В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности
Почему воспитание гигиенических навыков у детей является важным фактором здорового развития и с какого возраста надо их прививать? Какое влияние они оказывают на жизнедеятельность ребенка?
Культурно-гигиенические навыки в раннем дошкольном возрасте
Культурно-гигиенических навыки или (КГН) подразумевают:
- аккуратность во время еды;
- гигиена тела;
- поддержание чистоты окружающей среды;
- следование правилам культуры поведения в общественном месте;
- коммуникация с ровесниками и взрослыми.
Также важен момент усвоения нравственных норм ребенком. Малыши в 3-4-летнем возрасте исполняют требования, чтобы получить одобрение взрослых. Срабатывает принцип – я хороший, ведь меня похвалили. Дети постарше, усвоив правила, получают удовлетворение от того, что действуют в соответствии с ними. О процессе усвоения нравственных норм можно судить по поведению.
Ребенок, усвоивший нормы, часто обращается к взрослым, рассказывая о неправильном поведении сверстников. Не следует расценивать это как ябедничество – ребенок анализирует, правильность понимания ситуации и ищет поддержки у взрослого.
Младший дошкольный возраст считается лучшим для закладывания этих знаний. На самом деле, их развитие происходит с самых первых дней жизни. Если задачи, связанные с гигиеной, сначала решает мама, то культурные навыки вырабатывает сам малыш, отталкиваясь от личного примера взрослых и их реакций на его поведение.
Проработка культурно-гигиенических навыков у детей подразумевает обучение, разъяснение обязанностей ребенка и последовательности действий, а также прививание самостоятельности. В младшем возрасте ребенок выполняет действия сообща с воспитателем, по мере взросления все большую роль играет сначала контроль, затем самоконтроль.
Также в обучении следует использовать принцип наглядности, который облегчает усвоение ребенком нужной информации. С этой целью могут быть использованы плакаты, мультфильмы, диафильмы. В детском саду могут проводиться мероприятия, посвященные полезным привычкам.
Непрерывность обучения – еще один значимый момент. Если сегодня какое-то требование является обязательным, а завтра от него можно отказаться, то сформировать правильную привычку не получится.
Воспитание гигиенических навыков у детей основывается на принципе единства требований. Он заключается в том, что у родителей, воспитателей, других взрослых, с которыми общается ребенок, был единый подход. Разобщенность вносит непонимание в оценку требований и делает их необязательными. Основой выработки привычек является пример взрослых и сверстников, который малыш видит.
Особенности методики воспитания КГН в младшей группе
К 3-м годам ребенок уже осознает правильную последовательность действий. Нужно напоминать, что у каждой вещи есть свое место, говорить, где оно находится. Уже в этом возрасте начинается формирование трудолюбия. Ребенку следует поручать простые задачи и обязательно хвалить его. Взрослый все больше выполняет роль участвующего наблюдателя – он готов помочь, но больше контролирует, дает указания, поощряет.
Воспитание гигиенических навыков у детей заключается не в запретах и ограничениях – это может привести к развитию упрямства. У малышей очень много энергии, однако они не всегда знают, куда ее направить. Поэтому взрослым необходимо действовать грамотно – не запретами, а переключением на полезные действия.
Ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста – игра. Дети обучаются и узнают окружающий мир именно в игре. Постарайтесь максимально использовать ее для развития потенциала вашего ребенка.
В игре необходимо формировать координацию движений рук и глаз. В процессе игры дети быстрее усваивают орудийные действия: обращение с ножом и вилкой, они могут расставить посуду, расстелить скатерть. Играя с игрушками, малыши усваивают, как одеваться, раздеваться, умываться.
Игра – это общение, в котором происходит воспитание культурно-гигиенических навыков, а также обучение коммуникации: дети учатся общаться друг с другом, решать конфликтные ситуации, просить прощения и прощать, дружить.
Что касается гигиены, то к четырехлетнему возрасту ребенок должен уметь:
- тщательно мыть руки;
- пользоваться зубной щеткой;
- полоскать зубы после приема пищи;
- использовать носовой платок;
- пользоваться вилкой и ложкой, кушать аккуратно, не разливать еду.
Внимание уделяется и обращению с игрушками – необходимо, чтобы ребенок содержал их в порядке и чистоте.
С 3-х лет у детей дошкольного возраста начинается фаза я сам – ребенок отказывается от помощи, пытаясь все делать самостоятельно. Ни в коем случае нельзя пресекать эти попытки. Напротив, их нужно поощрять и развивать. Подавление самостоятельности ребенка может привести к серьезным негативным последствиям для развития личности.
Итак, в 3-4 года ребенок в норме обладает следующими знаниями:
- умеет следить за собой и своим внешним видом;
- старается проявлять аккуратность;
- умеет самостоятельно принимать пищу;
- пользуется носовым платком;
- одевается, раздевается самостоятельно и складывает свои вещи;
- убирает игрушки;
- моет и вытирает руки.
