Что делать: конечно, не возвращаться к одноразовым подгузникам — малыш может воспринять отступление назад как — ты еще маленький и это лишит его уверенности в своих силах. С другой стороны, помогите ребенку подружиться с горшочком, усаживая на него мишек и кукол, позволяя вволю играть с ним и т.д. В некоторых случаях бывает достаточно обзавестись горшком с крышкой и не спешить выливать его содержимое в унитаз немедленно. Через какое-то время попробуйте снова предложить малышу справлять нужду в туалете, как взрослые.
Что делать: будьте последовательны, но не спешите. Предложите малышу самому отобрать игрушки для ванночки, придумайте несколько забавных игр с водой (водяная мельница, кораблики, чаепитие с игрушечной посудой). Если ваш ребенок боится воды, не спешите учить его плавать, следуйте за малышом, а не тяните его насильно вперед. Запишите ребенка на курс плавания, но не бросайте его в воду, полагая, что дети способны обучиться самостоятельно.
Что делать: главное, сами вы не бойтесь водить своего ребенка на маскарады и представления. Лучше попросите хорошо знакомого ребенку человека надеть маскарадный костюм, а затем снять маску, чтобы малыш убедился, что ничего страшного под нею нет.
Что делать: поговорите с ребенком о снах, особенно о страшных снах. Попробуйте (уже лежа в постели) вместе придумать хороший сон, и «закажите» его. Для этого можно хороший сон нарисовать или написать записку о нем и положить «заказ» под подушку.
Во многих сказках фигурируют злые персонажи, такие сказки на ночь (да и днем тоже) лучше впечатлительным детям не читать. Хорошо помогает оставленный на ночь слабый свет или игрушка-защитник (медвежонок, собака и т.д.).
Что делать: вряд ли можно доступно объяснить трехлетке природу небесного электричества. И не нужно, просто утешьте его и скажите, что все люди чего-нибудь да боятся. А если гроза приключилась ночью, позвольте ребенку спать, на сей раз, с вами или посидите с ним, пока снова не уснет.
Что делать: сказать, что никаких чудищ в природе не существует, легче легкого. Намного труднее научить ребенка справляться со своим страхом. Попробуйте придумать сказку, в которой ваш ребенок (в образе храброго и сильного богатыря Мишутки) побеждает и наголову разбивает всех страшилищ и врагов вообще. Иногда помогает опрыскивание комнаты из пульверизатора, вода в котором подкрашена пищевым красителем и называется секретным составом против всякой нечисти. Снабдите свое дитя на ночь каким-нибудь смешным оружием. Думаю, вы поняли: вся идея в том, чтобы страшные плоды детской фантазии превратились в смешных и забавных персонажей. Юмор и еще раз юмор, вот главное оружие в борьбе с чудовищами и пришельцами.
Что делать: купить ночник и не закрывать дверь детской.
Что делать: для начала попробуйте узнать, что пугает ребенка – кто-то из детей, воспитательница или занятия в саду. Разговорить ребенка удается не всегда, поэтому попробуйте поиграть в ролевую игру: пусть ребенок будет воспитательницей, а вы – им самим. Расспросите педагога о жизни вашего малыша в детском коллективе, узнайте, кто его друзья, может, кто-то из детей дразнит его или даже бьет. Подумайте, возможно, какое-то событие переменило жизнь у вас дома? Если ничего особенного не происходит, а отказы идти утром в садик продолжаются, стоит обратиться к детскому психологу.
Что делать: убедитесь, какова природа возникновения страха. Боязливой маме придется набраться мужества и продемонстрировать приязнь (или хотя бы безразличие) к собакам. Не заставляйте ребенка дотрагиваться или подходить к зверю, если малыш не хочет. Но попробуйте познакомить его с дружелюбной собакой или спокойным котом в доме ваших друзей. Сходите в зоопарк, почитайте книги о животных. Радикальный метод – взять на воспитание щенка или котенка.
Что делать: поинтересуйтесь, что смотрит ваш ребенок сегодня и каждый день. Посидите с программой передач и определите (учитывая интересы малыша, конечно), что и когда ребенок может смотреть. Если же ваше дитя все равно увидело нечто пугающее, обсудите ситуацию с ним и объясните, что страшные персонажи или события существуют только внутри телевизора. «А что бы ты посоветовал страшилищу, чтобы оно стало добрым и перестало пугать и вредничать?»
Что делать: постарайтесь быть откровенны с ребенком, только излагайте события в доступной ему форме. Иногда бывает полезно посоветоваться с психологом, прежде чем посвящать малыша в подробности трагического события.
Что делать: к сожалению, доводы логики не всегда оказывают на детей должное воздействие. Попробуйте объяснить, что дети обычно не умирают, это случается со старыми, даже очень старыми и больными людьми. Расскажите, что вы стараетесь сделать все, чтобы жить как можно дольше. Можно добавить, что после смерти тела душа человека не умирает, а… Что происходит потом – не знает никто, но если вы можете утешить малыша таким образом, то почему бы не попробовать.