Как вырастить ребёнка здоровым: взгляд практикующего врача. Книга для родителей
Как вырастить ребёнка здоровым: взгляд практикующего врача
Книга для родителей
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В период с 2001 по 2004 год работала старшим лаборантом кафедры детских инфекционных болезней Оренбургской государственной медицинской академии (ОрГМА) и в это же время по совместительству врачом педиатром-инфекционистом в муниципальной городской клинической инфекционной больнице. В 2004 году закончила ординатуру при кафедре детских инфекционных болезней ОрГМА. Прошла трудный путь от участкового педиатра поликлиники до врача педиатра-инфекциониста консультационно-диагностического центра (КДЦ) г. Оренбурга.
Татьяна Федоровна очень добрый, светлый и отзывчивый человек. Не имея возможности помочь каждому, решила передать накопленный опыт и знания молодым родителям через эту книгу.
По благословению протоиерея Вячеслава Кочкина – руководителя отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии.
Установлено, что в кишечнике человека (то есть макроорганизма) функционируют микроорганизмы, количество которых на порядок (то есть в 10 раз) больше, чем клеток всех органов и систем организма человека. Это обстоятельство даёт представление о роли микрофлоры в жизнедеятельности макроорганизма. Логично отсюда предположить, что гибель организма человека не выгодна микроорганизмам его населяющих. Нормальная микрофлора кишечника помогает нам жить и успешно развиваться.
Микроорганизмы заселяют не только кишечник, но и другие органы и системы. Наибольшее значение среди них имеют биоценоз (то есть совокупность микроорганизмов) дыхательного тракта, мочеполовой системы и кожи. В микроэкологической системе макроорганизма главная роль принадлежит кишечному биоценозу, у которого в прямой зависимости находятся микроорганизмы, населяющие другие органы. Если кишечная микрофлора в порядке, значит микрофлора и функционирование других органов тоже в порядке, и наоборот – если нарушен кишечный биоценоз, значит обязательно где-то заболевание или функциональное нарушение.
Микроорганизмы из кишечника способны перемещаться в другие органы с током крови и лимфы. Это имеет большое клиническое значение особенно в практике врача педиатра. Дело в том, что возбудителями различных инфекционно-воспалительных заболеваний (инфекция мочевых путей, отит, пневмония и прочие) у детей раннего возраста нередко являются микроорганизмы, обитающие в кишечнике ребёнка.
Получая с водой и пищей огромное количество микроорганизмов, в том числе и болезнетворных, далеко не всегда возникает заболевание. Более того, известны случаи, когда человек, употребив заведомо инфицированную пищу или воду, не заболевает. Учеными установлено, что 70% функционально активных иммунных механизмов сосредоточено в кишечнике. Эти механизмы имеют тесную связь с кишечной микрофлорой. Направление в медицинской науке, изучающее влияние микроорганизмов кишечника на иммунокомпетентные клетки, является одним из самых перспективных.
Особенности микробного пейзажа каждого человека частично определяют особенности его обмена веществ. Экспериментально на животных установлено, что кишечная микрофлора способна синтезировать различные вещества (витамины, гормоны и другие биологически активные вещества) в случае дефицита их в макроорганизме. Это восполнение дефицита способно долгое время защищать от различных патологических состояний.
Все перечисленные обстоятельства обосновывают необходимость учитывать состояние микроэкологической системы как главного фактора здоровья человека.
1.2. Факторы поддержания микрофлоры кишечника в нормальном состоянии с рождения
Дети, у которых выработался правильный режим, соответствующий их биоритмам, активно развиваются физически и психологически, легко общаются, а затем хорошо учатся и достигают интеллектуальных вершин.
Каждый человек должен сводить к минимуму или не допускать психоэмоциональные стрессы. По данным ученых кишечная микрофлора человека определяет его эмоциональный статус: для добрых адекватных людей характерна нормальная микрофлора, для агрессивных – патологическая.
У многих вызывает затруднение вопрос о профилактике стрессов. Нужно воспитывать в себе и своих детях оптимистичное отношение к жизни и благожелательное к людям, а также способность найти «плюсы» в любых жизненных обстоятельствах.
Надо делать так, чтобы человек пребывал в радостном состоянии. Счастливый человек не болеет. Ошибочно для этого применять алкоголь, наркотические вещества, тонизирующие биологические добавки к пище – формируется болезненная зависимость.
Человеку дана религия. Все религии мира призваны улучшать человека, чтобы он чувствовал себя счастливым. Беседа с психологом или просто с близким человеком также способна устранить стресс.
