This message will be pushed to the admin’s iPhone instantly.
На днях состоялось моё первое родительское собрание. Самой не верится, что так время летит. Я ходила на собрание в детский сад. Мы получили путёвку и я впервые в жизни отправляю своего ребёнка в детский сад. Скорее всего в июле начнём водить.
На тему того, нужен ли ребёнку детский сад, много всего написано. Есть ярые сторонники того, что он просто необходим. А есть и те, которые убеждены в обратном. И детский сад в их глазах – зло, от которого ребёнка нужно уберечь. Думаю, надо искать золотую середину. Плюсы у посещения детского сада есть, но есть и большие минусы. Опять же, споров много и о том, в каком возрасте лучше передать ребёнка на попечение воспитателей. Часть психологов пишут, что в 1,5-2 года дети привыкают легче, а кто убеждает в том, что лучше в 4 года.
Для себя я сделала ряд выводов. С ними сегодня и делюсь.
Я считаю, что в 2 года детский сад ребёнку не нужен. А в 4 года нужно смотреть на ребёнка и на сам детский сад, чтобы понять, стоит ли или нет посещать.
Реалии таковы, что сейчас детские сады чаще ругают, чем хвалят. Не даром же мамочки боятся отдавать ребёнка в детский сад. Мало того, что там он находится без родителей, так ещё и обстановка не всегда дружелюбная.
Думаю, во многих регионах нашей страны ощущается нехватка детских садов. И сейчас дети начинают ходить в сад в возрасте примерно от 2 лет 3 месяцев до 3-х лет. С 1,5 лет попадают только дети льготной категории.
Часто слышу от мамочек, что ребёнку нужно общение, поэтому его обязательно нужно вести в сад. Но на практике вижу, что дети в 2 года особо и не умеют общаться со сверстниками. Это я поняла, как дети-двухлетки общаются в школе раннего развития и в песочнице. Да они не общаются, а отнимают постоянно игрушки, пищат. Один разбрасывает песок, другой, как моя дочка, как вкопанный смотрит на происходящее вокруг него. Чему они могут научиться друг у друга в этом возрасте? Они и говорить-то часто ещё не могут.
Возможно, лучше идёт коллективное приучение к горшку, самостоятельному приёму пище, осваиваются навыки одевания, самостоятельного засыпания. Но индивидуального обучения, направленного на умственное развитие, в саду нет (возможно, только на дополнительных занятиях в рамках кружков и секций). Думаю, любая мама дома сама сможет прекрасно развить ребёнка до 3-4 лет: лепка, аппликации, рисование, прогулки, чтение – всё это доступно и просто. Нет фантазии – есть куча книг, готовых пособий и интернет. Было бы желание.
Только из-за якобы нехватки общения со сверстниками не стоит помещать двухлетнего ребёнка в такую новую для него среду, как детский сад. Там будет много неприятного: новый режим, конфликтные ситуации с детьми, отсутствие мамы, непривычное питание. Да одни только частые ОРЗ чего стоят! А свой иммунитет у ребёнка ещё в этом возрасте не сформирован. Кто-то говорит, болеть меньше в школе будет. Не думаю, что кого-то здоровее сделали частые заболевания и сопутствующее им лечение. Да, к вирусам выработается иммунитет, но не получит ли при этом ребёнок других осложнений? Как сказала врач из местной поликлиники, детки в первый год в саду могут болеть до 18 раз. И мне это надо?
Наслышаны мы и о низкой зарплате работников детских садов, о текучке и нехватке кадров. Один воспитатель работает в 2 смены. Бывает, что и без няни. Уже не раз звучало от разных мам, что сейчас в садах не занимаются, а только присматривают за детьми. И это печально. И низкая зарплата, на мой взгляд, не оправдание. Конечно, не везде так, иначе бы не было негласного рейтинга детских садов среди населения.
А ещё интересно то, как с нехваткой мест в садах пытаются справиться моём регионе (Ульяновская область). Это один из методов. Есть какие-то там нормы, по которым средняя посещаемость должна находиться на уровне 70-80%. К примеру, если в группе по нормам САНПИН может быть 20 человек, то в среднем каждый день должно её посещать 14-16 детей. Понятно, что кто-то болеет, кто-то в отпуске и т.д. Отсюда гениальное решение проблемы.
