Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Воспитание детей: если ребёнок застенчив и нерешителен

Воспитание детей: если ребёнок застенчив и нерешителен

Воспитание детей: если ребёнок застенчив и нерешителен

К чему может привести отсутствие у ребёнка навыков общения? Как помочь застенчивому ребёнку? Какие рекомендации вы можете дать своему ребёнку, который подвергается насмешкам со стороны сверстников?

Застенчивым детям присущ страх, который они испытывают перед публичным выступлением, а также в ситуациях, когда от них требуется продемонстрировать «у всех на виду» какое-либо умение, приобретённый навык, а они в свою очередь боятся сделать это неловко, неумело (например, отвечая на уроке, играя со сверстниками, участвуя в спортивном мероприятии и так далее).

Взрослые, которые взаимодействуют с такими детьми, отмечают у них добросовестность в выполнении каких-либо заданий, скромность, сдержанность, а также излишнюю самокритичность. Мысленно они часто обращаются к мнениям, ранее высказанным окружающими (обычно нелестным, неодобрительным), при этом не акцентируются на том, что смысл подобных фраз зачастую не обоснован, преувеличен.

Как следствие подобных переживаний по поводу «несоответствия» чужим ожиданиям ; появление страха перед тем, что окружающие подумают плохо. Робкие дети:

  • ; не стремятся становиться инициаторами чего-либо (чаще бездействуют),
  • ; практически не бывают замечены в совместных играх со сверстниками,
  • ; не могут первыми решиться вступить в диалог с незнакомыми ребятами с целью познакомиться.

Даже если взрослые создают ситуации, когда робким деткам ;поступает ; предложение участия в коллективной игре, они стойко сопротивляются этому. И хотя сверстники со временем начинают считать их немного странноватыми и «нелюдимыми», застенчивые ребята на самом деле могут выстраивать дружеские отношения, и постоянно испытывают непреодолимое желание общаться, но страх оказаться в затруднительном положении мешает им демонстрировать свои коммуникативные навыки.

Подобное поведение может привести к тому, что дети перестанут проявлять детскую активность, выражающуюся в знакомстве с другими ребятами, участии в совместной деятельности. Длительное нахождение ребёнка в таком состоянии (на протяжении нескольких лет), сокращает время, отведённое на тренировку и обретение жизненно важных навыков общения.

  • ; полное изолирование от детского коллектива (так как число успешных контактов с другими ребятами резко сокращается);
  • ; ребёнок попадает в замкнутый круг: в силу своей застенчивости он мало контактирует со сверстниками, в результате социальные навыки перестают развиваться и всё труднее становится взаимодействовать с окружающими, это приводит к дальнейшему сокращению числа контактов;
  • ; личность застенчивого ребёнка остаётся закрытой и нереализованной;
  • ; жизненная энергия растрачивается неправильно: ребёнок не совершает поступки, не ставит перед собой целей, но занимается переживаниями, во всём видит свою вину, критикует и обвиняет себя (развивается комплекс неполноценности).
  • СТАТЬЯ
  • ВИДЕО

