Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей – Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом – Образование и воспитание
Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации.

Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей – Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом – Образование и воспитание

Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей

Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации.

Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании таких навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный (сензитивный) для формирования культурно-гигиенических навыков ( Т.М. Яковенко).

Навык определяется Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной как автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык позволяет ребенку делать все ловко и быстро. Привычка побуждает выполнять действие охотно и без принуждения.

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова к культурно-гигиеническим навыкам относят навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

В дошкольной педагогике С.А. Козлова и Т.А. Куликова выделяют группы культурно-гигиенических навыков, которыми должен овладеть ребенок:

а) навыки еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и т. д.);

б) навыки ухода за своим телом (умывание, причесывание и т. п.);

в) навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.).

Таким образом, в формировании культурно-гигиенических навыков разные авторы включают их важную составляющую – формирование навыков санитарно-гигиенического характера – умение ухаживать за кожей, зубами, волосами и т.п.

Санитарно-гигиеническое воспитание после года направлено, по словам Е.М. Белостоцкой, на приобщение ребенка к следующим навыкам:

– мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

– умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

– принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;

– мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

– пользоваться туалетом (горшком);

– подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

– полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

– пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

– пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

– пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

– ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

– не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

– мыть ноги перед сном.

В вариативных программах ДОУ в разделах, относящихся к физическому воспитанию, ставятся задачи формирования санитарно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей. Так, Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой предусматривает следующее (таблица 2).

Таблица 2 Объём и содержание санитарно-гигиенических навыков по возрастным группам

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время умывания. Учить полоскать рот после еды.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навык полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, следить за чистотой одежды и обуви.

Статьи по педагогике:

Сюжетная игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р .

Цель практической части исследования заключается в доказательстве прикладной гипотезы: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их со .

Исследователи выделяют различные этапы в становлении речи детей и указывают различные возрастные границы. Так, например, А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й – подготовительный этап (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2-й – преддошкольный э .

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Как воспитывать мальчика без отца: Психология воспитания – My Life

Как воспитывать мальчика без отца: Психология воспитания Как воспитывать мальчика без отца Воспитание детей задача совсем непростая и очень ответственная, требующая определённых знаний и навыков.

5 ошибок в воспитании детей, Персональный сайт психолога Поповой Ольги

Об авторе: Ольга Попова, психолог-консультант, релаксотерапевт, блоггер Методы работы: песочная терапия, арт-терапия, гипноз, релаксотерапия. Консультации оффлайн и онлайн по скайпу.

Как воспитывать мальчика без отца: Психология воспитания

Воспитание детей задача совсем непростая и очень ответственная, требующая определённых знаний и навыков. Ведь именно то, что было заложено в детстве, определяет будущий характер ребёнка, его социальные навыки и влияет на всю будущую жизнь.

Как воспитывать мальчика – особенности психологии и правила воспитания с рождения, роли отца и мамы

Как воспитывать мальчика правильно, чтобы вырастить настоящего мужчину - советы психологов Чтобы из сына вырос мужчина, хороший отец, достойный член общества, важно знать, как воспитывать мальчика.

4 этапа в воспитании детей согласно тибетской мудрости – УКРОП

4 этапа в воспитании детей согласно тибетской мудрости Posted By: укроп.org 03.04.2018 Известно, что народ Тибета отличается терпением, мудростью и собственным уникальным взглядом на все сферы жизни человека.

Как воспитывать близнецов: Особенности воспитания

При нынешнем уровне развития медицины узнать о том, что вы станете счастливыми родителями, но несколько в большем, чем планировалось, объеме, реально уже за полгода до появления на свет этого самого счастья.

Как бороться с детскими истериками, Азбука воспитания

Этот вопрос часто задают родители: как бороться с детской истерикой? Мало приятного, когда твое чадо посреди улицы или в магазине бухается на пол, орет дурным голосом и молотит по полу руками и ногами.