Ребёнку первого года жизни необходимо ежедневно проводить массаж и гимнастику в связи с тем, что в течение суток много времени проводит в положении лёжа.
Функциональное питание предполагает:
– Приём пищи не реже, чем 5 раз в сутки.
– Все продукты доброкачественные.
– Каждый приём пищи с ржано-пшеничным хлебом.
– Отсутствие в пище красителей, консервантов, ароматизаторов.
– Употребление 60 наименований продуктов в неделю.
– Каждый день употребление каши на воде или молоке.
– Каждый день употребление 400—500 г. и более растительной клетчатки (овощи, фрукты, зелень) в сыром и термически обработанном виде.
– Употребление мяса 2—3 раза в неделю, супы на втором мясном бульоне. Технология приготовления второго мясного бульона: кусок мяса с костью (говядина, свинина, баранина) залить водой, довести до кипения, кипятить 1—2 мин, снять с огня, бульон вылить, а мясо промыть и вновь залить водой и кипятить 2,5—3 часа.
– Употребление рыбы 1—2 раза в неделю.
– Жареные и копчёные блюда можно употреблять 1 раз в месяц или реже.
– Употребление лука, чеснока, укропа, петрушки, базилика и других пряностей в натуральном виде.
– Питьё 1,5—2 л в сутки (вода, чай, компот, кисель, морс, свежевыжатый сок, кисломолочный напиток, молоко).
1.2.4. Функциональное питание детей первого года жизни
Если всё-таки естественное вскармливание невозможно, то лучше всего выбирать смеси на основе коровьего или козьего молока с пребиотиками и пробиотиками. Смеси на основе сои, белковых гидролизатов, антирефлюксные, гипоаллергенные и обогащённые (например, железом) смеси применяются в качестве лечебного питания и назначаются педиатром на короткое время. К выбору смеси нужно подойти очень ответственно, так как частая смена смеси (например, каждую неделю новая смесь) неизбежно влечёт за собой нарушения микрофлоры кишечника, а значит функционирование всего организма. Надо знать, что с началом кормления ребёнка смесью стул становится гуще и как бы с песочком. Если ребёнок ест смесь с аппетитом, не срыгивает, высыпаний на коже нет, стул регулярный желтого цвета кашицеобразный без патологических примесей, в массе прибавляет, то необходимости в смене смеси нет.
При выборе ориентируйтесь на дату изготовления смеси: чем более свежая, тем лучше. Приготавливайте питание строго по инструкции на банке, так как более высокая или более низкая концентрация могут привести к нарушениям пищеварения. Из открытой банки смесь для питания нужно готовить в течение не более одной недели с момента открытия. Общий объём смеси, который ребёнок употребляет в течение суток, не должен превышать более одного литра.
Во время кормления ребёнка приготовленная смесь должна быть тёплой, как тело человека, а не горячей. Для этого нужно капнуть приготовленную смесь себе на внутреннюю сторону запястья: если горячо, то ребёнку тоже будет горячо. Кормить смесью можно из бутылочки с соской (при этом смесь наливать нужно в свежевымытую без моющих средств бутылочку и непосредственно перед кормлением) или из ложечки объёмом 1—2 мл.
Для нормального функционирования детского организма помимо питания (грудь матери или смесь) необходимо питьё. Достаточный питьевой режим с рождения является профилактикой заболеваний мочевыделительной системы. Важно ребёнку предлагать питьё, а не заставлять. Жидкость малышу лучше давать из ложки, а с возраста 5—6 месяцев из кружечки, поднося её к губам, чтобы младенцу пилось легко без напряжения сил. До возраста одного месяца жизни это кипячёная или очищенная вода между кормлениями. С возраста 1 месяц между кормлениями целесообразно давать соки, компоты, морсы, кисели. Эти напитки, благодаря содержанию в них витаминов, микроэлементов и клетчатки, стимулируют работу желудочно-кишечного тракта, что профилактирует запоры, а кисели могут предотвращать срыгивания. Соки свежевыжатые с мякотью или без мякоти без сахара, можно употреблять яблочный, грушевый, виноградный, морковный, персиковый, абрикосовый, томатный, апельсиновый, но 1 или максимально 2 разных в течение одного дня (например, в первую половину дня яблочный, во вторую половину дня морковный). Для того, чтобы организм ребёнка привык к соку, и чтобы не возникло негативных последствий, начинать нужно с 5 мл свежеевыжатого яблочного сока в день, увеличивая его количество по 5 мл в день, но не более 50—60 мл в день в первые 3 месяца жизни, а далее не более 100—150 мл в день. Уже после периода привыкания к соку можно давать 2 разных сока в один день. Вместо сока иногда можно давать мякоть одного печёного яблока местных сортов необязательно зелёного. Количество компота, морса, киселя равно количеству сока, но период привыкания не требуется. С возраста 7—8 месяцев малышу полезно давать кисломолочные напитки: кефир, наринэ, бифилайф, йогурт, которые можно приготавливать в домашних условиях, используя закваски из аптеки, или покупать в детской молочной кухне. Кисломолочные напитки ребёнку полезно употреблять во второй половине дня не более 200 мл в сутки.