Воспитание детей: если ребёнок застенчив и нерешителен

  1. Главная задача родителей – совершенствовать навык общения у застенчивого ребёнка. А начинать надо с установления близких и доверительных отношений в семье; больше слушайте своего ребёнка (пусть он рассказывает вам о своих проблемах) и давайте ему высказываться. Укрепляйте его самооценку, для этого перестаньте его сравнивать с другими детьми, ругать за робость и повышать голос, проявляйте уважение (и не важно, что перед вами малыш, а не взрослый человек), и тогда ребёнок (уверенный в том, что его любят и ценят таким, какой н есть) будет более уверенным в себе, не станет бояться, что его высмеют, предадут.
  2. Дети не столько «страдают» от своей застенчивости, сколько от того, что у них отсутствует определённый социальный навык, помогающий благополучно преодолевать возникающие трудности общения. Если ребёнку предстоит участвовать в спортивной игре, вы накануне можете ознакомиться с её правилами. Так ребёнок легче настроится на игру, включится в неё, сможет обсудить результаты. Сложность заключается в том, что дети обычно предпочитают играть в игры, опирающиеся на неписанные правила, которые придумываются в процессе, осваиваются и обсуждаются по ходу действий. Неосведомлённые взрослые (из лучших побуждений) подталкивают застенчивого малыша в подобную игру и фактически ставят его в неловкое положение (в подобной ситуации обеспечивать вхождение в игру следует под постоянным руководством взрослого). Поэтому проявляйте терпение, вместе с ребёнком подойдите поближе к играющим ребятам, понаблюдайте за ними, пусть ваше чадо освоится, поймёт правила игры, и через некоторое время сам присоединится к детям. Предпринимайте попытки по введению застенчивого ребёнка в игровой процесс, так как подобным образом он получает бесценный опыт коммуникации, и даже если этот контакт будет непродолжительным, ребёнок приобретёт статус «он уже играл с нами», что станет для него начальной «ступенью» для совершенствования коммуникативного навыка, ведь в следующий раз дети его узнают и сами пригласят в свой коллектив.
  3. Нарабатывайте позитивный опыт общения. Вы можете вначале подружить малыша (наладить общение) с кем-то одним (с ровесником, одноклассником, соседом). Если для ребёнка и этот подход окажется невыполнимым, то перед тем, как налаживать общение с ребятами из класса, он может «потренироваться» с близкими и родственниками, инсценировав наиболее типичные ситуации, процесс дружеского общения. Важно, чтобы во время такого проигрыша вы правильно распределили роли: взрослый должен «превратиться» в менее компетентного и более зависимого собеседника, а ваше чадо должно играть самоуверенного, с богатым коммуникативным опытом, партнёра. В числе тем должны оказаться те, которые интересны, знакомы вашему ребёнку, чтобы он чувствовал себя как в своей тарелке (компьютерные игры, фильмы, модные гаджеты). Постановка сценок из сказки или домашний театр кукол также помогут вам закрепить навык общения.
  4. Обучите малыша некоторым коммуникативным «хитростям»: как понравиться другому человеку без слов (например, он может поделиться сладостями и игрушками в песочнице), расположить собеседника, но уже словесно (сказать комплимент, подсказать что-либо, привести интересный факт), установить зрительный контакт с людьми (сообщая что-либо, смотреть в глаза и улыбаться).
  5. Уговорите малыша пригласить к себе в гости нового знакомого, либо предложите ему самому пойти в гости к ребёнку, с которым он смог установить контакт. На выходных побывайте на детском празднике. Так ваш малыш повысит шансы удержать очередное знакомство, и не упустит возможность заполучить близких друзей.
  6. Во время прогулок во дворе, игры на детской площадке попробуйте понаблюдать за реакцией, действиями своего чада. Давайте ему советы по мере возникновения сложностей; мотивируйте на игры, которые предполагают открытое выражение эмоций (через крики, бег, прыжки, пение).
  7. Хвалить ребёнка за поступки, в которых он проявил смелость, уверенность, находчивость, решительность (пусть они будут не столь значительными); помните, что ситуации успеха помогаю выработать в себе уверенность.
  8. Следите за своим стилем общения, и по возможности корректируйте его. Если ваш ребёнок заметит, как вы цените и развиваете дружеские отношения, он захочет последовать вашему примеру. Вы также можете поделиться с ним личным опытом, рассказав как сами смогли преодолеть застенчивость и стали успешными (но делайте это без иронии, требовательность здесь тоже не уместна: «Вот у меня получилось, а ты не сможешь?»).
  9. Как только вы заметите, что ваше чадо перестало испытывать сложности в общении, беспокоиться и пасовать в ситуации коммуникации с несколькими людьми, предложите ему поучаствовать в каком-либо мероприятии, проходящем в стенах детского сада или школы (попросите нового друга вашего ребёнка как бы невзначай пригласить принять участие в предстоящем событии).
  10. Полезны будут любые занятия, где ребёнок окажется в составе команды и будет участвовать в соревновании, игровых видах спорта. Но ваше чадо не должно делать это «из-под палки». Лучше если у него будет желание посещать секции, тренировки. Записывая ребёнка в секцию, отдайте предпочтение группе «с нуля», дабы не провоцировать очередную вспышку застенчивости; в противном случае попытка участия может закончиться неудачей (из-за отсутствия навыков), это только усугубит нерешительность ребёнка, неуверенность в своих силах, способностях. Избавиться от чувства неловкости ребёнок сможет, посещая творческие кружки, где рисуют, лепят, мастерят. Дайте ребёнку 10-14 дней, прежде чем он решит, будет ли и дальше заниматься подобным видом деятельности. Чем больше сфер деятельности он освоит, попробует себя в них, тем скорее он перестанет смущаться, почувствует уверенность, свою индивидуальность и начнёт общаться.

