Летние игры для детей дошкольников 5-6 лет в детском саду
Игры летом в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
развивать эмпатию (сочувствие), наблюдательность, диалогическую речь, умение высказывать суждение;
формировать экологическое сознание.
Воспитатель. Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных старых. Среди них есть и березки тоненькие, хрупкие. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер не сломал тонкий ствол. Каждый день специальная машина поливает деревца, чтобы они не засохли и быстро прижились.
Представьте себе, что вы это слабенькие, тоненькие маленькие березки с нежными листочками и хрупкими веточками. Всякий может обидеть такую малышку.
Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажите об этом ветру-озорнику.
Давайте я пожалею ваши пальчики-веточки. (Гладит пальцы детей, приговаривает.)
Выглянуло ласковое летнее солнышко, пригрело березки. Какое у вас настроение? Что бы вы хотели сказать солнышку?
Но что такое? Летом вдруг стало холодно, нависли хмурые тучи, и пошел такой сильный дождь, что все листочки у березок поникли, а некоторые даже упали на землю. Скажите, березки, как вы себя чувствуете в это время? Как вам можно помочь?
Хорошо, что дождь быстро закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно обласкало березки. А тут и красивая бабочка прилетела и села отдохнуть на веточки березки. Вы рады таким гостям? О чем вы бы хотели поговорить с бабочкой?
Мимо молодых березок шел мальчик и сорвал веточку, чтобы подарить своей маме. Как вы к этому отнесетесь? Правильно ли поступил мальчик? Расскажите ему, что вы чувствовали, когда он ломал веточки?
Но вот еще беда! На ваших веточках поселились прожорливые гусеницы, которые съедают все молодые листочки. Как вам можно помочь?
Расскажите, березки, пожалуйста, о чем вы мечтаете, глядя на другую сторону улицы, где растут большие березы? Хотелось бы вам расти где-то в другом месте? Почему люди высадили вас вдоль дорог? Какую пользу вы приносите людям? Животным? О чем бы вы хотели попросить всех людей?
Давайте все вместе беречь нашу родную природу, оберегать от поломок и болезней, засухи, пыли молодые деревца.
Задача: развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки дерева.
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
закреплять знания о флоре и фауне леса;
развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность;
формировать интерес к родной природе.
Оборудование: аудиозапись звуков леса.
Воспитатель. Ребята, мы с вами уже много путешествовали в разные места. Но еще не были в летнем лесу. Хотите, мы туда отправимся? На чем же мы туда отправимся? (Выслушивает варианты детей.) Сколько предложений! Давайте выберем одно из них.
Дети имитируют передвижение на выбранном объекте к месту на территории ДОУ, где есть участок леса или деревья.
Наконец-то мы добрались! Никого не потеряли по дороге? Осмотритесь, прислушайтесь. Слышите, как птицы поют в лесу? Ку-ку, ку-ку , кто так поет? Конечно, кукушка. Это она нас встречает. Давайте у нее спросим: Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить? Как нам ответила кукушка?
Дети подражают голосу кукушки.
А что это за птица с красной шапочкой, которая долбит кору сосны? Как стучит дятел?
Давайте вместе со мной расскажем четверостишие об этом. Клювом будет указательный палец одной руки, а корой дерева ладонь другой руки.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дятел дерево долбит,
В дубе ищет он жучков,
Самых вредных червячков.
Давайте войдем в лес. Какой под ногами мягкий мох! Идем по мху неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной друг за другом. Пойдем по узкой тропинке. Мы попали в полосу елового леса. Какие деревья растут в еловом лесу? Ель это хвойное или лиственное дерево?
Пахнет хвоей и смолой
Старый лес дремучий.
Свесился над кручей.
Сколько здесь поваленных деревьев после сильного ветра! Нам придется через них перелезть.
Дети преодолевают воображаемые препятствия.
Идите осторожно, раздвигайте колючие ветки, приподнимайте их, не уколитесь.
Ой, я обо что-то укололась! Но это не елка. Кто же это?
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
Конечно, ежик. Покажите, какой он.
