Детский возраст у ребенка условно длится от рождения и до десяти лет. За этот период времени малыш переходит от младенческой до ранней подростковой стадии. Происходит становление и формирование физического и эмоционального развития. И в эту пору нередки детские страхи, что не может не тревожить и не пугать родителей.
Страх ; внутренние негативно окрашенные состояния разной степени интенсивности ; от тревожности до панических атак. Это чувство считается базовой реакцией психики человека. Активация страха происходит ввиду реальной или вымышленной опасности и запускает инстинкт самосохранения.
Предупреждение детских страхов
Очень важно понять, что боязнь чего-либо ; это нормально. В негипертрофированном виде детский страх является свидетельством правильного психоэмоционального развития ребенка. Маленькому человеку нужно получить весь спектр эмоций, чтобы обрести и закрепить определенный жизненный опыт.
Каждому страху ; свое время. Важно внимательно наблюдать за психологическим развитием ребенка. Чуткое отношение и своевременное упреждение детских страхов избавит от возможных обостренных психологических реакций.
Родители должны помнить, что они для ребенка как проводник в «большую жизнь». От внутрисемейного поведения, личностного отношения членов семьи и близкого окружения к ребенку, зависит не только формирование его мировоззренческих аспектов, характера, но и страхов.
Есть некоторые «поведенческие маячки», на которые стоит ориентироваться:
1. Создание доверительных отношений с чадом поможет избежать многих проблем, в том числе и психологического характера.
2. Коррекция отношений и конфликтных ситуаций, возникших у ребенка со сверстниками или окружающими, будет очень полезной для малыша. Иногда дети не знают, как реагировать на возникшую ситуацию. В результате ; замкнутость, комплексы, ночные кошмары, навязчивые и тревожные состояния. Желательно завести традицию доверительных бесед. Пусть малыш расскажет о том, что вызвало в нем яркие эмоции как позитивного, так и негативного спектра. Для выработки правильного ситуативного поведения ребенка подойдет:
; сказкотерапия ; сублимированная история с вымышленными персонажами, из которой крохе станет ясна правильная модель поведения;
; обыгрывание беспокоящей в жизни ситуации с помощью игрушек или сценок;
; рисование страхов с их последующим обсуждением.
3. Поддержание максимально благоприятного семейного климата ; основа эмоционального здоровья подрастающей личности. Родителей в глазах ребенка детского возраста по степени авторитетности можно сравнить с божествами. Они обладают властью, опытом и силой. Ссоры, агрессия, насилие в семейном кругу могут сломить уязвимую детскую психику.
4. Не стоит навязывать ребенку ненужные страхи, например:
; «будешь себя плохо вести ; тебя заберет Бабай \ милиционер \ работник детского дома»;
; «не бегай ; упадешь и что-нибудь сломаешь»;
; «не будешь хорошим ребенком ; тебя никто не полюбит».
Такие «безобидные пугалки», сказанные родителем в попытке призвать чадо к порядку, могут иметь очень плачевные психологические последствия.
5. Если возникли подозрения, что малыш чрезмерно страдает от навязчивых страхов, не нужно стесняться обратиться к детскому психологу.
Возрастная дифференциация детских страхов
Разные виды страхов имеют свои временные рамки и сопутствуют этапам развития ребенка. Их проявление, важное для адаптивного поведения крохи, по прошествии определенного периода, затухает. Это говорит о нормальном развитии малыша.
; физический дискомфорт (чувство голода, болезнь);
; внезапная потеря опоры (поддержки).
; перед незнакомой или неожиданной ситуацией, звуком, объектом, человеком;
; отсутствие близких рядом;
; переодевание, резкая смена обстановки.
; отсутствие родителей, особенно мамы;
; незнакомые люди, объекты, звуки;
; ситуации, связанные с засыпанием и пробуждением;
; боязнь потери близкого существа (дети начинают понимать, что такое прекращение физического существования);
; опасение быть «плохим», «нелюбимым» и так далее;
; боязнь опасности, связанной с людьми или ситуациями (уколы, визит к стоматологу, пожары, наводнения);
; страх негативных мифических персонажей (Баба Яги, дракона).
Взрослеющий и развивающийся ребенок обладает живым воображением, потому боязнь чего-либо может трансформироваться во что угодно.
Условно говоря, страхи в этом возрасте можно поделить на три категории.
В возрасте с 6 до 10 лет и выше, ребенок ; маленький член общественной жизни. Интеграция в человеческую среду, изучение поведенческих реакций, влияние и важность мнения окружающих, социальная среда (круг родственников, детский сад, школа, друзья во дворе) формируют детские страхи. Например:
; опасение быть осмеянным, показаться «плохим», глупым и т.д.;
; боязнь определенных категорий людей (доктора, учителя, соседа);
; фобии перед социальными явлениями и проявлениями человеческой жизнедеятельности (страх толпы, сцены, плохих оценок).
; телесный дискомфорт (физические наказания, боль);
; страх потенциально травмоопасных ситуаций.
Боязнь предметов и существ (реальных и вымышленных)
Это может быть что угодно ; от подземных переходов и соседского пса до приведений и монстров. Богатая фантазия в этом возрасте не знает границ, важно направить ее в правильное русло.
Лучшая профилактика детских страхов и лекарство от них ; разумная родительская любовь и безграничная чуткость. Именно они ; ключ к нормальному психологическому здоровью ребенка.
В статье использованы работы Joshua Hoffine