Не пропусти
Главная » Ребенок до 3-х лет » ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИМБИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ МАМОЙ И РЕБЕНКОМ: ее влияние на поведение ребенка и дальнейшее строительство его отношений с миром

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИМБИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ МАМОЙ И РЕБЕНКОМ: ее влияние на поведение ребенка и дальнейшее строительство его отношений с миром

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИМБИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ МАМОЙ И РЕБЕНКОМ: ее влияние на поведение ребенка и дальнейшее строительство его отношений с миром

Психологический симбиоз с матерью — это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка .

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением я ребенка . Это продолжение помогает ему выжить, но мама также и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери , он буквально считывает её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, — он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, требует сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, — это, на самом деле, не малыш предпочитает — это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются требования от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он считывает её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом тыка и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или усыпления ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче , при ношении столбиком , только с соской , только с папой , только в коляске на улице . И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, любимую грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама. Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери , будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный педиатрический уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно ( тесно , жарко и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, приучить его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), — эта неуверенность передается и ребенку , и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком , рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку .

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что главной , ведущей , знающей, как надо в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что нельзя. Мама очень долго (до года точно), решает за ребенка , что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо то и ребенку хорошо.

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в развивающие игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Его мнение начинают уважать , считаться с ним, боятся неправильными действиями подавить его личность, не понимая, что он сильно отличается от взрослого, у него другие нужды.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его предпочтения . Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, — она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом тыка предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя скандалами показать ему правила жизни.

Мама сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и тетешкать младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка , а ребенок находится при маме. Как мама решила так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку , как вести себя у груди, как ездить в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, — ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её не слушает и закатывает ей истерики .

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, кусается , а позже не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре мама-ребенок ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на просьбы грудничка, а с другой стороны, — сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, — на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого похода ребенок захочет спать он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, на ровном , в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то заразиться , или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает скандал , то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку не нравится эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий и через какое-то время ребенок перестанет устраивать скандалы .

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье крутится вокруг него, — он так и будет дальше считать себя пупом земли , ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

Философ, психолог (МГУ), преподаватель философских и психологических дисциплин

О admin

x

Check Also

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>> Дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорим о такой актуальной для многих теме, как научить ребенка убирать за собой игрушки.

Как приучить ребенка к порядку и научить убирать игрушки

Как приучить ребенка к порядку и научить убирать игрушки Всем большой привет! Сегодня снова поговорим о порядке, но уже немного в другом направлении. Как часто ваши детки убирают за собой игрушки, помогают ли по хозяйству? Этот вопрос рано или поздно коснётся каждой семьи.

Читать книгу Гармоничное развитие вашего ребенка Александра Смагина: онлайн чтение — страница 1

Текст книги Гармоничное развитие вашего ребенка - Александр Смагин Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Как приучить ребенка убирать игрушки в детской

Все родители желают своим детям беззаботного, интересного и счастливого детства. Но даже оно не проходит без рутинных обязанностей. Одна из них – приучение к порядку и соблюдение его в детской комнате.

Как научить ребенка убирать за собой игрушки, Блог Ирины Зайцевой

Дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорим о такой актуальной для многих теме, как научить ребенка убирать за собой игрушки. В каком возрасте можно ожидать от малыша самостоятельного складывания своего «инвентаря»? Что надо делать, чтобы приучить его убирать игрушки самому или вместе с мамой? Какие существуют секреты в данном вопросе? И как наконец-то перестать спотыкаться о бесчисленное количество зайчиков, мишек и деталей от конструкторов? Да с тем расчетом, чтобы уборка стала не разовой акцией, а постоянным ритуалом? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье.

Как научить ребенка убирать игрушки? Развитие ребенка

Ваш дом превратился в гипермаркет игрушек, которые разбросаны повсюду? Вы каждый день просыпаетесь с мыслью, это надо как-то исправлять? Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос волнует всех без исключения родителей, причем родителей не только маленьких детей.

Кризис у ребенка 2-3 года: истерики по любому поводу, советы Комаровского

Что делать, если ребенок в 2-3 года не слушается и устаивает истерики по любому поводу Многие родители сталкивались с таким явлением, как детские истерики. В каждом возрасте они проявляются по-разному и причины их различны.

Как приучить ребенка убирать игрушки за собой: действенные советы

Как хитро приучить ребенка убирать за собой игрушки Как мне это надоело! Каждый день одно и то же! Сейчас же собери игрушки! Знакомая ситуация? Так как приучить ребенка убирать игрушки за собой без нервов? Конечно, приучать ребенка убирать за собой нужно.

