Маленькая энциклопедия капризов причин капризничать и упрямствовать у детей предостаточно. Назовем наиболее типичные из них, а также порекомендуем некоторые способы разрешения и предупреждения ситуаций, ими вызываемых
МАЛЕНЬКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАПРИЗОВ
Причин капризничать и упрямствовать у детей предостаточно. Назовем наиболее типичные из них, а также порекомендуем некоторые способы разрешения и предупреждения ситуаций, ими вызываемых.
1. Неудовлетворённость повседневных нужд и потребностей
Накормить, напоить, уложить спать |ребенка, переодеть его в удобную одежду, оказать ему медицинскую помощь, просто проветрить помещение.
Стараться соблюдать режим дня.
^ 2. Раннее детство – критическая пора
Принять как должное возрастной негативизм малыша; понять, что ребенок раннего возраста уже не младенец, «привязанный» к определенному месту и родительским рукам; признать его право на самостоятельность.
Поощрять позитивные проявления детской самостоятельности, целенаправленно создавать условия для них; положительной оценкой закреплять каждое, даже самое небольшое достижение ребенка (невнимание взрослых к его самостоятельным свершениям также может вызывать капризы).
Строить деловое сотрудничество с ребенком, в ходе которого он сможет выполнять те или иные самостоятельные функции.
Избегать навязывания помощи, предлагать и оказывать ее деликатно или в ответ на непосредственный запрос ребенка; дозировать собственное руководство деятельностью ребенка, рассматривать его сопротивление не как беспричинное упрямство, а как начало самостоятельного действия.
Запрещать только то, что несет угрозу для жизни и здоровья ребенка и окружающих, противоречит общепринятым нормам или выходит за рамки возможного; обязательно объяснять причины запретов.
Полностью исключить оскорбление достоинства ребенка, которое в любом критическом возрасте переживается особенно болезненно и нередко оборачивается еще большей неуправляемостью, капризностью, агрессивностью.
^ 3. Манипулирование взрослым
Попытаться разобраться, что же хочет сказать своими капризами ребенок; относиться к ним избирательно — в зависимости от значимости причин, которые вызывают их; реагировать не на капризы, а на их причины.
Не допускать превращения капризов в капризность; игнорировать попытки манипулирования собой; уважать себя — особенно в глазах ребенка: заменой раздражению и гневу должна стать хладнокровная демонстрация позиции.
Помнить, что и безграничное потакание, и постоянные ограничения ведут к одному и тому же — капризам и упрямству.
Вносить в привычные формы контакта с ребенком элементы новизны и неожиданности.
^ 4. «Выяснение отношений» и потребность в общении
Учитывать, что «выяснение отношений» с близким взрослым является естественной потребностью ребенка, для удовлетворения которой мало одних слов, — необходимо содержательно насыщенное деловое общение, где старший поможет ребенку «удостовериться» в своей значимости не только для него, взрослого, но и для самого себя.
Поддерживать детскую потребность в общении со взрослым, помня, что его дефицит или излишняя формализация оборачивается теми же капризами.
Стремиться превратить любое детское занятие в повод для общения с ребенком, постоянно удерживая главную цель — воспитание у ребенка самостоятельности, которой он впервые по-настоящему заявляет о себе как о личности.
^ Что похоже на капризы, но ими не является?
Мы называем детей «нервными», когда они педагогически запущены, когда у них имеются особенности характера, невропатия и неврозы.
О создании резерва материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного
Администрации края от 22. 06. 2004 г №289 «Об утверждении Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной.
Основные мероприятия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Правительства Российской Федерации.