Неважно, какие обстоятельства стали причиной перехода в новую школу: в любом случае ребенку придется пережить период привыкания к новому коллективу. Обычно это занимает месяц-два.
Смена класса становится стрессом, особенно если одновременно меняется вся привычная для ребенка обстановка. Например, семья переехала в другую социальную среду: из крупного города в небольшой поселок или из хорошего района в неблагополучный. Или произошла смена обычной школы на гимназию с более сложной учебной программой. В этом случае ребенок может столкнуться с новыми, неизвестными ему пока правилами поведения, в том числе и негласными. Как ему помочь?
- Постарайтесь посетить новую школу до начала учебного года, познакомиться с учителями.
- Если у школы есть форум или группа в соцсети, ребенок может вступить в нее, заранее познакомиться с будущими одноклассниками.
- Родителям не стоит впадать в крайность, провожая ребенка как на фронт: при спокойном и позитивном настрое гораздо больше шансов, что первое впечатление от знакомства с новыми одноклассниками будет хорошим.
Положение ребенка в новом коллективе во многом определяется тем, какое место он занимал в старом. Уже начиная с детского сада можно выделить три основные группы детей:
- Лидеры: как правило, это физически и умственно развитые дети. Они собирают вокруг себя остальных, распределяют роли в играх и придумывают правила, с ними все хотят сидеть за одной партой.
- Середнячки – общительные и дружелюбные дети, которых с удовольствием принимают в игры. У них, как правило, есть несколько друзей, а с остальными в группе или классе ровные отношения, но они зависимы от поведения лидеров, подчиняются им.
- Аутсайдеры – дети, которых коллектив отвергает по тем или иным причинам. Это может быть связано с отставанием в развитии, проблемами со здоровьем, особенностями характера.
Понять, кем является ваш ребенок в нынешнем классе, нетрудно. Если он с удовольствием идет в школу, скучает по одноклассникам во время летних каникул, его приглашают на дни рождения (и приходят к нему) – значит, проблем в общении нет. С большой вероятностью переход в новый класс пройдет гладко.
Как проходит адаптация в средних и старших классах?
В младших классах обычно появление новых учеников в классе проходит спокойно. Дети в этом возрасте зависимы от мнения учителя, их психика более гибкая, чем у детей постарше, а иерархия в группе еще неустойчива. Новичок перестанет считаться таковым уже через пару недель. Роль учителя в начальных классах огромная: как отнесется к новенькому ученику при первом представлении его классу – так класс его и воспримет. Поэтому особенно важно познакомиться с учителем заранее.
У школьников 5–8-х классов есть определенные отношения в коллективе, которые не всегда очевидны взрослым. Уже сформирован костяк класса – есть лидеры, есть и свои аутсайдеры. Очень многое зависит именно от того, как ребенка воспримут лидеры – их оценка влияет на отношение остальных учеников, более ведомых. В пользу ребенка говорят следующие факты:
- Самостоятельный для своего возраста, умеет вступать в контакт с ровесниками и может постоять за себя.
- В семье благополучные, доверительные отношения.
- Есть какое-нибудь увлечение, в котором ребенок достиг успеха.
- Есть друзья помимо школы, например, в кружках, секциях (если меняется только школа, а семья осталась жить на старом месте) и на курсах.
В старших классах вопрос принятия новенького стоит не так остро, потому что ученики уже достаточно сильно загружены учебой и подготовкой к экзаменам. Но большее значение приобретает внешность. Лишний вес, проблемная кожа, заикание – все это может стать причиной неуверенности в себе.
Перемены всегда проходят непросто, и в этот период очень важно уделять ребенку больше внимания.
Если ребенок осваивается в новом классе хорошо, он:
- идет в школу с удовольствием;
- проводит время после школы с новыми одноклассниками, рассказывает о них;
- одноклассники добавляются в друзья в соцсетях;
- некоторых вы уже знаете, они приходят в гости.
- Ребенок приходит из школы расстроенным, даже заплаканным.
- Не рассказывает ничего о новом классе.
- Даже при нормальной успеваемости стремится получить разрешение не идти в школу.
- Косвенными признаками могут быть обострения хронических заболеваний, особенно тех, которые имеют психосоматическую природу (астма, дерматит и т. д.) – так проявляется все то же нежелание идти в школу.
Прежде всего помните, что любой коллектив – это живой организм и ситуация в нем может поменяться. Нужно поговорить с ребенком, чтобы понять, какая обстановка сложилась в классе.
Возможно, ваш ребенок слишком застенчив, замкнут. Для начала можно попробовать найти хотя бы одного друга.
- Узнайте, с кем ребенок сидит за одной партой. Предложите позвать этого одноклассника в гости.
- Спросите, чем увлекаются одноклассники: ходят в спортивные секции, или, может быть, в школе есть театральный кружок? Участие во внеклассной активности поможет влиться в коллектив.
- Если ребенок будет успешен в учебе, это даст ему достаточную уверенность в себе, что позволит и во внеклассной жизни проявить себя. Дополнительные развивающие занятия, например, курсы ментальной арифметики помогут с легкостью справляться с нагрузкой на уроках уже через месяц.
Буллинг (термин из американской психологии), или по-простому травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:
- систематически оскорбляют ребенка, доводят до слез, придумывают обидные клички;
- портят, прячут или выбрасывают его вещи;
- толкают, щипают, бьют – это насилие, и здесь срочное вмешательство родителей необходимо.
- Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).
- Дома стоит уделять ребенку максимум внимания, ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.
Чего делать нельзя?
- Оставлять ребенка один на один с проблемами, советовать дать сдачи и учиться постоять за себя или, как вариант, не обращать внимания. Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.
Нельзя искать причину травли в том, что ребенок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребенка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь и что насилие можно оправдать.
Переход в новый коллектив не всегда дается просто. Но если ваш ребенок гармонично развит и успешен в учебе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.