Городская краеведческая игра
Я тагильчанин прочно вошла в жизнь юных горожан.
Один из этапов игры назывался Калейдоскоп народных традиций тагильчан . В школах, библиотеках, музеях прошли праздники, конкурсы, экскурсии, беседы, во время которых дети знакомились с традициями, укладом жизни, бытом, промыслами и ремёслами, а также народными праздниками и обрядами русского народа.
Кто не любит игры? Их любят все и дети, и взрослые, которые когда-то тоже были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются их названия и правила. В последнее время, к сожалению, традиции игры утрачиваются, но на смену им приходят новые виртуальные.
Мальчишки и девчонки, участники городской краеведческой игры окунулись в детство своих бабушек и дедушек. Во время бесед со старшим поколением, ребята открыли для себя необыкновенный мир игр, в которые играли их бабушки и дедушки. А также посмотрели фотографии прошлых лет, на которых увидели сегодняшних взрослых детьми; узнали, во что играли дети послевоенного времени, какие игрушки любили, как умели дружить и радоваться жизни.
Именно после таких бесед в сочинениях детей появились слова я завидую своим бабушкам и дедушкам , я горжусь своей семьей . А в сердцах и душах детей наверняка зажегся огонек добра. Связующая нить поколений тагильчан не прервется.
Кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли.Из больших огурцов делали ведерки для игр. Разрезали большие огурцы на две части, вынимали из них семена, делали веревочку вместо ручки и играли в земле.
Вместо карусели вбивали во дворе столб, весили на него веревки с петлями, и дети крутились вокруг столба до головокружения.
Была ещё такая забава брали деревянное бревно, клали на него доску. Один вставал на один конец доски, другой прыгал. Нужно было подлететь как можно выше и приземлиться на ноги.
Чаще всего играли в футбол, волейбол, в войнушку , в пиратов. Сами делали сабли из досок, бегали с палками, как с автоматами. Делали рогатки. Находили подходящие сучки и вырезали рогатки. Жгуты были дефицитом, поэтому использовали резинки от велосипедных камер. Играли в лапту. Биты, конечно, делали сами.
Любили играть на озере в пиратов. Делали плоты, ставили палку вместо мачты, на импровизированном флаге рисовали краской череп и кости и брали друг друга на абордаж. Кто упал в воду, тот проиграл.
Зимой катались на лыжах и коньках.
Политехническая гимназия, 3 Б класс
Я хочу рассказать, как моя бабушка в детстве развлекалась зимой. Жила она на старой Гальянке по улице Доменной. Там жили работники ВГОКа. Основное развлечение детей зимой было катание с горок. Но ближе к весне, когда снег становился липким, ребята любили играть в снежки и лепить снежную бабу. Дети катали большие круглые комки из снега и ставили друг на друга. Верхний из трёх шаров украшали морковкой, заменяющей нос, а вместо глаз вставляли угольки. На голову снежной бабе одевали ведро. Снеговики украшали почти все дворы. В крытом дворе дома, где жила бабушка с сестрой и братьями, были сделаны самодельные верёвочные качели. На этих качелях дети любили устраивать соревнования кто быстрее и сильнее раскрутится на них.
Политехническая гимназия, 4 В класс
Когда я задал вопрос дедушке с бабушкой, во что они играли в детстве, было названо много игр, в которые играем и мы сейчас: скакалка, снежки, футбол, прятки, ляпы. Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Игра Чехарда где прыгают через спину товарища. Игра Городки где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил. Мой дедушка любил играть со своими друзьями в Мушкетёров . Делали из палок шпаги и сражались.
Летом моя бабушка, когда была маленькая, играла со своими подругами в игры, такие как: Ручеек , Ляпы , Прятки . Ходили к озеру и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения. А зимой катались с горки на деревянных самодельных санках. Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой устраивала домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали.
В старину дети ничем не отличались от ребят нашего времени, им также хотелось резвиться, бегать и играть. Моя бабушка Шура любила играть в Люльку это перепрыгивание через длинную верёвку, которую крутят два человека. Она дольше всех прыгала и лучше всех у неё получалось. Она прыгала разными способами с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещёнными ногами, с поворотом при прыжке. Ей очень нравилась эта игра. Сейчас ей 80 лет и ей очень трудно ходить. Она часто вспоминает те времена.
МОУ СОШ № 10, 3 класс
У меня были две бабушки. Мама моего папы Кошелева Тамара Александровна родилась в 1935 году. Мама моей мамы Гаёва Валентина Григорьевна, родилась в 1946 году. Во время их детства ребята играли в лапту, футбол и другие игры на свежем воздухе. Девочки играли с куклами в детский сад и больницу. Обе мои бабушки любили играть В магазин , который был для них удивительным местом. Бабушка Валя из коробки мастерила кассу, строила в очередь подруг, а для продажи делала разные поделки. Бабушка Тома играла подобным образом. Они обе детскую мечту воплотили в жизнь. Выросли, выучились, бабушка Валя стала продавцом, а бабушка Тома сначала продавцом, а затем заведующей магазином.