У особо чувствительных детей зачастую возникают сложности, вызванные недостаточно развитым самоутверждением: уязвимость перед насмешками и издевательствами со стороны ребят, более активных и агрессивных.

Сложность заключается в том, что дома такие дети демонстрируют открытость, уверенность (так как, по их мнению, они находятся в безопасности), оттого родители могут длительное время и не знать о подобных проблемах.

На пользу таким детям пойдут ролевое проигрывание случаев, где они могут некоторое время побыть знающими, опытными, раскрепощёнными людьми, настоящими лидерами. Вы также можете показать пример поведения уверенного в себе человека (ребёнок с лёгкостью его скопирует).

Позволяйте ребёнку время от времени принимать решения самостоятельно, уважайте его точку зрения, учитывайте его пожелания, так вы сможете сформировать у него уверенность в себе. Избегайте при этом неискренности, фальши (со всей серьёзностью просите совета у своего чада), в противном случае он уловит нотки заигрывания и перестанет вам доверять.

Когда ребёнок изложит своё мнение, остальные члены семьи его должны рассмотреть, обсудить, после чего оно либо утверждается, либо отвергается; в любом случае ребёнку следует дать развёрнутый ответ на его восклицание: «Почему я предложил, а вы отвергли?»

В ситуации, когда робкий, застенчивый ребёнок становится объектом подколок, ему трудно оставаться (даже притворяться) уверенным.

Не удивляйтесь тому, что ваше чадо в какой-то ситуации вмешается в драку, а в другой – даже не сможет дать достойный отпор в словесной форме. Ребёнок, особенно задиристый, агрессивный, устроен так, что если в момент особенного напряжения он видит, как его оппонент (особенно неуверенный, робкий малыш) отводит взгляд, он воспринимает это на невербальном уровне как сигнал о слабости, что только подстегивает обидчика. Чтобы ваш неуверенный, чувствительный ребёнок избежал этого, поступите следующим образом.

