Не пропусти
Главная » Развитие детей » Причины, признаки повышенной тревожности у детей
1 Причины, признаки повышенной тревожности у детей. Слово тревожный отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово тревога означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

Причины, признаки повышенной тревожности у детей

1 Причины, признаки повышенной тревожности у детей. Слово тревожный отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово тревога означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают . Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. К. Изард объясняет различие терминов страх и тревога таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают (А. И. Захаров). Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Авторы книги Эмоциональная устойчивость школьника Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван: 1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит двойку в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2 2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только пятерки и не является лучшим учеником класса. 3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался . Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо неблаговидный поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники. Как отмечают авторы книги, через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7-10-дневном отдыхе. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе достойной школы, перспективного учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов. Портрет тревожного ребенка. В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный

3 ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями проблемных детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Как выявить тревожного ребенка. Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение. П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки. Критерии определения тревожности у ребенка. 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.). Признаки тревожности: Тревожный ребенок 1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. Суммируйте количество плюсов , чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность баллов. Средняя баллов. Низкая баллов. В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание. Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П. Бейкер, М. Алворд). Критерии определения страха разлуки: 1. Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании. 2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо. 3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей. 4. Постоянный отказ идти в школу. 5. Постоянный страх остаться одному. 6. Постоянный страх засыпать одному. 7. Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается. 8. Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.) Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха. Как помочь тревожному ребенку.

5 Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения. Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений. Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как Комплименты , Я дарю тебе. , которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей . А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд Звезда недели , на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста. Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление стендов, информационных Цветиков-семицветиков и т. п.) помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых — повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность. Обучение детей умению управлять своим поведением. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.

6 Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию или Ваш сын закончил рисунок последним .

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Кризисы у детей по годам 1 3 7 14 17 лет

Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)! Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю. У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.

Про Наказание детей и подростков

Индекс любви: 0.27 (3/11) Детей и подростков 7-17 лет необходимо наказывать за провинности и непослушания. Вот мне, например 13 и меня мама каждую субботу для профилактики ремнём порет.

Кризисы детей в возрасте от 1 до 7 лет, ДетиЧайк

Кризисы детей в возрасте от 1 до 7 лет Слово «кризис» вызывает у большинства людей скорее негативные ассоциации. Дело же обстоит совсем наоборот: кризис – это определенный барьер, который нужно преодолеть, чтобы перейти на следующий уровень развития, следующую ступень жизни.

Про детей: кризис трех лет, Елена Белкова

Так много сказано, написано и прочитано по этой теме, что голова идет кругом. Я решила не делать очередной обзор по детской психологической литературе, а подойти к этому вопросу с практической маминой стороны.

Кризис трех лет у детей

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что кризис трех лет, определяющий границу между ранним и дошкольным детством, это один из самых сложных периодов в жизни ребенка.

Кризис семи лет у детей, Дети и внуки

Добрый день, мои дорогие читатели! Сегодня хочу поговорить с вами о кризисе семи лет у детей. Моя внучка , как вы уже знаете, пошла в первый класс. И в начале учебного года мы столкнулись с некоторыми трудностями- у нее явно стали проявляться признаки кризиса семи лет.

Причины тревожности и страхов у детей младшего дошкольного возраста и новорожденных

Страх и тревожность у ребенка — это душевные состояния и способы поведения, диктуемые, как правило, определенными переживаниями. Боязливость может усилиться, если боязливы родители.

Причины Тревоги у Детей

Тревога неотъемлемая часть нашего времени. Чувство тревоги испытывают не только взрослые, но и дети. Необходимо разобраться в каком возрасте и что происходит с тревогой, есть ли разница между тревогой мальчиков и девочек.

Причины раннего аутизма у детей, Психиатрия

Порой бывает так, что в хорошей семье, где есть любящий муж и долгожданный ребенок, который не доставляет особого беспокойства, матери все равно кажется, что с малышом что-то не так.