Похожую кассу мы сделали с мамой. Я думаю, что моим бабушкам было бы приятно вновь увидеть любимую игрушку их детства.
В игру Звонарь моя бабушка Ирина (Семячкова Ирина Кузьминична) в отроческом возрасте часто любила играть со своими друзьями из двора. Она жила на Руднике им. III Интернационала. Игра Звонарь очень весёлая и интересна тем, что одному игроку Звонарю вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие слепые с завязанными глазами ловят Звонаря . Звонарь осторожно увёртывается от слепых , чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший звонаря меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.
Я люблю играть в разные игры. С папой мы играем в машинки, собираем модели из конструктора; с бабушкой играем в слова, загадываем друг другу загадки; когда к нам приходит дедушка, то мы с ним играем в шахматы, в настольные игры или собираем пазлы.
А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! Съедобное несъедобное , Испорченный телефон или Глухие телефончики , Дочки-матери в эти игры мы играли в детском саду. Ещё бабушка рассказала об игре Магазин . Из коробок устраивали прилавки, из досок и кирпичей весы. Продавали всё: щепки селёдка, круглые палки колбаса, песок сахар, камешки конфетки (иногда даже в фантиках), листья с деревьев были деньгами. Кто-то был продавцом, кто-то покупателем.
Ещё у бабушки были Секретики . Нужно собрать всё самое ценное : золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О секретике можно было рассказать только самым верным друзьям.
Кольцо-колечко это тоже игра из бабушкиного детства. Все рядком сидели на лавочке, сложив ладони перед собой лодочкой. Водящий обходил всех, точно так же сложив ладони, только у него в них был спрятан маленький предмет колечко или ещё что-нибудь. Этот предмет тайно клали в лодочку одного из сидящих. Потом водящий отходил и говорил: Кольцо-колечко, выйди на крылечко! Другие должны были догадаться, кому положили колечко, и не дать ему встать. Тот, кому удавалось встать со скамейки, становился водящим.
А ещё играли в Цепи кованные , Классики , Лапту , Пароль ( Казаки-разбойники ), Прыгалки и многие другие интересные игры .
В детстве мои бабушка и дедушка играли во множество игр, но я хочу рассказать про их любимые игры. У бабушки была любимая игра Жмурки и играли в нее так: одной из девочек завязывали глаза, крутили три раза, потом все разбегались в разные стороны, и та девочка должна была поймать одно из играющих. Если она угадывала по имени пойманного, то он становился водящим .
А у дедушки любимой игрой была Кошки-мышки . Все играющие вставали в один большой круг. Выбирали кошку и мышку . Кошка находилась за кругом, а мышка внутри круга. Кошка должна была ухитриться и попасть в круг поймать мышку , а тот кто впустил кошку становился водящим .
Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы Лего это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки?
Бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные из соломы. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем. А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской посудки тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там.
В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.
Мой дедушка родился неподалёку от города Новосибирска, в деревне под названием Верх-Чумыш. По его словам, как и все мальчики того времени они играли в основном в игру под названием Войнушка . В эту игру могут играть неопределённое количество детей. Они делали себе различное оружие из подручных средств: автоматы, ножи, пистолеты. Одевались в старую школьную форму, делали из репейника ордена на эту форму, брали у своих родителей военные фуражки и представляли себя солдатами. Дети разделялись на два лагеря: один был НАМИ , а другой ВРАГИ . Они представляли, себе всякие сюжеты из военных фильмов, проигрывали их. По словам моего деда это было очень интересно и увлекательно.
Детство моего дедушки прошло в поселке Карпушиха Кировградского района. Как и все деревенские мальчишки, днем он помогал родителям по хозяйству, вечером гонял мяч на поляне у леса. Но в один прекрасный вечер на поляне никого не оказалось. Дело оказалось в том, что одному из мальчишек отец, на день рождения, подарил ракетки для пинг-понга и сколотил теннисный стол, правила игры, конечно, никто не знал, но дядя Ваня, так звали папу мальчика, все объяснил. Правила игры оказались очень простые и заключались в следующем: двое игроков, с ракетками в руках, встают у стола, друг против друга, по середине которого натянута сетка, и начинают ракетками отбивать маленький шарик, при этом шарик должен удариться об твою половину стола один раз. После этого ты должен отбить шарик, чтобы тот, перелетев сетку, попал на половину стола противника, и так продолжается пока кто-то не промахнется, или ударит так, что шарик перелетит сторону стола противника, или ударится два или более раз об твою половину стола. Игра продолжается до двенадцати промахов.