В лесу растет большая елка, Дети разводят пальцы рук ладонями от себя, соединяют большие пальцы.
У елки колкая иголка. Пружинисто соединяют пальцы подушечками попарно. Под елкой в норе живет еж, Скрещивают пальцы рук.
Его руками не возьмешь. Сжимают и разжимают скрещенные пальцы.
Пора нам выходить из елового леса. Впереди свет. Это значит, начинается лиственный лес. Какие деревья растут в нем?
Но почему мне кажется, что это не деревья, а девушки в белых сарафанах?
Мы пришли в березовую рощу. Как же здесь светло, красиво! Давайте вместе с березками поводим хоровод.
Дети исполняют хоровод Во поле береза стояла .
Совсем не хочется уходить из березовой рощи. Но впереди дубрава. Какие деревья здесь растут?
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (Дуб)
Правильно, в дубраве растут дубы. Вот и мы станем дубками.
закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;
развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;
формировать интерес к природе.
Предварительная работа: чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций о болоте.
Воспитатель. Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на краю леса лесное болотце? Чем болото отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?
Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями- лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.
Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.
Давайте покричим, как лебеди: Курлы-курлы-курлы .
Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого наше болото. Приземляемся. Я предупреждаю вас, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно опять превратиться в детей. Оглядитесь, осмотритесь.
Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?
Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане, а теперь покажите березку у болота.
Дети изображают березку.
Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. Какие еще растения растут на болоте?
По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна? Дети отвечают.
Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.
А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: Скачет, как мячик; плавает, как рыба . Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.
А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.
Как веселые подружки,
Скачут, квакают лягушки.
Будем петь мы до утра.
Стихотворение с движениями Лягушки-хохотушки
Две лягушки-хохотушки Дети показывают указательный и средний пальцы руки.
Прыгали-скакали. Изображают прыжки пальцами.
Лапкой хлоп, другою хлоп, Хлопают рукой по ноге.
Щеки раздували. Показывают округлость щек пальцами рук.
Увидали комара, Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета глазами.
Закричали: Ква-ква-ква! Изображают рот лягушки, противопоставив большой палец сомкнутым остальным пальцам.
Улетел комар, как ветер. Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.
Хорошо пожить на свете! Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.
Воспитатель. Что это за птица показалась впереди? Угадайте.
Стоит остроносая птица в воде,
Не шевельнется, проказница!
На левой стоит или на правой ноге,
Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)
Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге. Чем питаются?
Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.
Проводится подвижная игра Лягушки и цапля .
Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?
Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода. Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.
На болотце мы пойдем,
Много клюквы соберем.
А растет она на кочке
И висит на тонкой ножке,
Красным цветом выделяясь,
Кислым соком наливаясь.
Осторожно мы ступаем,
Клюкву дружно собираем.
Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю клюкву, которую набрали. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Будем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?
Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком змеи гадюки. Они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить.
Будь осторожен на болоте
И на змею не наступи.
Ее заметить здесь не просто.
Иди тихонько, не спеши.
Как палка, может растянуться
Опасная для нас змея.
Потом клубком она свернется,
Среди кустов лежит, шипя.
Не нарушай ее покоя
И осторожно обходи.
Болото дом ее законный,
А ты здесь гость,
Наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.
На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки Летучий корабль . Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.
Я Водяной, я Водяной.
Поговорил бы кто со мной.
А то мои подружки
Пиявки да лягушки.
Фу, какая гадость!
Эх, жизнь моя жестянка,
Да ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!
Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось столько друзей.
Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?
Дети. Из сказки Золотой ключик, или Приключения Буратино .
Интересное путешествие у нас получилось! Вам понравилось? Но пора возвращаться в детский сад. Ну, гуси-лебеди, приготовились, полетели.
Загадывание загадок о насекомых
Задача: развивать логическое мышление, доказательную речь, умение выделять характерные признаки насекомого.
Заберется на пенек
И зажжет свой огонек.
Светит нам ночной порой,
Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок.)
Очень маленький на вид,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Хоть я мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю. (Комар.)
Он строитель настоящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Любит солнечный денек
В окна, двери залетаем
И назойливо жужжим.
