Во Вселенной царит хаос, в ней нет порядка… всё стремиться к хаосу… нужно ли тогда приучать ребенка к порядку в вещах? . Нужно! Еще как, нужно! Но важно понимать, что перегибать палку тоже не стоит. Порядок дисциплинирует ребенка и воспитывает в нем аккуратность. И все же, приучая ребенка к порядку, не стоит излишне на него давить, подавляя его личность, исследовательскую деятельность и лишая возможности к творчеству.
Ребенок, в силу своего возраста, не способен еще поддерживать порядок самостоятельно, поэтому приучать его нужно исключительно в игровой манере:
- — Определите территорию ребенка, неважно это будет всего уголок или вся комната, но эта должна быть только его территория! В пределах этой зоны малыш может убирать игрушки, когда хочет и расставлять их, как считает нужным. Это может быть просторный или загороженый угол комнаты, его игровая палатка или “домик” под столом.
- — За пределами отведенной для ребенка территории, малыш должен убирать игрушки, когда нужно или скажет мама, и на свои места. Это может быть время — каждый вечер перед купанием, перед вечерней прогулкой, после ужина… На свои места убирать игрушки — в корзину или коробку для игрушек, шкаф с игрушками, на полку, стол и т.д.
- — Введите правила, которые ребенок должен строго выполнять без исключений. Например, рисовать на обоях и стенах НЕЛЬЗЯ, но рисовать можно на доске мелком или на ватмане, прикрепленном к стене в углу комнаты.
- — Привлекайте малыша к уборке, играя — имитируя собирание игрушек с помощью подъемного крана (это может быть ваша рука или игрушка), лукошка и собирания грибов, погрузки игрушек в самосвалы.
- — Устраивайте мини-соревнования: кто первым соберет все игрушки в корзину или коробку, кто больше игрушек насобирает в лукошко, кто быстрее соберет игрушки в своем уголке комнаты, кто первым соберет игрушки желтого/красного/синего цвета и т.д.
- — Сочиняйте сказки о тех игрушках, что лежат не на своих местах. Например: машинка уже перевезла весь песок, очень устала и хочет спать. Давай ты положишь ее на свое место. Курочка уже поужинала и хочет спать. Давай ты поставишь ее на свое место. Продолжаем сочинять, пока все игрушки не окажутся на своих местах. Можно подключать ребенка к сочинению сказки, если позволяет возраст.
- — Будьте постоянны! Ребенку проще привыкнуть к правилу, если оно логично и постоянно повторяется. Начали приучать ребенка к уборке игрушек в вечернее время, делайте это каждый вечер после ужина или перед купанием… пусть это будет ритуалом для ребенка! Сначала он будет с вами так играть, затем это задача закрепиться и станет для малыша правилом.
- — Если ребенок категорически отказывается убирать игрушки, а такое иногда случается практически с каждым ребенком, не стоит ему угрожать, запугивать, наказывать. Причин этому может быть множество — плохое настроение или самочувствие, капризы. В таком случае можно сказать ребенку, что игрушки уходят от неряшливых деток и возвращаются только тогда, когда дети становятся аккуратными и начинают хорошо относится к игрушкам и беречь их. Незаметно спрячьте игрушку, а со времен, когда ребенок вновь начнет убирать игрушки на свои места, так же незаметно верните ее, будто бы игрушка сама вернулась к малышу.
Переход к режиму “порядка” в вещах должен быть плавным, мягким и поучительным, не требуйте все и сразу. Малыш только учиться всему и излишняя настойчивость может вызвать негатив и отбить охоту. В возрасте 3-4 лет ребенок должен уже понимать необходимость порядка и аккуратности. Если вы думаете, что творческая личность может развиваться только в условиях хаоса и отсутствия правил, то это не так! Не стоит путать понятия “творческая личность” и “неряха”. А отсутствие правил скорее приведет к бесконтрольному поведению и тревожному состоянию, детям нужны правила!
И помните, вы пример для ребенка! Как часто бы не звучали нравоучения, благие послания и наставления на путь истинный, малыш будет делать так, как делают авторитетные взрослые — его родители!
Если вы нашли эту статью полезной, то поделитесь ей с друзьями в социальных сетях. Спасибо!