Не пропусти
Главная » Я мама » Вклад Блонского П

Вклад Блонского П

Вклад Блонского П

Павел Петрович Блонский (1884— 1941) — выдающийся со­ветский педагог и психолог, один из первостроителей советской трудовой школы. Пройдя путь революционного воспита­ния в годы первой русской револю­ции, Блонский был революционером и в педагогике: он связывал преобразо­вание школы и всей системы воспита­ния с коренным социальным преобра­зованием России.

Великий Октябрь ученый встретил ра­достно и с величайшим энтузиазмом включился в активную работу по созда­нию новой школы. В эти годы он писал: В педагогике до сих пор слиш­ком много обывательщины и слишком мало научности. От подавляющего боль­шинства педагогических рассуждений и проектов веет то бессодержательной и туманной риторикой, то безудержным и абстрактным прожектерством, то до крайности беспринципным и неустойчи­вым здравым смыслом. Педагогика как социальная наука может только тог­да стать наукой, когда она станет поль­зоваться тем методом, который, единст­венный, делает всякую общественную науку действительной наукой. Этот ме­тод — марксистский.

Творческое наследие Блонского педагога богато. Оно включает почти двести работ по пе­дагогике, психологии и философии. Мно­гое в нем не устарело и отвечает на запросы сегодняшнего дня.

Большое место в его творчестве за­нимали проблемы семейного воспитания.

Блонский беззаветно любил детей. В его работах можно найти много стра­ниц, где он протестует против без­душного, формального отношения к ре­бенку, когда с ним не считаются, ло­мают его волю, игнорируют интересы, чувства. Еще в 1918 году он писал, что школа будущего представляется нам как школа естественного развития чело­века, как школа, основанная на психо­логии ребенка. Родители найдут в его сочинениях мно­го полезных советов, тонких наблюде­ний по самым различным вопросам вос­питания детей.

Блонский стоял за общественное воспи­тание, но высоко оценивал и роль семьи. Очевидно, здесь сказывалось то, что сам он получил хорошее семей­ное воспитание. В детские годы боль­шое влияние на мальчика оказала его бабушка. Это была образованная, куль­турная, с сильным характером жен­щина. Впоследствии, посвящая ее памяти свою книгу Философия Плотина (1918), он писал: Именно ей я считаю себя обя­занным основой всего хорошего, что только может быть во мне, и именно ее образ до последних дней моих будет наиболее сильным и отрадным вдохновителем моего лучшего я.

В семье Блонских преобладал дух труда и ответственности. В мемуарах Павла Петровича мы читаем: Отец был очень честным человеком, и культ, да именно культ честности царил в нашей семье. О ней постоянно говорила и мать. Естественно, все это влияло на мальчика.

С твердым сознанием, что я буду жить только на то, что заработаю, я рос и спешил как можно скорее начать зарабатывать. С 14 лет я уже давал уроки. Здесь же он писал: Я не мечтал ни о славе, ни о почестях, но я мечтал недаром прожить.

В суждениях Блонского о проблемах семейного воспитания этот его личный опыт просматривается сквозь призму основных его педагогических идей. Он считал, что нормальная семья важнейшее условия для правильного воспитания детей. Поэтому в идеальной семье, где царит сердечность. мир и порядок и где все трудятся, об особых воспитательных мерах можно и не говорить. В такой семье ребенок уже сам по себе развивается нормально: его упражняет в хороших привычках сама семейная жизнь .

А как быть, если в воспитании возникают трудности? Блонский рекомендовал ряд педагогических мер. Он был против постоянных запрещений и приказа­ний. По его мнению, гораздо разум­нее вместо беспрестанного стеснительно­го нельзя наводить ребенка на правиль­ный путь, давать ему какое-нибудь рацио­нальное занятие: чаще всего нельзя приходится говорить ничего не делающе­му ребенку… Он был против и обычая упрекать ребенка, говорить часто о его недостатках; ребенок в этом случае теря­ет веру в себя, и у него могут совершенно опуститься руки.

В советские годы педагог Блонский П. П. изучал многие вопросы воспитания и обучения. Особый интерес представляют его иссле­дования о возрастных особенностях детей. Здесь у него много ценных суждений об особенностях душевной жизни ребенка, подростка и юноши.

Блонский не уставал утверждать, что ребенок — не пассив­ный продукт среды, что нельзя правиль­но воспитывать детей, не опираясь на их собственную активность. Нужно понять внутренние законы психики ребенка, что­бы сознательно руководить его деятель­ностью.

Серьезное внимание Блонский уделял вопросам полового воспитания. Особый интерес представляет его солидное иссле­дование Очерки детской сексуальности (1935). Говоря о психологии любви, он писал: Насколько большую роль игра­ет любовь в жизни, настолько малое вни­мание уделяет ей психологическая наука. От этого страдает и жизнь и наука. В жизни любовь, как мало по­знанное явление, скорее в качестве сти­хийной силы владеет человеком, нежели повинуется ему. В науке, мало изучая столь основное переживание, мы тем са­мым лишаем себя необходимейших мате­риалов для разрешения ряда основных проблем, относящихся к психологии по­требностей, влечений, стремлений, чувств, эмоций и т. д..