Как научить ребенка убирать за собой игрушки

Если однажды вы замечаете, что в комнате некуда ступить ногой, на полу кубики, машинки, книжки, недоеденная сушка, чашка с ложкой…. Значит, пришла пора приучать ребенка к порядку.

Мама влияет на ребенка, это уже доказано, Быть мамой — это искусство!

Мама влияет на ребенка, это уже доказано. Все мамины эмоции оказывают влияние на ребенка, как во время беременности, так и после. И эта связь очень сильна, пока мама кормит ребенка грудью.

Как научить ребенка убирать свои игрушки, Мой малыш

Во Вселенной царит хаос, в ней нет порядка… всё стремиться к хаосу… нужно ли тогда приучать ребенка к порядку в вещах? . Нужно! Еще как, нужно! Но важно понимать, что перегибать палку тоже не стоит.

Когда и как научить ребенка убирать за собой игрушки? Детские капризы

Почти в каждой семьи, где есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убирать за собой игрушки. Вот самая распространенная картина, которая знакома многим современным родителям: "Родители сидят и смотрят телевизор, малыш играет со своими игрушками.

Как научить ребенка убирать игрушки, Чадо мое

Предлагаем вам простые правила, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки В детской комнате всегда очень много игрушек. Так уж принято. И все советы о том, что для игры ребенку достаточно двух-трех игрушек заботливые бабушки, дедушки, а иногда и мамы с папами пропускают мимо ушей.

Как научить ребенка убирать за собой игрушки, Мир глазами мамы

Зашли в детскую комнату и остановились? Некуда ступить? Беспорядок в детской комнате царит все время? Как же быть? Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Если в вашей семья заведено, что каждый убирает за собой, и вы приняли решение, что пришло время научить и вашего ребенка убирать за собой игрушки самостоятельно, то у психологов есть некоторые рекомендации по этому вопросу, которые помогут родителям более успешно справиться с поставленной задачей.

Компьютер вреден для детей: влияние компьютера на ребенка

Влияние компьютера на ребенка: в чем оно заключается? О вреде компьютера молва ходит давно, вот и сайт для мам supermams.ru решил затронуть эту тему. Еще совсем недавно такая техника была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме.

Истерика у ребенка: что делать, как справиться

Истерика у ребенка это та вещь, которую избежать не удастся - в какой то момент между 18 месяцами и 3 годами ваш милый, симпатичный "смайлик" вдруг перестанет относиться к вам справедливо.

3 способа приучить ребенка убирать за собой игрушки

3 способа приучить ребенка убирать за собой игрушки 3 способа приучить ребенка убирать за собой игрушки 26.03.2015 Елена Романова Все родители желают вырастить ребенка счастливым: благородным и мудрым, веселым и общительным, храбрым и самостоятельным.

Убери игрушки! » или Как приучить ребенка наводить порядок, Ваш детский психолог

Убери игрушки! или Как приучить ребенка наводить порядок? Что вы чувствуете, когда натыкаетесь на очередную валяющуюся игрушку в своем доме, порой даже в самых неожиданных местах? А когда заходите в детскую и видите целый погром: перевернутые коробки, рассыпанные карандаши, обрезки бумаги, фантики от конфет, валяющуюся футболочку, брошенные куда попало, носочки? Вполне естественно, что вы испытаете свое законное раздражение! Движимые самыми лучшими чувствами, вы наводите порядок, попутно призывая ваше чадо к совести.

Консультация: Когда и как научить ребенка убирать за собой игрушки

Консультация: "Когда и как научить ребенка убирать за собой игрушки" Консультация : «Когда и как научить ребенка убирать за собой игрушки?» Рано или поздно все родители начинают задаваться этим вопросом.

7 советов, как приучить ребенка убирать игрушки

Большинство родителей не раз наблюдали ужасающую картину, когда по детской разбросаны игрушки так, что пройти, не наступив на куклу или солдатика, практически невозможно.

Системно-векторная психология Как перестать кричать на ребенка?

Я часто вижу картину, которая оставляет в душе неприятный осадок: молодая мама гуляет с маленькой дочкой или сыном и ежесекундно кричит, одергивает, шлепает, дергает ребенка.

Как научить ребенка убирать игрушки? 5 историй

Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду.

Как научить ребенка убирать игрушки?

Предлагаем вам простые правила, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки. С самого раннего детства ребенка необходимо приучать к порядку. Конечно, гораздо легче сделать уборку маме или попросить папу собрать игрушки.

Как научить ребенка убирать игрушки

У современных детей много игрушек. Очень много. И, наверно, почти в каждом доме, где есть ребенок, есть детская, пол, которой покрыт ровным слоем игрушек. Хорошо, когда можно закрыть дверь и просто сделать вид, что этого нет.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> -->