  1. Посоветуйте ему в споре, очередной словесной перепалке, занять уверенную позу (чтобы он был полный собственного достоинства, следил за осанкой), в результате окружающие будут воспринимать его уже с другой стороны.
  2. Поясните ребёнку истинную суть вещей. Если его дразнят, значит, у обидчиков есть какие-либо проблемы (не обязательно, что эти люди плохие), просто так, унижая и дразня других, они самоутверждаются. А поскольку на самом деле люди агрессивные зачастую неуверенные в себе, то и группируются по несколько человек, и начинают говорить и делать окружающим неприятные вещи. В очередной раз, когда ваш ребёнок подвергнется насмешкам, напомните ему об этом. Главный совет, который вы можете дать своему чаду – игнорировать задиру и расширять круг друзей, знакомых, благосклонно к нему настроенных.
  3. Вместе с ребёнком разработайте конкретные словесные ответы – заготовки, которые ему помогут не растеряться в ситуации с негативно настроенными сверстниками. «Домашние заготовки» могут быть разными: пословицы, поговорки, крылатые выражения, высказывания знаменитых личностей, персонажей из известных фильмом, слоганы из рекламы, анекдоты.
  4. Порекомендуйте ребёнку реагировать на злые выпады менее эмоционально. Поясните, что чем больше он будет злиться, выходить из себя, тем больше будет привлекать к своей персоне внимание со стороны ребят, которые не мыслят своего существования без издевательств над слабыми. Вашему ребёнку поможет чувство юмора, позитивные мысли, демонстративное спокойствие, которые не позволят задирам прибегнуть к унижениям, ведь их ;жертва ; тогда окажется в невыгодном для них состоянии.
  5. Не стоит советовать своему ребёнку «не обращать внимание» на забияку. Не каждый сможет уйти от таких ситуаций, пропускать мимо ушей нападки, насмешки, оскорбления. Убедите ребёнка в том, что он должен держать достойный ответ перед обидчиком, победить его в «словесной дуэли», а если надо, то и с помощью кулаков постоять за себя. В жизни не так уж редки случаи, когда надежная дружба начиналась с доброй драки. Ребёнок, принимающий оскорбления, унижения как должное, обычно в классе занимает позицию «подчинения».

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Воспитание младенца до года: советы по воспитанию детей, игры и игрушки для детей

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки Думаем, многие родители согласятся, что воспитывать детей необходимо с момента рождения. Именно в первые двенадцать месяцев идет активнейшее развитие психики ребенка, формируются гигиенические навыки, психологические привычки.

Воспитание детей в Исламе или три периода взросления

Воспитание детей в Исламе или три периода взросления В Коране говорится, что дети являются украшением этой жизни и продолжением своих родителей. Имам Али ибн Абу Талиб (ас) поясняет, что родители это чрево, из которого дети приходят в этот мир.

Воспитание любовью — метод естественного воспитания детей от 0 до 1 года

Воспитание любовью - метод естественного воспитания детей от 0 до 1 года. дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития "Арлекин". Новоиспечённая мамочка становится перед трудной задачей как выбрать правильный метод воспитания и ухода за малышом? Наиболее популярным сегодня является метод естественного воспитания , в котором центральную позицию занимает мнение, сделать ребёнка счастливым может только практически постоянное ношение ребёнка на руках.

Воспитание культуры поведения детей 5 года жизни

В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности «Воспитание культуры поведения детей пятого года жизни» О человеке вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем владеть собой, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек». Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше.

Воспитание детей в Индии, MaMere — Шпаргалка для родителей

Индия – страна большая, с многовековой историей, красивой и своеобразной культурой. При этом небогатая, густонаселенная, аграрная, с сильными традиционными и религиозными устоями.

Воспитание и обучение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) — Мои статьи — Каталог статей — ЦППРК Березники

Особенности обучения и воспитания детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.

Воспитание и образование детей в дворянской семье (первая треть XIX в

Воспитание и образование детей в дворянской семье (первая треть XIX в.) С XVIII в. дети стали предметом особого общественного внимания. Забота о воспитании, комфорте ребенка являлась показателем развития общества, его высокого сознания и дворянской культуры, определявшей духовное развитие России.

Воспитание здорового характера у детей — Статьи — Каталог статей — Борский психологический центр

Дорога к пониманию и принятию здорового воспитания детей непроста. Она открывается только мужественным родителям. Мужественность это умение предвидеть трудности на пути и прикладывать силы для их преодоления.

Воспитание еврейских детей

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько ;удачным ; получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес.

Воспитание детей-вундеркиндов, Газета ДивиМИР, Страница 5

Воспитать человека Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон.

