Половое воспитание детей и подростков неразрывно связано с подготовкой к ответственной поре супружества и родительства, с вопросами формирования здоровой семьи. Подготовка к семейной жизни начинается с ранних лет.
Первые примеры мужественности и женственности — это отец и мать. Этот ранний опыт в значительной мере сказывается на формировании образа идеального супруга, в последующем определяя «круг поиска». Привязанность мальчика к матери делает многие ее черты привлекательными знаками «эталона женственности», с которым, так или иначе, сопоставляется будущая жена. То же происходит с девочками: известно, например, что дочери пожилых и ласковых отцов чаще выходят замуж за мужчин намного старше себя.
В родительской семье в первые годы жизни складываются и наиболее глубокие установки отношения к детям. В детских играх можно проследить и один из важных механизмов формирования родительских и супружеских позиций. Он состоит в том, что ребенок, как правило, отождествляет себя с родителем аналогичного пола, даже если тот обращается с ним плохо, и имитирует поведение родителя. Порой дети прямо говорят об этом.
Не будет преувеличением сказать, что воспитание маленьких детей в качестве будущих супругов и родителей является процессом воспроизводства родительской семьи. Не все в этом процессе произвольно контролируемо и управляемо. Дети воспринимают то, что есть, а не то, что хотят им показать родители. Они видят и переживают больше и глубже, чем мы, взрослые, предполагаем. Едва ли правильно обвинять других, когда у них не задалась супружеская жизнь. Но к себе мы можем предъявить самые строгие счета и требования, мы можем стремиться улучшить жизнь своей семьи. Сила и искренность этого стремления ложатся тогда в фундамент семейных установок наших детей.
Младший школьник уже пробует разбираться в семейной ситуации, пытается понять и оценить позиции родителей. Семейный конфликт может вызвать осознанное стремление «быть не таким, как. ». Реакция ребенка на распад семьи зависит от того, как формировались ее семейные установки раньше. Мальчик, например, может взять на себя роль ушедшего отца, всегда им любимого, так что мать удивляется «Откуда в нем, в 8 летнем мальчишке столько настоящей мужской заботливости?» а в другом случае вызывать раздражение: «Копия отца — подай, принеси, и ни шагу сам». В отличие от дошкольника младшему школьнику уже можно многое объяснить, помогая правильнее осознать отношения взрослых и свои позиции.
В подростковом возрасте происходит активная примерка супружеских и родительских ролей «на себя». При всей категоричности подростков и тенденциях придерживаться своего (как правило, отличного от родительского) мнения взрослые в семье служат отправной точкой в формировании супружеских и родительских ролей. Будет подросток стремиться походить на них или, наоборот, быть непохожим — зависит от прочности и глубины их отношений. Однобоко преподносимая и воспринимаемая женская эмансипация проявляется у девочек-подростков в завышении достоинств женщин и занижении ценности мужчин.
Это может создавать основы для семейных дисгармоний. У мальчиков, как показывают специальные исследования, представления о будущей жене как женщине и супруге более согласованы, чем у девочек, мечтающих о «мужественном мужчине», но ожидающих от мужа материнской заботы и опеки. В основных своих чертах эти различия воспроизводят восприятие подростками родительской семьи.
На протяжении всей жизни, начиная с возраста первых сказок, детей ориентируют на брак «по любви». В этом не было бы ничего дурного, если бы любовь не представлялась в абсолютно идеализированном виде как некий рай, скрывающийся сразу за порогом дворца бракосочетаний. И родители, и школа пока совершенно недостаточно ориентируют подрастающее поколение на реальный брак как на строительную площадку, где супруги сами возводят здание семейного счастья: оно не дано фактом брака, а задано как задача, требующая душевной работы каждого супруга в отдельности и обоих вместе.
В прекрасной формуле «Человек создан для счастья, как птица для полета» мы делаем ударение на первой части, создавая у детей обманчивое впечатление о счастье, как о радостном без усилий парении. Между тем, полет — тяжелый труд, и счастье без того, чтобы «мыслить и страдать», просто невозможно. Это уже вопросы не столько психогигиены, сколько мировоззрения, нравственности, вопросы не столько слов, сколько интонации. И выпуская детей в жизнь, мы должны уметь произнести нужные слова.
Половое воспитание и подготовку к семейной жизни невозможно исчерпать перечнем того, что надо и чего не надо делать. Не раз Вы встретитесь с трудностями и проблемами, на первый взгляд неразрешимыми. Но, приняв принципы полового воспитания, Вы сможете проводить его творчески и находить выходы из кажущихся безвыходных ситуаций.
bull; доверие взрослого к ребенку — лучшая основа доверия ребенка к взрослому
bull; контроль того, чему мы ребенка научили, и поддержка в том, чего он пока не умеет
bull; только правда, всегда правда, но так, чтобы ребенок мог ее понять и верно воспринять
bull; чистота и нравственность собственного и прививаемого ребенку отношения к полу, сексуальности, семейной жизни
bull; повторение дает возможность ребенку понять ранее не понятое, постепенно по мере увеличения возможности понимания расширять, обогащать и закреплять свои представления
bull; половое воспитание не может быть слишком ранним, оно может лишь запаздывать, запаздывание же открывает дорогу непрошенным «воспитателям» и «просветителям»
bull; деловой язык и спокойный тон снимают налет постыдности в обсуждении особенностей пола
bull; умение взрослых воспользоваться подходящей ситуацией или создать ее для необходимых разъяснений, а не ждать пассивно вопросов ребенка
bull; понятность и ясность для ребенка позиций, отношений и разъяснений взрослых
bull; поведение взрослых не должно возбуждать половое влечение у детей
bull; пол и сексуальность — не только качества отдельных людей, но и стиль отношений между людьми
bull; бесполая личность — уродливое и нежизнеспособное дитя ханжества, ребенок — всегда мальчик или девочка, а его воспитание — всегда воспитание мужчины или женщины
Воспитывая мальчиков и девочек, мы больше знаем, какими мы хотим видеть их будущее, чем тех, какими они должны быть и на самом деле будут. Задача полового воспитания состоит не в том, чтобы дети усвоили взгляды старших как незыблемые и неизменные ценности, а в том, чтобы выработать у них творческий подход к отношениям полов. Надо научить их проявлять и развивать свою индивидуальность в постоянно меняющемся мире с той мерой ответственности, которая позволяет избегать конфликтов между сексуальным и социальным, предупреждая тем самым возникновение связанных с этим недоразумений и нарушений состояния здоровья.