Психологическая подготовка к школе и поддержка ребенка в первом классе.

Родители зачастую ответственно готовятся к первому школьному году ребенка, но при этом многие уделяют больше внимания приобретению необходимых вещей, забывая о том, что для успешной учебы ребенок должен быть подготовлен к изменениям в своей жизни и психологически.
Как психологически подготовить ребенка к школе
Ребенок, который отправляется в первый класс, должен быть достаточно психически развит, чтобы освоить школьную программу и обучаться в коллективе. Психологи оценивают психологическую готовность детей к 6-7-летнему возрасту по двум составляющим интеллектуальной готовности (наличие определенных знаний, интересов и желания получать знания) и личностной готовности (наличие мотивации к обучению, потребности в общении с другими детьми, способности быть учеником).
Ребенок готов к школе не тогда, когда уже умеет читать и считать, а когда хочет этому научиться. Недостаточно просто ходить в школу, для успешных занятий ребенок должен иметь желание узнавать новое. Также ребенка нужно научить доводить его дела до конца, справляться с трудностями для этого давайте ребенку посильные задания.
Очень важно читать с дошкольником, а потом просить пересказывать услышанное. Это поможет развивать память и речь, научит анализировать, искать смысл в рассказе, а также сравнивать, обобщать и делать выводы. Немаловажными навыками для детей, которые собираются в школу, являются усидчивость и способность заниматься не слишком привлекательным заданием, то есть управлять своим поведением. Родители могут нарабатывать такие навыки каждый день, играя с ребенком, читая с ним, а также активно общаясь.
Для личностной готовности важно, чтобы родители создали и поддерживали мотивацию ребенка узнавать новое, учиться. Рассказывайте ему о том, как учатся в школе, что такое знания, зачем их получать, как они пригодятся в жизни. Старайтесь сделать так, чтобы образ школы был в сознании ребенка положительным, не нужно пугать школой, двойками, учителями.
Помимо этого, до начала учебного года нужно откорректировать режим дня (особенно, если ребенок не ходит в детский сад), в течение дня отдыхать и заниматься. Позаботьтесь и о том, чтобы ребенок имел определенные навыки, нужные вне дома умел пользоваться туалетом, переобуваться, переодеваться.
Если у ребенка есть какое-либо заболевание, то перед школой обязательно нужно побывать у врача, который его лечит, получить рекомендации в связи с изменениями режима и деятельности. Здоровым детям помимо планового осмотра врачами перед первым классом рекомендуют оздоровить организм, например, побывать на море или в деревне, насытить организм витаминами.
Советы родителям первоклассника
- Помните, что после возвращения домой ребенок должен отдохнуть. Лучше всего после обеда пойти на прогулку, а уроки делать чуть позже.
- Наблюдайте за поведением ребенка если заметили плаксивость, агрессивность, вспыльчивость или другие изменения, возможно, у вашего первоклассника появились проблемы с адаптацией. Случается, что у ребенка возникают трудности с усвоением материала или контактом с другими детьми. В этих случаях не помешает консультация невролога и психолога. Если же вы видите, что первоклашка сильно устает, страдает от головных болей, проблем со сном, ослаблен соматически, то имеет смысл задуматься о более щадящем режиме, например, обучении на дому.
- До первого сентября побывайте с ребенком в его будущем классе, познакомьте с учителем, проведите экскурсию по школе и двору, расскажите о том, как проходит рабочий день в школе (уроки, завтрак, обед, перемена, группа продленного дня).
Отличия в готовности к школе и обучении в первом классе у мальчиков и девочек
Первые недели и месяцы школьной жизни всегда являются стрессовыми для ребенка, в этот период он проходит адаптацию. Кому-то она дается относительно легко, а у кого-то могут возникнуть трудности и привыкание к школе длится дольше. Психологи отмечают, что труднее к началу школьной жизни привыкают мальчики, так как они не любят изменений привычного уклад а, в то время, как девочки легче перестраиваются. В то же время, мальчики чаще сами стараются что-то изменить и найти новое.
Дети 6-7 лет готовы к началу обучения в школе неодинаково. Отмечено, что у девочек преобладает эмоциональная и интеллектуальная готовность, поэтому в начальной школе успешность их обучения чаще всего выше, чем у мальчиков. Мальчики больше устают согласно исследованием утомление мальчиков к концу года превышает утомление девочек примерно в 6 раз.
На школьную успеваемость ребенка влияет врожденная функциональная организация его мозга. Ученые считают, что левое полушарие у мальчиков созревает дольше, чем правое, а у девочек наоборот. Именно с этим связывают то, что девочки раньше и больше разговаривают, и именно потому в начальной школе учеба им дается легче. Речь мальчиков развивается позже, это влияет на психическое развитие (те функции, которые связаны с речью), но из-за лучшего развития правого полушария мальчики лучше справляются с пространственно-временной ориентацией.
Также отмечают и то, что у девочек отметки и успеваемость по разным предметам имеют небольшие отличия (зачастую не больше 1 балла), а вот у мальчиков разброс отметок может быть очень значительным. Это связывают с тем, что мальчики с трудом переключаются на другой тип мышления при изучении разных предметов, а девочки способны успешно применять одинаковую тактику, изучая разный материал.
- Не нужно сравнивать мальчиков с девочками и приводить одних в пример другим. Просто примите этот факт, что они учатся по-разному, ведь они воспринимают мир и осмысливают все по-разному.
- Если у вас мальчик, не нужно предъявлять к нему повышенных требований тщательного выполнения заданий и аккуратности. Давая задания (и школьные, и бытовые), старайтесь, чтобы в них имелся момент поиска, при этом не показывайте, как его выполнять, а подтолкните ребенка к самостоятельному поиску решения.
- Если у вас девочка и ей трудно дается задание, то перед работой разберите с ней схему выполнения задачи, но постепенно учите ее искать свои решения, давайте незнакомые и нетипичные задания.
Влияние темперамента на успеваемость первоклассника
Индивидуальные особенности личности, в частности, темперамент ребенка, влияют на успешность в школе. Больше всего трудностей с высокими оценками возникает у девочек с темпераментом холерика и мальчиков, у которых темперамент меланхолика. Возможно, это связано с тем, что их поведение не соответствует стереотипам поведения девочек и мальчиков.
Девочка-холерик отличается активностью, она непоседлива, вспыльчива, беспокойна, ей трудно долго сидеть на одном месте, а в спорах нередко может и отстаивать себя кулаками. Мальчик-меланхолик раним, медлителен, может расплакаться при неудаче, очень впечатлителен это осуждают и сверстники, и многие учителя.
Легче всего обучаться в первом классе сангвиникам, так как такие дети общительные, активные в меру, настроены позитивно. Отметим, что такая ситуация меняется после окончания начальной школы в средней школе темперамент уже не настолько влияет на получение высоких баллов.