Воспитание гигиенических навыков у детей подразумевает создание условий для проявления самостоятельности малышом. Вешалка должна подходить ребенку по росту, малышу должно быть выделено отдельное место для хранения туалетных принадлежностей и т.д. Необходимо осознавать, что ребенок не рождается со знанием того, как и что делать правильно.
Обязательно следует обучать его всем действиям, необходимым в процессе приема пищи, одевания, умывания. Условия обучения и воспитания в детских учреждениях прописаны в специальных санитарных нормах.
Рекомендуется проверять качество выполнения отдельных этапов действия: например, спрашивать, как дети засучили рукава, перед тем как вымыть руки, или как вытерли их после процедуры.
- Всячески поддерживайте желание ребенка быть самостоятельным.
- Хвалите ребенка, отмечая даже небольшие его достижения.
- Старайтесь всегда быть в хорошем настроении, ведь вы подаете пример.
- КГН вырабатываются легче, если взрослый все показывает сам, сопровождая всю последовательность действий комментариями.
Так же стоит обратить внимание на:
- Когда ребенок усваивает что-то новое, его не следует торопить и подгонять – важно, чтобы он разобрался и сделал все сам (пусть и не идеально).
- Не спешите на помощь, если ребенок пробует, но у него не получается – научите просить, когда помощь нужна и помогайте.
- Следует поддерживать активность ребенка, при необходимости направляя ее в нужное русло.
- Добавляйте творчество в процесс обучения: используйте стихи, потешки, наглядные пособия.
Развитие самостоятельности и последовательность в обучении
В процессе обучения родители иногда забывают о еще одном важном принципе – принципе посильности. Вырабатываемый навык должен соответствовать возрасту ребенка. Также следует соблюдать последовательность в обучении. Нельзя переходить к более сложным действиям, если ребенок не усвоил элементарные (например, сначала ребенок учится уверенно есть ложкой, затем ему дают вилку).
Развивать самостоятельность нужно в любом возрасте. Это легко объяснить на примере обучения приему пищи. Когда у малыша в руках ложка, не следует забирать ее, чтобы докормить. Нужно взять другую ложку, но ребенок все равно должен пытаться есть самостоятельно.
Еще один совет по поводу приема пищи, который предупредит ошибку многих родителей. Мамы и папы готовы пойти на что угодно, лишь бы чадо поело. Поэтому часто обед превращается в театральную постановку. Допускать этого нельзя, так как впоследствии вы еще долго будете наблюдать капризы во время еды, если откажетесь продолжать театральное действо.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает и развитие чувства аккуратности. Если малыш вымазался, вытирайте его, проговаривая свои действия. Позднее давайте салфетку, чтобы он делал это сам. Обязательно протирайте стол до и после приема пищи. Ребенок должен привыкать сидеть за чистым столом.
Контролируйте, чтобы ребенок кушал аккуратно, без крошек. Так будет развиваться привычка быть опрятным. Допускать баловства за столом нельзя. Следует приучать ребенка кушать спокойно, не отвлекаться от еды, говорить спасибо. Подросшие детки должны убирать за собой посуду.
Взрослым следует учитывать, что эмоциональная сфера у ребенка еще не сформирована. Малышу кажется, что он все может сам, но на деле знаний и умений не всегда достаточно. Родители должны понимать, что возникновение негативных реакций в подобных случаях – это не каприз ребенка, и сердиться на него за это нельзя. Напротив, нужно поддерживать малыша и развивать положительные эмоции.
Культурно-гигиенические навыки и их значение в жизни ребенка
Важно приучить ребенка стараться, даже если сразу что-то не получается – уже сейчас малыши учатся достигать цели. Таким образом, формируются дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость.
Не следует забывать, что таким образом закладываются основы и эстетического воспитания. Ребенок, глядя в зеркало, может оценить свою аккуратность, поправить одежду или прическу. Важно, чтобы он не привык быть неряшливым.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей тесно определяет воспитание силы воли. У них не всегда получается самостоятельно застегнуться, обуться, почистить зубы или аккуратно покушать. Здесь родители должны понимать, что бросаться по первому крику на помощь – неправильная позиция.
Малыш должен понимать, что ему помогут в тех случаях, когда он действительно приложил усилия, но у него что-то не получилось. Иначе родители рискуют получить капризное чадо, которое будет только лениться и требовать.
Культурно-гигиенические навыки – базовые привычки, которые человек, повзрослев, будет использовать на автоматическом уровне. Поэтому приложить максимум усилий по их формированию – одна из основных задач родителя. Однако не стоит ставить их выше позитивных эмоций и взаимопонимания с вашим ребенком. Постарайтесь сделать так, чтобы от обучения ваш малыш получал удовольствие.
Таким образом выработанные в детском возрасте привычки сопровождают людей всю жизнь, поэтому важно грамотно заложить основу для развития человека. Это делается с помощью правильно сформированных культурных и гигиенических навыков.