Узнав новую игру, все деревенские мальчишки пропадали во дворе Павлика, так звали мальчика, многим не удавалось поиграть по несколько дней, так как мальчишек много, а ракетки всего две. Но когда подходила очередь, то каждый старался продержаться за столом в роли игрока как можно дольше, а то, когда придет твоя очередь снова неизвестно.
Моя бабушка очень любила читать. Чтение принесло, прекрасные результаты она очень хорошо училась. После школы выходила погулять со своими друзьями во двор. Сегодня уже мало кто помнит те игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Было много полезных для здоровья детских игр. Дедушка мой играл в Войнушку . Они автоматы выпиливали себе из досок. Играли в Казаки-разбойники , Прятки , Вышибалы , хоккей, футбол, шахматы. Моя бабушка хорошо каталась на коньках.
В некоторые игры мы, конечно, до сих пор играем, например, в Камушки . Это когда нужно по очереди поднять все камушки, находящиеся на земле, не уронив ни одного. В Змейку выбирают вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению за вожаком. Во время бега двое поднимают высоко соединенные руки, чтоб вожак пробрался под ними образуется выемка. И попавшему в эту выемку необходимо тот час же обернуться, чтоб цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, образуется ряд выемок, получается форма змейки.
В детстве мои бабушки прыгали на скакалке, вырезали кукол из картона и наряжали их в разные наряды из цветной бумаги, играли в дочки-матери , больницу и магазин .
Дедушки и бабушки играли также в Вышибалы на игровом поле стояли вышибалы (водящие), их задача выбить мячом игроков с поля. Мяч подавался поочередно от одного вышибалы к другому, выбитые игроки уходили с поля, пока не были выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы могла быть поймана свечка , что означало либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.
Играли они также в Классики на асфальте мелом расчерчивается квадрат, разбитый на классы (т. е. квадраты), которые нумеруются от 1 до 10. Задача играющих пропрыгать на одной ноге (или двух, в зависимости от порядка) по классам начиная с первого и до конца, ни разу не сбившись. Кроме того играли в светофор , тише едешь дальше будешь , ляпы и прятки.
В Светофор играли так: на площадке чертили две линии на расстоянии 5-6 м друг от друга. Играющие стояли за одной линией, водящий стоял между линиями примерно посередине, спиной к играющим. Водящий называл какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствовал в одежде, они беспрепятственно проходили за другую линию. Если такого цвета в одежде не было, то водящий осаливал перебегающего игрока. Осаленный становился водящим.
А в Тише едешь — дальше будешь играли так: водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: Тише едешь дальше будешь. Стоп! . На слово стоп все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту.
Детство моей бабушки прошло в городе Нижний Тагил. Любимой игрой у нее была Колечко .
Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий игроки держат сложенные лодочкой ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони лодочкой и прячет между ними колечко. По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей лодочкой над лодочкой игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того как обход всех игроков закончен, одному из них кольцо обязательно передается, ведущий говорит: Колечко-колечко, выйди на крылечко! . Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.
МОУ СОШ № 80, 1 класс
Участники игры выбирают продавца и двух покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его продавцу. После этого продавец приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит в дверь:
Если голубой краски нет, продавец говорит: Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси! . Если же покупатель угадал цвет краски, то забирает её себе.
Приходит второй покупатель, и разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он становится продавцом.
Играющие встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч, называя при этом различные предметы: съедобные и несъедобные. Если игрок кинул мяч и сказал, например, яблоко , то другой должен поймать мяч. Если же был назван несъедобный предмет, например, дом , то мяч нужно отбивать. Игрок, поймавший несъедобный мяч или отбивший съедобный, выбывает из игры. Побеждает игрок, продержавшийся дольше всех.
Тогда мы по-другому жили,
Не то, что наши малыши.
Росли, взрослели и дружили
И радовались от души.
Домашней девочкой росла
Таких как я, немало было
Тогда, наверное, проблема с дет. садами
Немного не такая, как сейчас, но все-таки была.
Пельмени в выходной лепили,
Пекли большие пироги,
И за столом, под абажуром
Потом в лото играли мы.
И натянув на стенку простынь,
Вокруг садилась детвора.
Смотрели диафильмы с фильмоскопа,
Про диски и компьютеры не знали мы тогда.
Хаврошечка любимая сказка моя
Осталась тоже на года.
Читала сказки мама на ночь,
Чтоб дочь спокойненько спала.
И Кованные цепи разрывали
И гуси от волка бежали,
И бегали, и прыгали, не чуя ног.
А любимая игрушка Мишка.
Ему, как мне сегодня 60.
И хоть заштопан нос немножко,
Но в этом он не виноват.
Многое изменилось в школе. Хорошо, что есть кружки и секции. Мне очень понравилось, что не забываете нас, дедушек и бабушек, и хотите узнать, как жили мы. Спасибо Вам!