Технология приготовления печёного яблока: яблоко вымыть и поставить в духовку в неглубокой металлической или керамической посуде, температура 180—200°С, время приготовления 20—30 минут, затем остудить при комнатной температуре.
Технология приготовления компота: сухофрукты (урюк, чернослив, яблоко, вишня, груша, изюм) тщательно промыть, залить кипящей водой, кипятить 15—20 минут на умеренном огне, остудить при комнатной температуре, сахар не добавлять.
Технология приготовления морса: свежую или свежезамороженную ягоду (что-то одно из перечисленного: черная смородина, красная смородина, вишня, клюква, брусника, костяника, голубика, ежевика, малина, черника) залить кипящей водой, остудить при комнатной температуре, сахар не добавлять.
Технология приготовления киселя: в кипящую воду вылить предварительно тщательно размешенный в небольшом количестве холодной воды картофельный или кукурузный крахмал, когда активно закипит бросить туда свежую или свежезамороженную ягоду (что-то одно из перечисленного: черная смородина, красная смородина, вишня, клюква, брусника, костяника, голубика, ежевика, малина, черника), сразу закрыть крышкой и снять с огня, остудить при комнатной температуре. Рецептура: общее количество воды 1 л., крахмала 1 столовая ложка, ягоды 1 стакан.
С возраста 3 месяца вместе с питьём полезно давать желток сваренного вкрутую куриного яйца, в нём содержится лецитин, улучшающий работу нервной системы, железо, необходимое для кроветворения, витамины.
Также в этом возрасте у малыша производится большое количество слюны, в составе которой содержится амилаза – фермент для переваривания крахмала, содержащийся в крупах, и лизоцим для борьбы с микроорганизмами (это актуально в связи с тем, что ребёнок всё тянет в рот). Кроме того, ребёнка нужно постепенно приучать к взрослой пище путём поэтапного введения основных пищевых продуктов, соблюдая традиционный режим питания – два завтрака, обед, полдник, ужин.
Сразу следует заметить, желательно блюда прикормов приготавливать самим, в этом случае можно быть уверенным в доброкачественности пищи.
Методика введения прикормов. Первый прикорм начинаем давать с 4—5 месяцев жизни во второе кормление, то есть около 9—10 часов. Сначала даём 1 чайную ложку каши, затем докармливаем грудью или смесью. На следующий день даём 2 чайные ложки точно такой же, но свежесваренной каши, и тоже докармливаем грудью или смесью. Действуя таким образом, в течение 2 недель количество каши доводим до 100 грамм, а грудь или смесь в это время (то есть в 9—10 часов) уже не даём. После этих двух недель считается, что организм малыша уже привык к каше, и в дальнейшем можно каждый день давать новую кашу. Кашу можно запить свежевыжатым соком с мякотью, компотом, киселём.
Технология приготовления гречневой, рисовой, пшённой каш: крупу вымыть, затем залить кипящей водой или кипящим молоком и кипятить на умеренном огне в течение 5—10 минут, пока не выкипит вода, затем снять с огня, растереть крупинки. Гречневую кашу рекомендуем варить только на воде, а молоко добавлять в готовую кашу.
Технология приготовления овсяной, ячневой, кукурузной каш: размолотую крупу залить холодной водой или молоком, размешать и оставить на 30 минут, затем снова размешать и поставить на умеренный огонь; овсяную кашу снять с огня после того, как она активно закипит, ячневая и кукурузная каши должны кипеть и загустевать в течение 5 минут, затем снять с огня.
Технология приготовления манной каши: на умеренном огне в кипящее молоко тонкой струйкой высыпать манную крупу, не прекращая помешивать, через 1 минуту каша загустеет. Снять с огня.
Конец ознакомительного фрагмента. Full version