Чтобы ежедневно группу посещало 20 человек, в списках должно быть от 25 детей. Вот вам из воздуха и взялись ещё 5-10 мест в каждой группе. И это дешевле, чем построить новый сад в новом микрорайоне или отремонтировать старый, в который много лет сдаётся в аренду разным фирмам. Например, в ближайшей округе из 9 садов по профилю работают только 2. Ещё один сад хотят вернуть. Там размещается уже много лет медицинский колледж. Но что-то дальше разговоров дело уже год никуда не заходит. Хотя вроде как колледж частично переехал, но в здании до сих пор учатся студенты и внешне нет никаких признаков ремонта.
И таких примеров по городу – десятки. Ещё местами в зданиях школ открывают группы для дошкольников. Садов не хватает, а школ слишком много. Теперь власти повально закрывают школы, которых по иронии судьбы через 5 лет снова начнёт не хватать, как сейчас садов. А в деревнях ситуация ещё хуже. Не в каждой деревне есть детский сад и школа.
Ну хорошо, пусть по спискам будет много деток, а посещают меньше. Но ведь каждого ребёнка нужно обеспечить спальным местом, шкафчиком, стулом, столом и т.д. А сады были рассчитаны по другим нормам. Получаем в итоге, что кому-то чего-то не хватает. Более того, даже если эти кроватки, шкафчики купят, то ставить их некуда. Площади помещений некоторых садов не предусмотрены на размещение 30 кроваток в спальне.
На собрании заведующая сразу сказала, что часть детей будут спать на раскладушках, у некоторых деток будет один шкафчик на двоих. Но это всё будет соответствовать нормам. Если верить прогнозам по поводу средней посещаемости, то проблем как бы возникнуть не должно, т.к. все 25-30 деток разом не придут.
Справедливости ради скажу, что в моём детстве тоже было такое, что дети спали на раскладушках. Мамы шли работать нянечками. Лишь бы детей взяли в сад. В 80-е годы рождалось много детей. И сейчас их тоже снова много рождается. И снова мамы пытаются устроиться в сад, чтобы приносить хоть какой-то заработок в семью, а ребёнка пристроить тем самым в хороший сад. Но если раньше люди были более скромные в своих запросах, то теперь часто единственному ребёнку мы хотим дать всё самое лучшее. А это прекрасный способ для манипуляции на чувствах родителей. Отсюда и ремонт в группах, покупка игрушек, канцтоваров, даже бытовой химии ложится родителей, т.к. сады недостаточно финансируются. Так это или нет, пока не знаю, но через несколько месяцев на своём кошельке оценим, во что может обходиться муниципальный детский сад.
Итак, понятно, что от одиночества мою дочку в саду точно избавят. Она сейчас очень хочет общаться с детьми, но не умеет, стесняется, скромничает. Но что ещё она получит вместе с коллективом, пока остаётся только догадываться.
Всех пугает период адаптации, и меня тоже. Причин для беспокойства достаточно у любой мамы. Ведь дома у нас одни правила и порядки, а в саду – другие.
Реалии таковы, что женщине нужно идти работать, без её заработка часто денег в семье не хватает. А если и хватает, то уж явно не на оздоровительный отдых на море. Поэтому надо вести ребёнка в сад. Итак, детский сад нужен родителям.
И я тоже поведу в сад примерно в 2 года и 7 месяцев. В планах водить на пол дня месяца два. На это есть свои причины, в том числе и возможная пищевая аллергия на ряд продуктов. Да и едок она у меня неважный. А я не считаю нормальным, что ребёнок за весь день съест только несколько кусков хлеба с чаем или компотом. Если не будет есть, то придётся забирать до обеда. И тут уж моей работе придётся отодвинуться.
К теме детского сада я буду ещё не раз возвращаться. Думаю, будет о чём написать.
А пока можете поискать и почитать нормы САНПИН для дошкольных учреждений. Часть вопросов о том, почему в детском саду организовано что-то так, а не иначе, сразу проясняются (САНПИН 2.4.1.2660-10 ;Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима роботы в дошкольных организациях ;).
В заключение посмотрите мультфильм про известных обезьянок. Серия называется ;Гирлянда из малышей ;. Именно в яслях деток водят на веревочке на прогулку.
Надеюсь, следующие статьи про детский сад будут более оптимистичные и позитивные.