Кризис детей 7 лет психология

Его особенность еще заключается в том, что личностные изменения совпадают со сменой окружающей среды малыша. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и так далее На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития.

Причины по которым дети обманывают — Сайт для детей и родителей

Да и что понимать под обманом? Можно ли провести четкую черту между детскими фантазиями и самой настоящей ложью? И почему в некоторых случаях взрослые считают, что обман – это плохо, а в других сами призывают детей не говорить правду, чтобы быть тактичными и не обидеть окружающих? Существует еще и такой вид обмана: обусловленный принятыми в обществе нормами приличия.

Кризис детей 3 лет возрастная психология реферат — 12 Декабря 2016

Кризис трех лет Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным возрастом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего Я , по Д.Б. Эльконину.

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ И СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ И СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Умение эффективно общаться зависит от многих фак­торов и, в большей степени, от отношений со значимы­ми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Причины кризиса 7 лет у детей

Через кризис 7 лет у детей проходит подавляющее большинство родителей. Что же делать с ребенком в такой ситуации и как себя с ним правильно вести, чтобы не травмировать психику? Сейчас узнаем! Ваш ребенок просто стал немного старше, потеряв ту свою непосредственную импульсивность, которая выражалась в одном лишь единственном слове «хочу». Сейчас же он начинает понимать и уже осмысливать свое поведение, поступки и даже реакции.

Кризис возраста у детей 1, 3, 7 лет, Секреты здоровья

Психика ребёнка в процессе развития проходит определённые стадии, которые называются критическими периодами. Почему критическими? Потому, что в эти возрастные промежутки возникают противоречия во внутреннем состоянии ребёнка, изменяются его взаимоотношения с родителями и обществом.

Причины истерик у детей 10 лет Советы врачей Клиники и врачи

Как правильно реагировать на истерики ребенка 2 – 3 лет Рано или поздно почти все родители сталкиваются с проблемой детских истерик. Маленький человек сначала требует удовлетворения своих потребностей (в еде, тепле, сне и комфорте), а затем и удовлетворения своих желаний (малышу, во что бы то ни стало нужна Ваша пудреница, или ему захотелось схватить важный документ с письменного стола папы). Специалисты выделяют несколько причин детских истерик.

Причины и симптомы гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости у детей: симптомы, причины и лечение О том, что такое синдром гипервозбудимости, мы узнали сравнительно недавно. Раньше гиперактивных деток считали избалованными, неуправляемыми, глупыми и просто «тяжелыми» детьми.

Кризис возраста у детей 1, 3, 7 лет

Психика ребёнка в процессе развития проходит определённые стадии, которые называются критическими периодами. Почему критическими? Потому, что в эти возрастные промежутки возникают противоречия во внутреннем состоянии ребёнка, изменяются его взаимоотношения с родителями и обществом.

Причины и признаки тревожности у детей

Тревожность. Причины, к какому врачу обращаться, психотерапия при тревожности Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

Причины замкнутости маленьких детей (Анатолий Ревуцкий)

А что делать, когда цветы-дети постоянно замкнуты и пребывают в своем собственном мире? Причины замкнутости детей исследовали многие психологи, но так и не пришли к единому выводу, поэтому существует огромное количество мнений и советов, как вывести детей из состояния замкнутости.

Причины замкнутости маленьких детей

Дети - это цветы жизни, достаточно часто мы слышим подобную фразу. Хорошо, когда эти цветы открываются и цветут. А что делать, когда цветы-дети постоянно замкнуты и находятся в своем собственном мире? Причины замкнутости детей исследовали многие психологи, но так и не пришли к единому выводу.

Причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста

Причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста Тревожность как состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности: причины появления, основные виды.

Кризис 7 лет у детей: причины, проявления, что делать

После рассмотренного в прошлой статье кризиса 3-х лет, самое время нам рассмотреть вместе с вами кризис 7 лет у детей. Кризисные всплески у ребенка бывают в разных возрастных периодах.

Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста — Психологические причины формирования детской тревожности — Психология

Работы по психологии Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->