




Наказание как метод воспитания детей
Можно выделить следующие виды наказаний:
физическое наказание (порка, подзатыльники, таскание за волосы и т.д.);
словесное наказание (угрозы, оскорбления и т.п.);
наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, чулане, отказ от контакта и пр.);
наказание лишением (в частности, удовольствия).
Разберем каждый вид наказания в отдельности.
Для одних родителей физическое наказание совершенно приемлемо, для других – в порядке вещей.
семьях, где по отношению хотя бы к одному ребенку проявляли жестокость;
семьях, в которых родители относились к ребенку равнодушно или занимали позицию полного его отвержения (например, очень плохо кормили);
семьях, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа).
Образовательный уровень и доходы в этих семьях были равными. Улыбка, похвала, эмоциональный контакт между членами семьи считались положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение и гнев. В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе. В семьях, где родители занимали позицию отстраненности, дети чаще конфликтовали с родителями, братьями и сестрами, чем дети в контрольной группе; дети, с которыми были жестоки, вели себя плохо по отношению к родителям, у них чаще наблюдалась агрессия по отношению к другим детям.
Казалось бы, словесные наказания можно считать наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребенка, не обозвал его, не выругался в его адрес.
^ О наказании изоляцией . Во многих школах и семьях используют так называемый тайм-аут, когда ребенка на короткий период исключают из общих занятий, и никто из детей и взрослых в это время не обращает на него внимания. Такой прием рекомендуется применять спокойно, объяснив ребенку причину наказания. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребенку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно.
^ Наказание трудом – очень неоднозначный метод воздействия. За то, что получил двойку, будешь всю неделю мыть посуду; Раз ты подрался с сестрой, сядь и прочти 20 страниц — как часто родители прибегают к подобным наказаниям, и какой вред они наносят детям! Подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учебе, чтению.
^ О наказании лишением . Ю.Б.Гиппенрейтер в книге Общаться с ребенком. Как? советует родителям в тех случаях, когда наказания не избежать, придерживаться одного очень важного правила: Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребенка то, что для него особенно важно. Лучше всего, если это будет какая-то ваша совместная деятельность. Прогулка в выходные, катание на велосипедах, вечерняя сказка и пр. Ю.Б.Гиппенрейтер называет это золотым фондом радости. И если ваш ребенок не слушается или совершает какой-то поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Второклассника Петю наказывают за двойки. Каждую субботу отец проверяет дневник и с согласия матери лупит сына ремнем, объясняя свои действия культурной традицией.
Объяснять родителям, что бить детей нехорошо, — бессмысленно. Они, в свою очередь, доказывают, что это хорошо и полезно. Такой разговор ни к чему не приводит. Беседуя с родителями, я частенько напоминаю о том, что дети во всем подражают им. Вместе обсуждаем абсурдные случаи:
когда детей бьют за то, что они обижают слабых;
когда родители кричат: Я тебе покажу, мать твою, как матом ругаться. ;
когда говорят: Ты, сопля зеленая, будешь или нет отца уважать?
Рекомендации родителям и учителям
Обращайте внимание на свои действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребенку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдете к жестокости.
Старайтесь постоянно уделять внимание достоинствам ребенка. Хвалите его. Тем самым вы создаете дополнительную мотивацию для того, чтобы школьник руководствовался девизом: Буду делать хорошо и не буду плохо.
Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями и т.п.) – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость.
Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершен проступок действительно серьезный, по-настоящему вас огорчивший.
Прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, которых пытаетесь добиться. А ведет ли к этой цели путь, выбранный вами?