Воспитание детей: топ 10 ошибок родителей

10 распространенных ошибок родителей в воспитании детей Каждый ответственный родитель мечтает вырастить умного, порядочного, талантливого ребенка. Однако в столь важном процессе, как воспитание детей, многие взрослые ошибаются – применяют радикальные меры воздействия или, напротив, пускают все на самотек.

Воспитание детей: Стили семейного воспитания

В статье рассмотрены основные стили семейного воспитания: авторитетный, либеральный, авторитарный и индифферентный. Их краткая характеристика. Статья для родителей.

Воспитание детей в Древней Руси

Опубликовано 11.09.2012 03:58 Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте.

Воспитание детей: советы психолога

Наука воспитания детей никогда не потеряет своей актуальности, даже если произойдет глобальная катастрофа и все остальные знания человечество утратит. Семья, думающая о том, как правильно воспитывать ребенка с рождения – это счастливая семья, которая преодолеет все трудности и препятствия.

Воспитание детей: продуманный подход

Воспитание детей - это главная задача каждого родителя. Порой сложно учесть все аспекты воспитания: физическое, социальное, эстетическое, моральное, патриотическое. Ведь на маме не только дети, а также домашние дела, работа.

Воспитание детей: поощрение и наказание — Ваш домашний доктор

Аллергия (6) Беременность и кормление (31) Вирусные инфекции, бактерии (18) Гинекология (6) Детское здоровье (50) Диеты (8) Дыхательная система (10) Женское здоровье (18) Заболевания передающиеся половым путем (3) Здоровый образ жизни (33) Зрение (23) Зубы (18) Клиники (2) Кожа (23) Красота (40) Кровеносная система (9) Лекарственные препараты (6) Лекарственные растения (38) Лечение болезней (20) Медицинское оборудование (5) Микроорганизмы и паразиты (1) Народные средства (6) Нервная система (15) Онкология (8) Пищеварительная система (25) Пожилым людям (7) Правильное питание (32) Психология и психиатрия (13) Сексология (13) Сердечно-сосудистая система (30) Спорт (5) Суставы и кости (11) Травматология (4) Урология (27) Ухо, горло, нос (20) Эндокринная система (11) Юридические аспекты (1) И все же и поощрения, и наказания нужны.

Воспитание детей в детском саду – проблемы, перспективы

Воспитание детей в детском саду – один из важнейших аспектов пребывания малышей в дошкольном учреждении. В этот период у ребенка формируются все важнейшие психологические процессы, помогающие ему в дальнейшем социализироваться – восприятие, речь, мышление и память.

Воспитание детей: ошибки родителей

Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей а) воспитание и потребность в эмоциональном контакте; У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека.

Воспитание детей: отпустите бабушек на волю

«Только родив ребенка, начинаешь понимать: насколько сильно любит тебя твоя мама», – истинный смысл этого высказывания я действительно осознала с рождением сына.

Воспитание детей: наказание

О наказаниях написано уже довольно много. Огромное количество копий сломано в спорах: наказывать или не наказывать, если наказывать, то каким образом, чтобы достичь необходимого эффекта и минимально травмировать ребенка.

Воспитание детей в детском саду

Воспитание детей в детском саду. Родителям на заметку. Главная / Домашний очаг, дети / Психология отношений / Воспитание детей в детском саду. Родителям на заметку.

Воспитание детей: как методы воспитания детей разнятся в зависимости от страны, в которой они живут

Как влияет наша культура на выбор методов воспитания ребенка, что такое позитивное воспитание детей? Давайте узнаем, как воспитывают детей в Японии, Норвегии, Испании и в других странах.

Воспитание детей: как исправить собственные ошибки

Мало осознать и принять это, нужно еще грамотно подойти к процессу перевоспитания ребенка. И для этого нужно много сил и терпения. На этом пути много ям и кочек.

Воспитание детей близнецов: особенности и советы

Появление ребенка – большое счастье для родителей. А когда на свет появляется сразу двое детишек, то и счастья в два раза больше. У малышей всегда будет компания для игр и общения.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->