В одном детском садике говорят, что детство — это до двух лет, потом начинается работа над будущим. И мы спешим отдать своего ребенка на все секции сразу. Правда, как же без английского, без музыки, без спорта.
Мы все спешим за чудесами
Помните слова из песни: мы все спешим за чудесами . Кажется, что мы, обыкновенные сумасшедшие московские родители, спешим как можно раньше вычеркнуть слово чудеса из жизни ребенка. И начинаем планомерно развивать своего ребенка, добавляя к школьной программе курсы, секции, студии, клубы. Хочешь гулять? Обязательно пойдем. Но через 54 минуты. А сейчас у нас творческое развитие. Мы будем 18 минут читать, 22 минуты рисовать и 14 минут слушать музыку.
Конечно, хочется, чтобы ребенок был развит не хуже Оленьки, которая нас на 3 месяца старше, а уже знает 75 английских слов , или Петеньки, который старше нас всего на месяц, но уже читает и считает до 10 ! А малыш, как и следовало ожидать, не выдерживает ритма (потому что он у вас нежный и ранимый, у него не стальная нервная система), зарабатывает себе психо-эмоциональное перенапряжение, которое вы пытаетесь снять, таская ребёнка по врачам в перерывах между занятиями в школе, фигурным катанием и французским.
Что же делать, ведь от интенсивных учебных программ никуда не денешься? Стремление современных мам дать ребенку как можно больше знаний вполне понятно
Перегруженные занятиями дети часто подвержены стрессу, и подобное психо-эмоциональное перенапряжение может вызвать у ребенка очень серьезные расстройства. Например, депрессии, страхи, нервные тики, нарушение самооценки, инфантилизм и т.д. Список, к сожалению, длинный. Вы должны насторожиться, если видите резкое изменение поведения ребенка: малыш становится капризным и неуправляемым, не хочет идти в школу или детский сад, кажется напряженным или испуганным, замкнутым, жалуется на боли, которые не может диагностировать врач.
Иногда дети 3-5 лет могут вернуться к соске или снова возникает проблема мокрой кроватки . Если эти проблемы продолжаются долгое время, или же у ребенка есть какие-то из следующих симптомов: беспокойный сон, говорение или хождение во сне, частое моргание, малыш много плачет, часто бывает в плохом настроении, не умеет играть с другими детьми, не умеет концентрироваться, начал заикаться — обязательно обратитесь к психологу.
Особенно внимательными к ребенку нужно быть, когда в семье происходят какие-либо изменения (рождение второго-третьего малыша, развод, переезд), либо перемены происходят в жизни самого ребенка (например, он сменил школу или садик).
Потенциально стрессовый период, через который проходят все дети, — это первый раз в первый класс . Детские врачи даже заметили, что к концу первой четверти обучения некоторые первоклашки худеют, начинают жаловаться на головные боли, становятся капризными. В это время ребенку нужно помочь справиться не только с психологической, но и с физической нагрузкой — ведь ему нужно целый урок сидеть в одной позе. Конечно, лучше привыкнуть к такому графику до начала учебного года.
К школе вообще лучше подготовиться заранее. И не только научиться читать и писать. Это потенциально стрессовое событие ребенок перенесет лучше, если он будет знать, что и как должно происходить. Расскажите, каковы правила поведения в школе, как проходят занятия, что можно и чего нельзя делать. И не требуйте от малыша только хороших оценок и отличного поведения.
Лучшее лекарство против стресса
Высокие ожидания родителей — один из факторов, которые часто вызывают стресс. Конечно, это касается не только школы, но и всех дополнительных занятий. В то же время никто не поможет ребенку лучше, чем его собственные родители. Именно их моральная поддержка — это лучшее лекарство против стресса. Будьте внимательны к малышу и не забывайте говорить ему о том, как вы его любите, и какой он сильный и умный.