Ученый-психолог Блонский подчеркивал, что цели полового воспитания могут быть в полной мере осуществлены лишь при взаимосвязи его с нравственным развитием ребенка. Он от­мечал: половое просвещение не всегда правильно понимается. Нередко ему ставят чисто информационные задачи, тогда как оно, конечно, должно быть подчинено пе­дагогическим задачам; …не просто инфор­мировать, а именно воспитывать… поло­вое просвещение должно быть в са­мую первую очередь общественно-мораль­ным просвещением.

Ценны суждения Блонского о крите­риях выбора профессии. Отвечая на во­прос, на каком поприще человек более всего полезен, он писал:

Самоопределя­ется … человек в действии: чтобы узнать, к чему ты способен, действуй и пробуй, не смущаясь всегда неизбежными первы­ми неудачами… До дела человек никогда не сможет познать, на что он годен, де­ло же очень быстро выяснит ему это.

Мы коснулись очень кратко лишь от­дельных сторон богатого теоретического наследия замечательного педагога. Дея­тельность Павла Петровича Блонского — яркая страница в истории советской шко­лы, педагогики, психологии,

Цитаты из книги П. П. Блонского Задачи и методы но­вой народной школы (1917)

Человек должен быть чутким к че­ловеку, и именно на человеческую жизнь должен быть преимуществен­но обращен взгляд ребенка.

Говоря о методах познаний: ре­бенок только то может хорошо на­блюдать, в чем он жизненно заинте­ресован. Позиция бесстрастного наблюдателя человеческой жизни очень мало способствует познанию этой жизни. Действительный интерес к ней и зоркое внимание пробудятся у ребенка лишь тогда, когда он втянет­ся в активное участие в окружаю­щей его человеческой жизни…

Только тот знает человека, кто инте­ресуется им, интересуется же им тот, кто живет с ним вместе и любит его.

Учитель не самодержец над чужи­ми детьми. Вместе с рассказами де­тей об их жизни в семье в школу входит и влияние семьи. Не только ученик узнал школу, но и учитель узнал семью ребенка, а для успеха его работы это необходимо. Семья и школа тесно сливают­ся. Учитель дол­жен обладать тактом и помнить, что главная задача — ввести ребенка в жизнь нормальной семьи. И пока школа будет оторвана от семьи ре­бенка, эта семья будет права в своем недоверии или равнодушии к работе школы.

Дорожите цельным впечатлением ребенка, его думою и настроением. Урок — или логическая задача, ко­торую дети сами решают, или рас­сказ, сердечный и простой, учите­ля. Рассказ учителя должен быть восстановлен в своих правах. Как сильно может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своей рабо­те, своем детстве, своих путешест­виях, своих любимых писателях и своих любимых героях? Почему учи­тель, как живая личность, отсутст­вует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профес­сионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель; может быть, час твоего увлечения — самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глу­бокое впечатление.

В школе должно быть по­больше ярких, красочных часов. И для того, чтобы увлечь ребенка рассказом (а дети очень любят рассказ), нуж­но не так много: нужно быть прос­тым и сердечным, самому чувство­вать и избегать пышных фраз.

Овейте душу ребенка героизмом и поэзией: этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. По­больше рассказов о героях-людях и героях-народах, побольше поэзии и музыки.

Два порока имеет детская фанта­зия: детский вымысел скучен, и ре­бенок некритически относится к нему; ребенок — раб своей бедной фанта­зии. Для устранения первого порока и необходим толчок со стороны учителя, его работа вместе с учени­ком, совместное фантазирование. А для того, чтобы ребенок не по­терял чувства реальности, для этого не развитие его воображения сдержи­вайте, но развивайте в нем парал­лельно критическую научную мысль, что мы и делали. Фантазия и дей­ствительность не враги; плохо — фан­тазия и плохое знание действитель­ности.

…В современной школе слишком много шуму: либо учитель, либо дети слишком много говорят. Учитель, как несчастья, боится молчания в классе. А между тем в молчании зреет мысль и особенно чувство. Древние пифагорейцы прославляли тихое со­зерцание. Дадим же место ему и в на­шей школе. Пусть дети будут иметь возможность сосредоточиться, пере­жить в себе полученное впечатление. Подобные паузы для созерцания, раз­думья или переживания чувства необходимы. Перестанем беспрестанно тормошить наших учеников.

Надо воспитать в ребенке благоговейное отношение к труду, истине и людям. Наша шко­ла — школа серьезности, и мы ка­тегорически против учения-забавы. Жизнь — не игра, не забава, но серьезное дело, требующее священно­го отношения. Поэтому и учитель жизни не забавник. Конечно, в нашей школе будут детские улыбки, детский смех и добродушный юмор учителя, но все это не самоцель; все это лишь привходящие моменты, лишь внешние проявления бодрости духа. Но в глубине души ребенок должен всегда с чувством благоговения подходить к своей работе и серьезно относиться к ней…

Любите не школу, а детей, при­ходящих в школу, любите не кни­ги о действительности, а самую дей­ствительность, не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! А самое главное: любите жизнь и как можно больше живи­те живою жизнью.

