Воспитание наследника. Каким должен быть идеальный отец
Святые Отцы о возрасте, с какого нужно начинать воспитание детей
По учению Священного Писания и святых Отцов воспитание нужно начинать в детстве, так как именно в раннем детстве складывается «фундамент личности». Еще в древности этому уделяли большое значение.
По учению Священного Писания и святых Отцов воспитание нужно начинать в детстве, так как именно в раннем детстве складывается «фундамент личности». Еще в древности этому уделяли большое значение. Премудрый Сирах говорит: «Учи. и с юности нагибай шею дитяти твоего» (Сир. 7, 25), так как только в таком возрасте воспитание может быть более легким и успешным.
На Руси испокон веков жила народная истина о воспитании, которая была записана в Домострое, — что ребенка нужно воспитывать, «пока он лежит поперек лавки, а когда ляжет вдоль, тогда будет уже поздно». Свт. Тихон Задонский, говоря о воспитании с раннего возраста, сравнивает малое дитя с маленьким деревом. Он пишет: «Мы видим, — говорит он, — что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется; и если наклонится оно в какую-либо сторону и его не выправить, то таким и вырастет кривобоким. Так бывает и с юным дитем: чему научился, того и навыкнет, и чего навыкнет, то и в прочее время творить будет. Научится ли добру в юности своей — добр и чрез все житие будет. Научится ли злу — злым во всем житии будет; и из малого отрока может быть и ангел, может быть и диавол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет; ибо от воспитания, как плод от семени, все прочее время жизни зависит».
В самом раннем возрасте все вещи «открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в особом качестве, в том функциональном значении, в котором они служат человеку: чашка — из нее пьют, стул — на нем сидят, часы — их носят на руке». Поэтому очень важным является в раннем возрасте приводить и приносить детей в храм, где для них открывается новый мир и к которому они, несомненно, проявляют интерес.
Приучая детей к храму, к богослужению, к благочестию родители также должны воспитывать в детях уважение и почтительность к самим родителям. Свт. Василий Кинешемский пишет, что «почтительность к родителям обыкновенно вознаграждается через ваших же собственных детей. «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих», — говорит премудрый (Сир. III, 5). Наоборот, неуважение к родителям и на детей навле¬кает те же последствия. Это естественно».
В самом воспитательном процессе неодинаково нужно подходить к воспитанию юношей и девочек. Современный мир культивирует в молодежи совсем не христианские идеалы. Так, современная девушка предстает как фотомодель или как блудница. «Этому в первую очередь способствует широкая пропаганда насилия, распущенности и блуда, которые ведут сегодня СМИ». Поэтому, при воспитании, например, девушек, по мнению священника-психолога Б. В. Ничипорова, им нужно внушать, что в будущем они станут женами и матерями. «Основополагающим и положительным нравственным идеалом для русской девушки должен быть идеал добропорядочной жены и заботливой матери». Что же касается юношеского воспитания, то на Руси юноша мыслился как благочестивый муж, отец семейства и как защитник своей родины. «Отцовство, ‒ по мнению священника-психолога Б. В. Ничипорова, ‒ как известно, предполагает чувство ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия. Кроме того отец молитвенно предстательствует за свою семью перед Богом и понимает очень хорошо, что надо трудиться ради семьи, но хранится она Господом. Он помнит слова Священного Писания: «Дом беззаконных разорится (Пр. 14, 11)».
В житиях святых приводится немало примеров благочестивого воспитания детей их родителями. В житии св. Онуфрия Великого рассказывается о четырех юношах, живших в пустыни, которые за свое благочестие удостаивались небесного причащения, принесенного св. Ангелом. Епископ Варнава (Беляев), описывая этот случай, пишет, что «родители сих великих святых — начальники города Оксиринха. Жизнь этого города сама по себе замечательна и дает некоторую возможность понять, каким образом у столь молодых людей оказались такие великие добродетели. А дело было просто. С детства эти юноши, вскормленные млеком Писания и святоотеческих словес, воспитанные с помощью святых молитв, видели одно добро. Отсюда можно сделать вывод о великом значении в деле воспитания церковной среды и о благодатном влиянии таинств на младенцев».
Таким образом, по мнению Св. Отцов, а также, примеры из житий святых, показывают, что воспитание должно начинаться еще в самом раннем возрасте. Кроме того, на родителей возлагается обязанность учить детей Закону Божьему и приводить их на церковные богослужения.