Экстремальные игры подростков здоровый азарт или болезнь?

Здравствуй, мой читатель!
Хочу поделиться своими мыслями по поводу ноябрьской передачи Пусть говорят, где речь шла о молодом человеке 32 лет, жизнь которого оборвалась в результате падения с крыши метропоезда. Экстремальные игры – популярная форма проведения подросткового досуга на сегодняшний день. Тема злободневная и я ожидала от всех, кто делал передачу, других комментариев и выводов. По мнению родственников, потребность в риске ребенок испытывал с подросткового возраста. Всю передачу искали оправдание этому глупому поступку. Оторванность от реальности, поиск экстремальных развлечений объяснили одной причиной обыденностью. Забота о семье, ответственность за родителей, работа уже не являются человеческими ценностями.
В итоге был сделан вывод: есть категория людей, которым экстрим просто необходим. Он дает новые ощущения, позволяет вырваться из однообразия, ощутить хрупкость жизни. А для чего? Мне кажется, что не совсем честно уводить зрителей от истинных причин таких несчастий.
В СМИ, интернете, на телевидении активно пропагандируются экстремальные полеты, игры, виды спорта… Наше общество заражено экстремализмом.

Для подростка быть экстремалом значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Юный экстремал находит единомышлеников в соцсетях, демонстрируя свои исключительные способности. Им движет безудержная подростковая энергия, юношеский максимализм, соблазн нарушить запреты взрослых… Экстремалами становятся подростки экстраверты. Им важно быть в центре внимания, воплощать собственные идеи в жизнь, придумывать коллективные развлечения…
Рискованное поведение подростков ученые объясняют биологической природой, обменными и гормональными особенностями организма. М. Цуккерман считает, что в отдельных системах головного мозга у любителей приключений наблюдается сильная реакция на новые стимулы при изначально низком уровне норадреналина. По мнению ученого, эти люди чаще других испытывают скуку и живут в постоянных поисках опасных ситуаций. Их состояние улучшается только при активной выработке норадреналина.

Согласно исследованиям американского психолога Лоуренса Стайнберга в присутствии сверстников тинэйджеры рискуют в два раза чаще. Эту особенность Стайнберг связывает с незрелостью нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации. Несовершеннолетние неспособны принять разумные решения, дать адекватную оценку опасности в кругу друзей. Их показные действия совершаются на свой страх и риск, чтобы получить общественное признание.
Причины рискованного поведения несовершеннолетних скрыты в особенностях возраста: импульсивности, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости, стремлении расширить границы дозволенного.
Склонность подростка к риску это способ доказать взрослость, желание понравиться, заслужить уважение коллектива, повысить собственный статус.
Мальчики кичатся страстью к острым ощущениям и риску как значительным преимуществом в среде менее крутых ровесников. Лидирующие юноши пользуются успехом у девушек, ведут раннюю половую жизнь и т. д. В результате низкого порога восприятия риска они идут на совершение социально и личностно опасных действий, правонарушений, употребляют психоактивные (наркотические) вещества, заражаются венерическими заболеваниями.
Компания подростков нередко подчиняется неформальному лидеру, власть которого держится на личностных качествах: склонности к риску, стремление к новым ощущениям…

Получая удовольствие в игре со смертью, мальчики и девочки наглядно доказывают свое превосходство над другими. Степень опасности в игре постоянно увеличивается: от катания на лесенке троллейбусов до прыжков на крышу проезжающего поезда или грузового состава. В силу своего возраста подростки не осознают ценность человеческой жизни. Ребенок получает удовольствие в игре со смертью. Подростковая неосторожность часто приводит к фатальным последствиям.
Самые опасные игры подростков: паркур, зацепинг, руфинг, скайуокинг, акрострит…
Выявлено, что только у 10% несовершенолетних из 100% имеется внутренний запрет на любую форму риска. По мере взросления тяга к острым ощущениям снижается.
Какие обстоятельства предшествуют разобщению детей и родителей?
В современной семье родители не находят времени для общения и проведения досуга с ребенком из-за своей занятости. Отсюда отсутствие взаимопонимания, общих дел и интересов. Семьи, где отсутствуют доверительные отношения между детьми и родителями сталкиваются с большими проблемами – уходом детей на улицу, девиантным поведением.
К опасным увлечениям подростков толкает одиночество, недовольство собой, недопонимание взрослых. В стремлении приобщиться к взрослой жизни, подростки объединяются в группы по интересам.
Советы родителям подростка, увлекающегося экстремальными играми

Проявляйте интерес ко всем сторонам жизни вашего ребенка: местам времяпровождения, кругу общения, особенностям поведения.
Прежде всего, вы должны:
- нести ответственность за жизнь ребенка;
- расположить его к доверию и рассказать о рисках экстрима;
- объяснить, что риск – благородное дело, и он может быть оправдан только спасением чьей-то жизни;
- предложить отправиться в те места отдыха, где он мечтал побывать;
- предложить ему выбрать по душе любой вид спорта, боевого искусства: дзюдо, у-шу, каратэ, кикбоксинг…;
- заняться в летнее время семейным туризмом, зимой – лыжными прогулками;
- проводить с ним как можно больше свободного времени;
- проконсультироваться у психолога по поводу возникновения деструктивных увлечений;
- понять подростка и сделать так, чтобы он никогда не чувствовал себя одиноким.
Экстри́м (англ. Extreme противоположный, чрезмерный, особенный) — выдающиеся, экстраординарные действия, как правило связанные с опасностью для жизни.

Экстрим привлекает человека по романтическим и эгоистическим причинам. Романтик ощущает красоту и испытывает высшие человеческие возможности.
Эгоист подвергает смертельной опасности свою жизнь и думает только о себе.
Экстремальные виды спорта (бейсджампинг, хелискинг, кейв-дайвинг, альпинизм…) классифицируются по уровню опасности и требуют таких физических качеств как ловкость, выносливость, гибкость, быстрота… У спортсменов склонность к риску является чуть ли не самым ценным качеством. Однако никто из них не застрахован от технических ошибок. Глупо ставить на кон жизнь ради удовольствия и остроты ощущений.
Человек должен заряжать себя положительными эмоциями, но не ценой жизни.
Чем может увлекаться подросток? Спортом, танцами, чтением, рисованием…Он вправе искать занятия по душе. Ему важно найти себя. Однако не все его увлечения безопасны.
Подростковый возраст характеризуется стремлением к самореализации, достижению успеха в конкретном виде деятельности. В результате развития психических познавательных процессов формируется личность, изменяется мировоззрение.

Компьютерные игры уводят подростков в виртуальный мир, где можно легко разбогатеть, получить славу, стать властелином мира. Игры позволяют совершать и исправлять ошибки, возвращаясь на несколько шагов назад. В игре подросток убивает других и погибает сам и по желанию ведет войну заново. Компьютерные игры формируют особый стиль мышления, жестокость, агрессию, вседозволенность.
В компании сверстников ребенок, зависимый от компьютера, может говорить только на одну тему – любимой компьютерной игре.
Проблема культуры досуга современных подростков актуальна. Неумение рационально использовать время приводит к тому, что большой процент времени у подростков занимает безделье.
В данном видео представлены различные виды экстремальных игр.
Уважаемый читатель! Как вы думаете, возможно ли устранить биологические причины предрасположенности подростка к риску?
Следующая статья будет посвящена проблеме конфликтов в обществе, где я хочу с вами обсудить причины и пути решения конфликтных ситуаций. Подпишитесь на обновление блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!