Школа должна дать ме­сто жизни учителя, иначе она не будет иметь учителей — живых лю­дей. Школа должна дать возмож­ность учителю стать человеком для детей и жить в классе интен­сивной человеческой жизнью. В шко­ле должно быть возможно больше простора для личного творчества учи­теля… Превратим же уроки в совмест­ную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушев­ной общей беседой. Пусть учитель не скрывает от детей своего серд­ца, в котором дети увидят не толь­ко учительскую раздражительность и сухость, пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ре­бенка будет школой, полной челове­ческой жизни и живого культур­ного творчества и для учителя.

Метки: П. П. Блонский педагог, Блонский: педагогика и психология, педагогическая деятельность, вклад Блонского П. П. в педагогику

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

О admin

x

Check Also

Лучший возраст для детского сада: мнение психолога

Когда детский сад опасен для ребенка: мнение психолога Семейный, детский психотерапевт Социализация и умение жить ...

Что вы знаете о том, почему дети врут родителям?

Чем помочь, если дети ругаются между собой. Что делать, если ребенок не хочет учиться. Это ...

Беременная невеста Максима Чмерковского сменила гардероб

Как Максим Чмерковский готовится стать папой Американская танцовщица Пета Мургатройд, невеста экс-холостяка Максима Чмерковского уже ...

Время урожая: кто из звезд родит этой осенью

Звезды, которые станут родителями этой осенью В этом году осень похоже, будет особенно урожайной – ...

Почему подросток врет своим родителям?

Всем привет, дорогие посетители моего блога! Подростковый возраст очень сложный этап в жизни любого человека. ...

Рики Мартин показал новые фото сыновей в Африке

Рики Мартин показал новые фото сыновей в Африке Отец-одиночка красавец Рики Мартин проводит отпуск, путешествуя ...

Как правильно реагировать, если подросток врет и уличен во лжи — мнения и советы психологов

Вранье в подростковом периоде: причины и руководство к действию Любой родитель сталкивался с враньем своих ...

Джейми Оливер стал отцом в пятый раз

Джейми Оливер стал отцом в пятый раз и показал фото сына Жена всемирно известного голого ...

Жанна Бадоева с дочерью и мужем побывала во Львове

Жанна Бадоева с дочерью и мужем побывала во Львове Украинская ведущая Жанна Бадоева умеет путешествовать ...

Маша Ефросинина показала всю семью на отдыхе

Маша Ефросинина показала всю семью на отдыхе Известная украинская ведущая Маша Ефросинина отправилась в отпуск ...

Почему дети обманывают и что с этим делать?

Печеные яблоки: в чем их польза для взрослых и детей Pregnancy Day летом: ждем будущих ...

Европейские каникулы: Александр Пономарев показал новые фото с сыном

Европейские каникулы: Александр Пономарев показал новые фото с сыном Украинский певец Александр Пономарев путешествует со ...

Частный детский сад: как выбрать

Как правильно выбрать частный детский сад: 4 основных критерия Сейчас существует большой выбор как государственных, ...

Правда о лжи

Когда дети учатся обманывать? Обманывать дети учатся довольно рано. На самом деле, многие ученые считают, ...

Марина Леончук показала сына на отдыхе и рассказала о разводе

Марина Леончук показала сына на отдыхе и рассказала о разводе Популярная украинская ведущая Марина Леончук ...

Нужно ли говорить с детьми о смерти, или Как перестать бояться: советы психолога

Нужно ли говорить с детьми о смерти, или Как перестать бояться: советы психолога Семейный, детский ...

Чем вызвана детская ложь? Причина №1

Д ети врут от недостатка родительского внимания. Многие заботливые родители рано или поздно задаются подобными ...

Почему малыш обманывает?

В том случае, если взрослые все чаще сталкиваются с детской ложью, они задаются вопросом: Почему ...

Продукты, которые помогут зачатию: витамины и минералы для мужчин и женщин

Названы витамины и минералы, которые способствуют зачатию Если не получается зачать малыша, стоит внимательно проследить ...

Важные изменения в школьной программе: без муштры на физкультуре и чтения на время

Важные изменения в школьной программе: без муштры на физкультуре и чтения на время Обновленная программа ...

Почему дети обманывают и как воспитать честность

Каждый родитель хотя бы раз в жизни задавался вопросом: почему дети обманывают? Ведь честность входит ...

Ресторатор Николай Тищенко показал подросшего сына

Ресторатор Николай Тищенко показал подросшего сына Бизнесмен, ресторатор, шоу-мен и спортсмен Николай Тищенко еще и ...

Почему дети обманывают и как с этим бороться?

Ложь – явление, которое не чуждо каждому человеку. Все мы время от времени обманываем друг ...

Рэмбо в быту: Сильвестр Сталлоне показал красавиц дочерей на кухне

Рэмбо в быту: Сильвестр Сталлоне показал красавиц дочерей на кухне Железный Слай, знаменитый мускулистый голливудский ...

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> -->