Как отучить ребенка кусаться: полезные советы по воспитанию

Маленькие дети ещё не освоились в окружающем их мире и увлечённо изучают всё, что находится в пределах их видимости и досягаемости. Повышенная любознательность приводит к опробованию на зуб практически всех интересующих вещей.

К вопросу типичных ошибок семейного воспитания

Магомедов Д.Б. – доцент кафедры уголовного права и криминологии Юридического института ФГБОУ ВО «ДГУ» Шабаева М.Д. – преподаватель базовой кафедры специальных дисциплин Юридического колледжа при Юридическом институте Аннотация: в данной статье будут всесторонне рассмотрены типичные ошибки семейного воспитания, их причины, сущность, значимость, а также влияние на растущую личность.

Читать книгу До трех – самое время! 76 советов по раннему воспитанию Масару Ибука: онлайн чтение – страница 1

Текст книги До трех – самое время! 76 советов по раннему воспитанию - Масару Ибука Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

К вопросу о проблемах семейного воспитания

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Студент магистрант I курс Воспитание это важнейший процесс, который влияет на развитие ребенка.

Индифферентный, Стили семейного воспитания: какую занять позицию?

Стили семейного воспитания: какую занять позицию? - Индифферентный Индифферентный (отстраненный) стиль воспитания характеризуется небольшим количеством требований, низким уровнем общения и взаимодействия «родители-дети». Хотя индифферентные родители удовлетворяют основные потребности ребенка, они, как правило, не вовлечены в его жизнь, не интересуются его чувствами и переживаниями.

Из опыта семейного воспитания: Родителям: Статьи: Логобург

В каждой семье есть «особые рецепты» воспитания детей, всевозможные наблюдения и открытия. Хочу поделиться с родителями своим опытом, рассказать несколько, с моей точки зрения, полезных историй.

Статьи по воспитанию

Дата публикации 03 апреля . Опубликовано в Статьи по воспитанию Дети хотят повзрослеть, взрослые хотят помолодеть и так происходит на протяжении тысячелетий.

Идеальный папа – что нужно для воспитания идеального отца?

Помните миф о рождении Афины Паллады? Она вышла из головы собственного отца - Зевса. Вероятно, уже тогда прозорливые греки усмотрели главное различие в отношениях к своим детям у матери и отца.

Золотые правила поощрения и наказания, Азбука воспитания

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Золотая середина воспитания

Золотая середина воспитания Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Известны лишь два вида воспитания – организованное (общественное) и семейное.

Значение поощрения и наказания в практике воспитания

Значение поощрения и наказания в практике воспитания Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания.

Занятия по системе Марии Монтессори, Азбука воспитания

Мария Монтессори родилась в Кьяравалле (Италия). Она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.

30 советов по воспитанию сыновей, или Как вырастить настоящего мужчину

30 советов по воспитанию сыновей, или Как вырастить настоящего мужчину Пожалуй, эти 30 советов по воспитанию сыновей читали уже многие, так как они были написаны Алексеем Булгаковым в книге Наши неуправляемые подростки и многотиражно разлетелись по сети Интернет.

Задачи еврейского воспитания

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько удачным получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес.

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей) – Анютка о разном

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей) 1. Два вида ошибок в воспитании Ошибки, которые родители допускают при воспитании СДВГ-ребенка, можно условно разделить на два типа: Первые – это так называемые «инструментальные» ошибки (режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы…). Эти ошибки могут допускать родители, которые в основном не испытывают больших трудностей во взаимоотношениях со своими детьми, но не обладают специальной информацией и недостаточно владеют навыками обращения с ними.

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания – Типичные ошибки родителей

(Типичные ошибки родителей) Воспитание гиперактивного ребенка - правильные установки для родителей Ошибки, которые родители допускают при воспитании СДВГ-ребенка, можно условно разделить на два типа.

Женский форум Жизнь – Ошибки воспитания! Это интересно

А для этого существуют десять заповедей: Во-первых, НИКОГДА (без крайней на то необходимости) не отменяйте своих приказов. Во-вторых, приказы должны быть точны и должны отдаваться категорическим тоном, не терпящим возражений.

Рейтинг@Mail.ru