Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Начальная школа. Другое
- Стоит ли наказывать детей за плохие отметки
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №270
пусть чаще наказывает его,
чтобы впоследствии утешаться им .
Библия. Книга премудрости Иисуса,
Однажды ко мне на родительское собрание пришла мама одного неуспевающего ученика. Ее сын, Витя, очень плохо учился по русскому языку и регулярно получал 2 . Бедная женщина недоумевала, почему ее ребенок терялся на уроке и не мог выполнить простые задания. Мы стали разбираться. В ходе беседы выяснилось, что мама Вити мало внимания уделяла сыну, так как большую часть времени проводила на работе. Денег на репетитора у этой семьи не было. Мое предложение заняться с ребенком русским языком на выходных было принято в штыки. Проблема заключалась в том, что Витя отказывался что-либо делать, когда мама сидела рядом. Но и когда она уходила и оставляла его одного, мальчик продолжал бездействовать. Вникая в суть дела, я поинтересовалась: А что же он делает? . Он либо играет в телефон, либо просто сидит и смотрит в потолок, смущаясь, ответила мама. Пытаясь помочь бедной женщине, я предложила отобрать телефон у Вити или выдать ему простой кнопочный. Но и тут мое решение оказалось неэффективным, так как телефон представлял собой средство связи, от которого отказаться мама с сыном не могла. К тому же, денег на покупку кнопочного аппарата не было. Слушая тихую речь своей собеседницы, я тоже находилась в раздумьях, как же заставить Витю выйти из порочного круга двоек . Я уже собиралась развести руками, но тут вспомнила, что совершенно забыла спросить маму Вити, как она наказывает своего ребенка. Женщина призналась, что считает физическое наказание неприемлемым, а другие меры воздействия ее тоже не устраивали. Простите, — не выдержала я, — а Вы что, даже не ругаете своего ребенка? . Нет, — с ужасом в глазах ответила мама, это же испортит психику мальчику . Получив такой ответ , я сразу сделала неутешительные выводы: мальчик пользовался мягкостью мамы, ее опасением за его душевное здоровье и позволял себе не учиться.
Случай с Витей еще раз убедил меня в том, что детей необходимо наказывать. Но делать это надо правильно. В наше время родители, сбитые с толку партнерскими отношениями, боятся наказывать детей. Известный детский психолог, Т.Л.Шишова, в статье Как правильно наказывать ребенка пишет о том, что среди родителей стала распространяться страшная болезнь, типа скарлатины . Симптомы это болезни — либерализация взглядов родителей на проблему наказаний . Будучи мамой, я осознаю, что детей без наказаний воспитать невозможно. Наши чада должны понимать, к чему им надо стремиться, как себя вести, чтобы радовать окружающих и приносить пользу миру. Без наказаний и поощрений ребенок чувствует себя ненужным и растет, как трава в поле. На днях я еще раз получила подтверждение своим мыслям о том, что, наказывая своего ребенка, родитель проявляет внимание и заботу о нем. В этом случае маленький человек чувствует, что он не безразличен родителям и старается приносить радость близким людям. Вот как выразилась одна девочка о своем папе, который ушел из семьи, но по выходным старается проводить время с дочкой: Папа меня не любит. Он меня не ругает, я ему безразлична . Выходит, наказывать ребенка можно не только физически. В священном Писании сказано: Кто любит сына своего, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им . Многие люди понимают эту фразу дословно и при случае хватаются сразу за ремень. Но ведь Бог есть любовь. Вряд ли Богу угодно видеть человека с искаженным лицом, который избивает своего малыша. Глагол наказать раньше имел значение говорить, наставлять . Воспитание детей заключается в том, чтобы не оставаться равнодушным и считать, что твоего ребенка воспитают школа, учителя, улица. Надо принимать активное участие в формировании у детей правильных нравственных ориентиров. А без наставлений тут не обойтись. В этой связи мне вспоминается одна жизненная история. Некая молодая многодетная мама попала в больницу с резкими болями в позвоночнике, ей сделали операцию, после которой она пролежала в больнице почти месяц. Дома оставались трое детей. Старший двенадцатилетний мальчик взял на себя роль мамы: кормил сестер, готовил для них, убирал, помогал с уроками. Сам же при этом свою учебу он не запустил. Я была восхищена поведением мальчика, мне захотелось узнать, как эта женщина воспитывает своих детей. Я выяснила, что молодая мама не поднимает на них руку. Ее воспитание сводится к нравоучениям и внушению чадам мысли о том, что учиться необходимо. Притом ведет она доверительные беседы с ними постоянно: будь то в школе, магазине или на прогулке. Молодая женщина беспрестанно повторяет: Детки, учитесь, старайтесь, не расстраивайте свою маму . И дети учатся на отлично , хотят радовать свою маму, ведь в ее наставлениях они чувствуют так много любви и внимания, что их сердца хотят откликнуться на материнскую ласку.
А маме Вити я сказала: Знаете, если Вы не хотите ругать своего ребенка, то тогда постоянно говорите ему о том, что Вас расстраивают его плохие оценки, что Вы хотите им гордиться. Скажите, что мечтаете о том, чтобы он вырос воспитанным, добрым и умным человеком, что без образования не обойтись . Утешенная и приободренная мама Вити ушла, оставив в моей душе твердую уверенность в истинности слов Господа, который сказал: Кого люблю, того и наказую .