Никто не любит признаваться, что он неопрятен или неаккуратен. Все мы
независимо от того, чистим ли зубы два раза в день и принимаем ли душ или
ванну каждое утро, считаем, что это необходимо. Другими словами, мы живем в обществе, требующем от всех опрятности, желающем видеть нас такими.
Санитария и гигиена лежат в основе жизни современного человека. И в каком-то смысле наше положение в обществе во многом определяется и степенью нашей аккуратности в доме. Хорошо понимая это, мы предпочитаем не говорить о некоторых не совсем безукоризненных привычках, иногда свойственных нам. И даже если порой забываем убрать пыль под ковром, то уж во всяком случае, стараемся, чтобы его поверхность гости видели чистой.
Во-вторых, грязь не столь же неприятна им, как нам.
В-третьих, у ребят еще не выработались многолетние привычки, и потому они не могут автоматически выполнять все необходимые действия, чтобы выглядеть опрятно.
В-четвертых , им становится скучно, когда мы превращаем в глобальную проблему то, что, на их взгляд, несущественно. Дети не выполняют наши требования, так как часто, не понимают их значение. И даже начинают ненавидеть нас за все, что мы им навязываем. Зубная щетка, например, может превратиться для ребенка в символ, напоминающий о конфликте с нудным и назойливым родителем.
В итоге большинство взрослых отчаивается научить своих детей опрятности и аккуратности. Для того чтобы ребенок чистил зубы, регулярно принимал душ или ванну, мыл руки перед едой, убирал свои игрушки, вешал на место одежду и так далее, и так далее, приходится до самой юности, а то и позже, постоянно напоминать ему обо всем этом. Нет нужды говорить, что это слишком долгий срок, особенно для родителей, которые вынуждены сталкиваться с этой проблемой каждый божий день.
Так что же, выходит, мы совсем ничего не можем сделать? Придется полностью смириться с неряшливостью ребенка или все-таки можно еще что-то предпринять?
Смею заверить, было бы ошибкой рассчитывать, будто ребенок, когда вырастет, сразу же перестанет быть неряшливым. Все мы, родители, так или иначе, влияем на развитие малыша и, хотя иногда чересчур усердствуем в этом, не можем решиться пустить все на самотек. Особенно если действия ребенка противоречат нашим взглядам на аккуратность.
Что же нужно сделать?
Первое. Нужно пересмотреть свои воззрения и привычки, связанные с личной гигиеной. Возможно, мы слишком придирчивы. Задайтесь вопросами: всегда ли необходимо вешать пальто в шкаф, если мы очень устали? Всегда ли наш дом должен выглядеть так, словно мы ожидаем к обеду своего начальника? Считаем ли мы, что зубы выпадут, если мы забудем почистить их? Возьмем альтернативный случай: может, мы сами невольно подаем дурной пример детям своей грязной одеждой и неопрятным видом? Мы правильно сделаем, если спросим себя и о том, пропорциональна ли наша любовь к детям их послушанию. Ощущают ли они ее даже тогда, когда садятся за стол с грязными руками? А может, постоянно ругая, мы отталкиваем их, отвергаем их любовь?
Эти вопросы необходимо поставить перед собой, прежде всего для того, чтобы определить истинные границы проблемы. Ведь, в самом деле, очень легко утратить чувство меры и увидеть вещи гипертрофированными! Если наш ребенок чувствует себя счастливым и не создает, кроме этой, никаких других сложностей, очевидно, история с аккуратностью не так уж и важна. Если же, напротив, его неопрятность — это только один из поводов для наших с ним разногласий, проблема становится более широкой.
аккуратности и порядку, мы поймем, что по сравнению с другими это затруднение незначительное и относиться к нему нужно так, как оно заслуживает. Мы можем побуждать ребенка к аккуратности, награждать его, вовлекать в какое-нибудь соревнование и, наконец, когда наше терпение подойдет к концу, даже поругать. Но важно НЕ ПОДНИМАТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Ребенок устанет от нее так же, как и мы сами. Поскольку нельзя рассчитывать, что он станет придавать чистоте и порядку такое же значение, как мы, ЛУЧШЕ ВСЕГО УСТАНОВИТЬ С НИМ НАСТОЛЬКО ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ , ЧТОБЫ ОН ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАЛ НАШИ УКАЗАНИЯ И СОВЕТЫ.
Короче, нет ничего лучше добрых отношений между родителями и детьми . А если они испорчены еще в младенчестве из-за кормления насильно, гораздо труднее позднее заставить ребенка следовать нашим пожеланиям.
Когда отношения с ним всегда спокойные и добрые, ребенок, по крайней мере проявляет добрую волю, даже если и не соглашается с нами, что необходимо умываться каждый день. В результате он получает важный для собственного развития урок — он понимает, что можно вовсе не любить то, что делаешь, но занятие это все-таки необходимое и не только потому, что этого требуют от него другие. Достижение это немаловажное.
согласится он или нет с необходимостью заботиться о своей аккуратности и
порядке в доме, то многие другие мелочи порой помогают прийти к
Например, напомнить ребенку, что нужно положить на место игрушки, лучше всего в тот момент, когда он еще не увлекся каким-то другим интересным занятием, с которым не захочет расставаться. А мы, как
правило, поступаем наоборот — просим его навести порядок, когда он не в
силах оторваться от телевизора, игры, любимого занятия, и, разумеется,
ничего хорошего не получается. Другими словами, нужно давать указания и
распоряжения с уверенностью, что ребенок выслушает нас со вниманием и сможет выполнить нашу просьбу.
времени помогать ему. Часто мы чересчур стараемся побуждать его все делать самому. Нам нравится думать, будто тем самым мы помогаем ему обрести самостоятельность, но часто за этим кроется лишь желание освободиться от скучного дела.
делаете то же самое, что требуете от него.
точными данными о том, какое для этого необходимо пространство, и тем более не знаем, сколь велика потребность пачкаться, какую испытывают время от времени все дети.
Но, разумеется, если он слова не сдержит, вы опять заберете коньки, уже на
более длительный срок.
Приступать к формированию навыков аккуратности и порядка надо непроизвольно, исподволь и без какого бы то ни было нажима. Постарайтесь для начала внушить ребенку, что необходимо выглядеть опрятно, но не рассчитывайте при этом на быстрый успех.
гораздо большее, чем обычно мы отводим для обучения этому.