Почти в каждой семье, где есть маленький ребенок можно увидеть знакомую картину – детская комната наполнена большим разнообразием игрушек, заботливо подаренных любящими родителями, многочисленными родственниками и друзьями семьи. Ведь, от обилия ассортимента игрушек, представленных в детских магазинах разбегаются глаза , а для любимого чада ничего не жалко! Советы же психологов, что для игры ребенку достаточно двух-трех игрушек мамы и папы пропускают мимо ушей, но когда мама начинает каждый день убирать их сама по несколько раз, она понимает, что это непросто. И возникает желание привлечь к этому процессу малыша. Как научить ребенка задействовать в игру не все имеющиеся игрушки, а часть? Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Как это делать правильно?
У каждого ребенка дома имеется множество игрушек. Постепенно их количество растет, а малыш вытаскивает их одну за другой и разбрасывает по комнатам. Они увлекают его ненадолго, и он снова ищет, чем бы заняться. Во избежание этого рекомендуется ограничивать для ребенка количество доступных игрушек. Те, в которые он уже не играет, так как подрос, можно спрятать подальше. Из множества остальных часть периодически убирайте в недоступное место, чтобы ребенок через некоторое время, увидев их, воспринял как новые и заинтересовался. Если он сам вспоминает об игрушке, которую вы убрали, то, конечно, дайте ее.
Собирать несколько раз в день игрушки – одна из главных обязанностей малышка. Это первый навык соблюдения порядка, и начинать приучать к нему ребенка необходимо тогда, когда он уже самостоятельно ходит и хорошо понимает речь. В конце игры напоминайте ему, что пора обедать или готовиться ко сну и пора убирать игрушки на место. Можно превратить эту работу в игру. Отправляйте лошадок, машинки и кубики в специальную корзину или коробку с веселым пением или приговорками, и малыш с удовольствием начнет за вами повторять. Если он отвлекается и с каждой игрушкой начинает играть, то напомните ему о следующем деле и поторопите. Можно проводить сбор игрушек под детскую песенку, чтобы управиться до ее завершения. Или можно устроить соревнования – кто больше соберет игрушек в коробку, пока звучит музыка. Ваш задор передастся ребенку, и он будет действовать более быстро. Потом обязательно его похвалите. Можно пообещать малышу поощрение – чтение сказки или лакомство. Потом обязательно сдержите слово, но не используйте этот мотив для побуждения ребенка к действиям часто. Ведь эта процедура должна стать для него привычным делом. Сначала собирайте игрушки вместе с ним, постепенно пусть он выполняет большую часть этой работы и в конце концов обходится уже без вас.
Такое простое занятие, как сбор игрушек, помогает ребенку развить волевые качества и организованность. Малышу 2-3 лет можно объяснить, что игрушки – это друзья и должны спать на своих местах. Также на разбросанные игрушки можно случайно наступить ногой и они сломаются. Учите ребенка бережно относиться к ним и не только кидать в коробку или корзину, но и убирать их в шкаф. Также расскажите малышу, что все в семье убирают вещи на свое место – мама ставит посуду в шкаф, папа убирает инструменты в ящик, сестра ставит книжки на полку. Заметьте, что после сбора игрушек дома стало чисто и уютно. Дети охотнее складывают игрушки в специальные коробки и корзины – они яркие и красивые или сами по дизайну напоминают игрушку. Поставьте их в детской комнате так, чтобы ребенок всегда мог подойти и что-то взять или положить.
Если, несмотря на все попытки привлечь к сбору игрушек, ребенок все-таки противится и не желает убирать за собой даже после разговоров о том, что игрушки любят спать на своем месте, в своем домике, а иначе могут обидеться, то уберите часть игрушек и спрячьте самые любимые. Сделайте это незаметно, после того как он вечером заснет. Утром он раскапризничается, обнаружив пропажу. Объясните ему, что игрушки обиделись и ушли, но если малыш начнет их убирать на место, в их домик, то они могут вернуться. Пусть он поиграет оставшимися игрушками, а затем с вашей помощью сложит их в коробку. Найдите возможность через 1-2 часа незаметно вернуть игрушки в комнату, чтобы ребенок не заметил, откуда они появились. Он очень обрадуется, найдя их, и будет более бережно к ним относиться. В дальнейшем вырабатывайте у него более подходящий мотив к самостоятельному труду, чем страх потери, — вернитесь к предыдущим методам.