Очень нас не любят люди,
Потому что им вредим. (Мухи.)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее. (стрекоза).
Я мохнатый червячок,
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница.)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель.)
Она ярка, красива,
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка.)
В них храним мы целый год
Золотистый сладкий мед. (Пчелы, соты.)
Я всегда без приглашенья
Прилетаю за вареньем.
Кто мне есть мешает,
Того могу ужалить.
Вьюсь я, лезу на глаза,
А зовут меня. (оса).
Заучивание и использование в играх считалок
развивать чувство ритма, умение сочетать слово и движение память;
активизировать знания о насекомых.
Дятел сел на сучок
Открывай-ка двери, жук!
И дверь на замок:
Лучше, дятел, не стучи,
От дверей ищи ключи!
Если ключик не найдешь,
Значит, ты водить пойдешь .
Сел жучок на сучок
А третий листок
Выходи за порог.
Дидактическое упражнение Последовательность событий
учить устанавливать правильную последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года, причинно-следственные связи;
Оборудование: карточки с изображением весны, поздней осени, зимы, летающих насекомых, насекомых в коре дерева, насекомоядных птиц, улетающих на юг.
Дети показывают и рассказывают, почему весной насекомые появляются, а поздней осенью исчезают.
Задача: развивать логическое мышление, умение обобщать, классифицировать, объяснять принцип обобщения.
Оборудование: кружки и лепестки для составления цветка (по количеству участников), у каждого цветка на лепестках нарисованы объекты, относящиеся к одной обобщающей группе (цветы, птицы, рыбы, звери, насекомые и т.п.)
Каждый играющий становится садовником, собирающим и сажающим цветок, состоящий из лепестков с нарисованными растениями или животными, которых можно объединить в одну группу и назвать ее одним словом.
Дидактическое упражнение Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница
закреплять особенности внешнего вида гусеницы и бабочки;
развивать точность движения руки, воображение.
На карточке нанесено изображение гусеницы и точечное изображение бабочки. Ребенок должен обвести точечное изображение и рассказать, в кого превращается гусеница.
Дидактическое упражнение Составь рассказ по этапам развития бабочки
закреплять знания о стадиях развития бабочки;
развивать связную речь.
Ребенку предлагается последовательно разложить картинки с изображением этапов превращения бабочки и рассказать о них.
закреплять знания о местах обитания разных насекомых;
развивать память, фразовую речь, пополнять словарный запас.
Оборудование: коллективная аппликация с изображением мест обитания разных насекомых (норка, муравейник, улей, дупло, цветок, осиное гнездо, кора дерева и т.п.) и картинки с их изображением.
Ребенок должен поселить насекомое в его место обитания и рассказать, чем оно питается, какие звуки издает, чем отличается от других насекомых. Если домика для какого-то насекомого нет, ребенку предлагается его нарисовать.
активизировать знания о насекомых;
развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Воспитатель называет летающих (пчела, шмель, оса, муха, стрекоза, бабочка, майский жук, комар, мотылек) и нелетающих насекомых и животных, а дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда воспитатель назовет летающее насекомое. Тот, кто ошибся, должен назвать любое другое насекомое.
Конкурс знатоков насекомых
активизировать знания о насекомых;
развивать быстроту реакции, память, умение точно отвечать на вопрос, строить предложение развернутой фразой.
diams; Кто из насекомых живет большими семьями?
diams; Кто из насекомых доит тлей?
diams; Как муравьи находят дорогу к муравейнику?
diams; Какое насекомое можно назвать ночным фонариком?
diams; Какие насекомые помогают лесным птицам избавляться от паразитов?
diams; Стенки гнезда какого насекомого напоминают бумагу серого цвета?
diams; Кто из насекомых танцем рассказывает другим насекомым о том, в какой стороне и на каком расстоянии растут цветы со сладким нектаром?
diams; Какая команда быстрее разделит карточки с насекомыми на группы: летающие и нелетающие; правильно выстроит цепочку превращений бабочки; знает больше стихов, пословиц, поговорок, песенок о насекомых?