос просто замечательным, умеющим себя вести всегда и со всеми правильно.

Как воспитать ребенка матери-одиночке, Все буде добре

Вы воспитываете ребенка одна? Вы можете вырастить эгоиста и искалечить ему жизнь! Психолог Наталья Холоденко разобрала самые распространенные ошибки женщин, которые воспитывают детей в одиночку.

Как воспитать ребенка счастливым человеком? Правила воспитания

Воспитывая собственных детей, помните о том, что в первую очередь необходимо воспитывать себя. Ведь дети смотрят на своих родителей и в какой-то период жизни, весь детский мир заключается в поведении взрослых.

Воспитание ребенка 2 лет

Автор: Armon 237;a Administraci 243;n Откуда: Днепропетровск Зарегистрирован: 30-04-2010 Приглашений: 1 Сообщений: 3892 Уважение: +420 Позитив: +846 Пол: Женский Призовые места в конкурсах: -7 -9 -2 Награды: :: Провел на форуме: 3 месяца 12 дней Последний визит: Воспитание 2-летнего малыша проходит намного легче, чем годовалого ребенка.

Все о детях! Как правильно воспитать ребенка? Новейшая философия жизни 21 века

Все о детях! Как правильно воспитать ребенка? Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок стал умный, взрослый, успешный, зрелый, ответственный, самостоятельный. Родители оберегают своих крошек с самого рождения, но иногда совсем делают иначе, порой сильно кричат, чего категорически делать нельзя, но всё равно он этого не поймет и умней ни станет, они будут только бояться и испытывать постоянное чувство страха, тогда совсем психика ребенка нарушится.

Как вырастить гения — что делать, чтобы воспитать умного ребенка

Абсолютно для всех родителей важно, чтобы их ребенок развивался как физически, так и умственно. Папы и мамы стараются максимально развить таланты и потенциал своих детей.

Метод тайм-аута в воспитании ребенка — Клуб мам

Если ребёнок перевозбужден, а вы решили отказаться от физических мер воспитания, то вам может помочь тайм-аут. Этот метод предполагает прекращение общения родителей или других членов семьи с провинившимся ребёнком в течение короткого промежутка времени, а также лишение его интересных занятий.

Как воспитывать непослушного ребенка: советы родителям

Говорят, воспитание младенца нужно начинать, пока он лежит поперек кровати. Но если время упущено, малыш растет избалованным, не реагирует на замечания старших – как справиться с проблемой? Психологи рекомендуют ввести в практику ряд правил, соблюдать которые необходимо каждый день.

Как воспитать ребенка счастливым

"Как воспитать ребенка счастливым. ", Джон К.РОЗМОНД, психотерапевт (США) С незапамятных времен люди женились, заводили детей и воспитывали их. Потом начался - и появилось огромное количество людей с собственными идеями по поводу воспитания.

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей Дети наше продолжение, наше наследие и подарок миру. А как же воспитать самых лучших подарков? Или может сначала стоит задуматься о своем собственном воспитании и отношении к ребенку? Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос самым способным, самым счастливым, самым-самым.

Как воспитывать мальчиков? Растим ребенка — Дар рождения

Каким должен быть настоящий мужчина? Как вырастить мальчика таким? Советами делится психолог и педагог Татьяна Воробьева. Сегодня у меня на консультации был восьмилетний ребенок.

Допустимая норма подзатыльников, как правильно воспитать ребенка

Признайтесь честно, вас били в детстве родители? Было? Откровенно говоря, многим из нас доставалось от родителей в качестве необходимой дозы воспитания. Лично мне тоже пару раз лихо попадало.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->