Все родители желают своим детям беззаботного, интересного и счастливого детства. Но даже оно не проходит без рутинных обязанностей. Одна из них – приучение к порядку и соблюдение его в детской комнате.
Самый простой способ научить ребенка собирать игрушки и соблюдать порядок – это показать все на собственном примере. Малыши уже с 2-3 лет с удовольствием берутся помогать наводить дома чистоту, подражая действиям взрослых:
- помоют или подметут полы;
- польют цветы из игрушечной лейки;
- расставят обувь в прихожей;
- включат стиральную машину, самостоятельно загрузив в нее все необходимое.
На этом этапе очень важно не ругать отчаянного помощника, а запастись терпением. За проявленную инициативу обязательно хвалить, мягко указывая на то, что сделано не совсем верно. Реакция детей на похвалу и словесные поощрения подскажет родителям о готовности переходить к новому этапу обучения – убирать за собой игрушки.
Конечно, проще и быстрее сделать все самому. Но этим можно получить эффект, что ребенок привыкнет к тому, что раз у вас это получается лучше, то будете всегда все делать сами. Пройдут годы, и тогда уже возникнет вопрос, как приучить к порядку подростка.
Процесс приучения малыша 2-3 лет к порядку, когда он не хочет убирать за собой после игры, порой грозит перерасти в хныканье и капризы. Чтобы этого не произошло, попробуйте применить некоторые способы:
- Дети должны знать, куда складывать игрушки. Рекомендуется приобрести коробки, пластиковые ящички или корзинки или сделать коробочки своими руками. Для каждой вещи в детской комнате нужно выбрать определенное место и организовать удобные места для хранения. Нанесенная на коробках веселая маркировка поможет с легкостью сортировать их, превращая уборку в своеобразную игру.
- Если чадо не хочет ничего делать и не проявляет инициативу при наведении порядка, ни в коем случае не следует пытаться заставить. Можно пойти на небольшую хитрость: выбрать момент, пока малыш чем-то увлеченно занят и навести порядок самостоятельно. Затем, удивившись такой аккуратности и проворности в выполнении просьбы, обратиться к ребенку и поблагодарить за «выполненную» работу. Это наверняка смутит малыша и заставит задуматься. В следующий раз он пожелает заслуженно получить благодарность, поспешив помочь по первой же просьбе.
- Если же ребенок не хочет убирать за собой игрушки, не следует его торопить или заставлять. Правильным будет дать ему время закончить игру, заранее предупредив, через какой промежуток времени игрушкам придется отправиться отдыхать. Если ребенок увлечен игрой и рискует пропустить назначенное время, то можно поставить таймер, напоминающий об его окончании.
- Иногда можно превратить уборку в игру «кто больше соберет» или «кто быстрее». Когда ребенку прискучит этот способ, стоит переходить к следующему. И так постепенно у малыша закрепятся необходимые навыки, и выработается полезная привычка.
- Когда ребенку уже 3-4 года можно попробовать ему сказать, что игрушки могут обидеться и уйти, если за ними не ухаживать и привести в пример сказку К.Чуковского «Федорино горе».
- Помочь приучить детей к порядку в детской комнате поможет элементарное планирование, например, в виде составления списка дел. Такой подход актуален для малышей уже с 3 лет. Для них можно придумать веселые названия планируемых занятий, оформляя для начала картинками, и, не забыв при этом включить в список помимо рутины и развлечения. Дети с удовольствием будут вычеркивать уже выполненные пункты, с легкостью переходя к новым.
Приучаем малыша к порядку – практические рекомендации
Так как приучить ребенка убирать за собой после игры? Как показывает практика многих родителей, универсального способа нет. И не имеет значения, наводите ли вы уборку в детской комнате девочки или мальчика. Но, возможно, в этом вопросе могут помочь следующие рекомендации:
- детям свойственно копировать действия родителей. Если родители беспокоятся о порядке в доме, то такая же модель поведения будет привычна и младшему поколению;
- крик и принуждение не дадут положительных результатов. Спокойствие не провоцирует протест, а это уже возможность договориться;
- искренняя похвала станет прекрасным стимулом к выполнению рутинных обязанностей. С критикой лучше повременить, ведь главное желание убирать, а качество непременно появится позже;
- понятие «порядок» воспринимается детьми и взрослыми различно. Маленькому ребенку проще и понятнее выполнить определенную последовательность действий, озвученную взрослым. Например: собрать игрушки в своей комнате или расставить книги на полке.
Важно объяснить детям, что уборка или соблюдение порядка – не наказание. Это привычные действия, которые выполняют все члены семьи и каждый участвует при создании чистоты и уюта дома.