Эту консультацию-лекцию готовили еще в институте. Информацию брали из книг великих педагогов и психологов.
Половое воспитание детей стало предметом исключительного внимания современных родителей, поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальной функцией, как половая, можно управлять, держа детей в темноте и неведении. Мы отлично понимаем, что страх и неосведомленность могут привести к болезни. Вот почему важно без утайки объяснить детям, как обстоит дело в действительности.
Отношение это складывается не в результате какого-то курса обучения, а из тех основных принципов, которые мы поможем ребенку освоить в ходе его развития. При всей широте и значимости проблемы можно предположить, что любой совет тут окажется слишком общим и неопределенным. Напротив, именно это обстоятельство и помогает определить программу полового воспитания наших детей.
Сама по себе половая жизнь ; не будем забывать об этом ; носит очень многогранный характер. Неверно думать о ней только как о «близости» и видеть в ней лишь способ продолжения рода. В таком случае упускается из виду главный аспект, и тогда можно ли считать удачным брак, в котором половая близость происходит только из-за желания иметь детей?
Напротив, должно быть совершенно ясно, что сексуальная жизнь включает в себя всю полноту отношений между мужчиной и женщиной, а не только физиологические проявления секса. Вот почему нормальный в сексуальном отношении человек не тот, кто непременно обладает привлекательной внешностью или же сам легко увлекается чьей-то красотой, и не тот, кто коллекционирует любовные приключения, и совсем уж необязательно тот, кто легко и свободно рассуждает о сексе или же никогда не затрагивает эту тему.
С этой точки зрения половая уравновешенность ; весьма существенная часть нашего общего психического здоровья . Даже представить себе невозможно, чтобы человек уравновешенный в половом отношении был психически неуравновешенным. Вот почему все, что мы делаем для обеспечения психической уравновешенности ребенка, будет способствовать и его половой уравновешенности. Иными словами, редко возникает необходимость специально заниматься с ребятами, чтобы дать им правильное направление в этой сфере. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример . Мальчик подражает мужественности отца, девочка женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своим родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей. А в отношениях с другими людьми он не будет нуждаться в нездоровом суррогате того, что ему недостает дома.
Надо ли говорить, что мы можем дать нашему ребенку правильное представление об отношении полов только в том случае, если и сами не заблуждаемся на этот счет. Это значит, что половое воспитание должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. От замены конкретного жизненного опыта, приобретаемого ребенком в кругу семьи, теоретическими рассуждениями, как правило, мало толку. Знания, которые мы даем детям, отвечая на их вопросы, касающиеся отношения полов, имеют значение лишь в том случае, если им становится ясно, что мы не стыдимся этого разговора и не лицемерим с ними. Все, что мы говорим им, разумеется, должно быть правдой, но и это не самое главное.
Другими словами, если половое воспитание детей ; это прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту. Обычно ; хотя возможны самые различные варианты ; дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до б лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует. Подрастая, они будут понимать все больше и больше.
В заключение хочется подчеркнуть следующее: мы сможем передать детям наше отношение к вопросам пола, нашу точку зрения и необходимые сведения только в том случае, если будет здоровой и нормальной эмоциональная атмосфера, в которой они растут. Вряд ли они станут прислушиваться к родителям и подражать им, если находятся в постоянном конфликте со взрослыми. А конфликт этот ; и само половое воспитание ; начинается не тогда, когда ребенок задает первые вопросы, а гораздо раньше, когда он еще и говорить-то не умеет, в младенчестве, ; именно тогда устанавливаются наши отношения с ним.
И нередко мы портим наши отношения, заставляя ребенка есть насильно, допуская ошибки при пользовании туалетом, а этот момент особенно важен из-за глубокой внутренней связи между гениталиями (половыми органами) и органами очищения организма. Сексуальное развитие, иными словами, начинается не на пустом месте, а является составной частью общего развития ребенка, и все, что мы делаем для его улучшения, будет благотворно сказываться на нем.
Ниже представлен примерный перечень для бесед (в порядке их усложнения) с дошкольниками и младшими школьниками.
- Что такое семья. Что такое общество. Место семьи в обществе. Разные поколения в семье.
- Функции и обязанности членов семьи. Преимущества жизни в семье.. Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей (продолжение рода, воспитание детей).
- Периоды в жизни человека (до рождения, грудной период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), их основные особенности.
- Возникновение жизни на Земле (общая схема). Понятие о человеке (его сходство с животными и различия между ними). Главное, что отличает человека от животных.
- Мужские и женские роли в семье и обществе. Основные различия между мужчинами и женщинами, лежащие в основе разделения ролей. Как лучше организовать взаимодействие членов семьи в домашних делах.
- Мальчики и девочки должны лучше знать друг друга. Значение дружбы между ними.
Особенности мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Различия и сходство между ними. Их положительные качества. Необходимость ценить и учитывать эти качества.
- В чем состоит истинная сила и слабость человека. Значение духовной и физической силы. Понятие о героизме. Проявление жестокости ; признак внутренней слабости человека. Продолжение рода в животном мире. Понятие о размножении. Понятие о. наследственности.
Рекомендуемый список литературы
1. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Мед.-псих. Аспекты.- Изд.2-е, перераб. и доп. .-Л.: Медицина, 1988.
2. Воспитание детей в. игре: Метод. Рекомендации/ Ассоц. «Профессиональное образование», Е.В.Зворыкина, Е.А.Кудрявцева, Л.В.Градусова.- М., 1991
3.. Гарбузов В.И. От младенца до подростка: Размышления о. развитии и воспитании ребенка.- СПб: Респекс, 1996.
4. Колесов. В.Д. Беседы о половом воспита•ии:.- М.: Педагогика, 1986.
5. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери: Пер. с англ.= СПб: Питер Пресс, 1997. ; (Серия «Вы и ваш ребенок»).
6. Элиум. Д., Элиум Дж. Воспитание сына: Как вырастить настоящего мужчину: Пер. с англ.- СПб: Питер Пресс, 1996.- (Серия «Вы и ваш ребенок»)-.
7. Энциклопедия сексуальной жизни: Физиология и психология. Для детей 7-9 лет. ; М. :Дом, 1990.
8. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе.- СПб: Питер, 1998.