Автор: Петрова Любовь Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: с.Казанка
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого человека. Однако XXI век принес новые и не неутешительные тенденции развития семьи, т.к. показывают снижение стабильности брачно-семейных отношений, возрастание доли неполных семей в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями. От уровня развития семьи, нравственных ценностей, которые развиваются ею в ребенке, от наличия или отсутствия в семье родителей или одного из них во многом зависит начальный этап формирования личности ребенка. Неполная семья не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, поэтому вхождение ребенка из неполной семьи в социальную среду усложняется и деформируется. Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество [9, c. 2]. Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемые в последние десятилетия непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравления, производственные травмы, военные действия и др.). Овдовение из-за преждевременной смерти отца ребенка (детей) также является важнейшим источником формирования неполных семей. Изменение социально-экономического положения россиян в период реформ свидетельствует о том, что неполные семьи составляют существенную долю среди бедных и самых бедных. В связи с приоритетностью семьи как основной ячейки общества, правительством создаются нормы для ее социальной и экономической поддержки, законодательно определены адресная социальная помощь для семей, имеющих детей и поддержка молодых семей и др. Согласно этим законам проводится обеспечение семей с детьми льготами, пособиями, жильем. Кроме того, социальные службы предлагают семьям с детьми одежду и обувь, иную материальную и гуманитарную помощь. Разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. Каждый третий ребенок сегодня воспитывается в неполноценной семье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей. Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей. Усилилась криминальная обстановка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходится, часть населения на гране нищенства. Чаще это многодетные семьи [1, c. 22]. В самом тяжелом положении сегодня находятся неполные семьи, где есть несовершеннолетние дети. В семье растет алкоголизм и наркомания. Страдают и семьи интеллигенции: труд врача и учителя до сих пор низкооплачиваем. Падение нравственных устоев, стремление отвечать только за себя, материальная возможность обеспечивать только себя приводят к увеличению роста разводов. Неполная семья — семья с одним родителем в последние годы стала распространенным явлением. Родителем в такой семье чаще является мать, реже — отец. Такая семья — результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либо когда ребенок вне брака. Сегодня таких семей 25% от общего числа. Они более всего требуют внимания со стороны социального педагога. Эти семьи живут бедно, доход
женщин чаще ниже, чем у мужчин, алименты составляют всего 1/4 зарплаты мужчины. Алименты — материальное обеспечение несовершеннолетних детей в случае развода родителей, узаконенное государством. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально- экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения [3, c. 56]. Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. Проблемы неполной семьи особенно актуальны, так как воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая изолированность и оторванность от окружающего мира. Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального «голода» или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой Анализ психолого-педагогической литературы [1,5,6,8] по проблеме педагогической поддержке детей позволил уточнить и раскрыть сущность понятия «педагогическая поддержка». Под педагогической поддержкой понимается педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание. Проблемы неполной семьи серьёзно влияют на психическое и социальное развитие детей, воспитывающихся в данных семьях. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья ребёнка. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки [8, c. 66]. В качестве исследовательской площадки была выбрана МБОУ «ООШ № 15» Партизанского городского округа. Программа действий по повышению педагогической культуры родителя в неполной семье была разработана на основе результатов диагностики уровней сформированности педагогической культуры родителя в неполной семье. Диагностический этап работы включал следующие направления: -изучение духовной и экономической жизни неполной семьи; -анализ нравственного уровня, микроклимата жизни неполной семьи; -изучение режимных моментов, досуга в неполной семье; -диагностика микроклимата, атмосферы в неполной семье; — выявление личностной и познавательной сферы ребенка. Диагностический этап предполагал проведение 5 занятий с семьей. 1 занятие: «Уточнение целей коррекционной работы с неполной семьей». Для этого выяснились жалобы родителей на определенные проблемы в воспитании, развитии и обучении детей.
В рамках данного этапа была собрана информация о ребенке, проведена беседа с родителями, через составление «карты семьи»: состав семьи, характеристика семьи, типовое состояние неполной семьи (эмоционально-психологический комфорт-дискомфорт, нервно-психическое напряжение), особенности семейного воспитания, проведен рисуночный тест «Моя семья», беседа с ребенком по теме «Моя семья». 2 занятие было посвящено диагностике родительских отношений в неполной семье. Изучение проводилось с помощью «Теста-опросника родительских отношений», составленного А.Я. Варгой и В.В. Столиным, в котором родительские отношения понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия в понимании характера и личности ребенка, его поступков. Родителям было предложено написать сочинение «Мой ребенок». На 3 –м занятии был проведен анализ сочинений «Мой ребенок» и обсуждение в родительской группе по желанию родителей, не называя имени автора. В ходе данной работы осуществлялось выяснение проблем воспитания в неполной семье, отношение родителей к этому, совместный поиск возможных путей выхода из сложившейся ситуации. 4-ое занятие проводилось по методике «Архитектор-строитель». Данная методика направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто ведомым при выполнении задания, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя, каков уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполненного задания. На 5 занятии был предложен тест-опросник «Анализ семейного воспитания», разработанный Э.Г. Эйдемиллером для анализа особенностей семейного воспитания. В завершении работы была проведена обобщающая беседа по полученным диагностическим данным. Наиболее часто встречающимися ошибками оказались следующие: -«слепая» материнская любовь к ребенку; — чрезмерная строгость; — перекладывание забот о воспитании ребенка на других; — недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; — авторитарный стиль общения с ребенком. Перечисленные ошибки свидетельствовали о низкой в целом культуре родителей в неполных семьях и необходимости проведения педагогической работы. В отличие от других социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого необходимо: — разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к воспитанию; — пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний. — совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и педагогами, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Созданию приоритета родительского воспитания, укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка и получения профессиональной помощи родителям в деле воспитания детей будет способствовать разработанная программа. Так как формирование и развитие социально активной личности возможно при взаимодействии семьи и школы на пути воспитания. Актуальны задачи, решаемые такой формой социально-педагогического сопровождения — это укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка, создание системы психолого-педагогической подготовки родителей, а также обеспечение родителям возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей.
Таких форм взаимодействия небольшое количество, но из них можно и необходимо выбрать наиболее приемлемые и эффективные. Конечно, конкретные советы, четкие рекомендации (подобно тому, как врач выписывает лекарство) по организации жизни в неполной семье дать почти не возможно, так как это дело, прежде всего, самой одинокой матери или одинокого отца. Однако своевременное осознание всех трудностей и опасностей для воспитания ребенка, которые могут возникнуть в случае изоляции от друзей, близких людей и родных, возможно, даст дополнительные стимулы для самовоспитания, чтобы избежать одиночества. Данная программа взаимодействия с неполной семьей позволила выполнить следующие задачи: информировать родителей об общих закономерностях развития детей, индивидуально-возрастных особенностях развития ребенка, о недостатках и проблемах воспитания, которые привели к определенному уровню развития; обсудить проблемы родителей в отношениях с ребенком; определить пути решения педагогических проблем неполных семей; разработать совместно с родителями меры педагогической работы по формированию их педагогической культуры, нормализации семейной ситуации в целом. Программа взаимодействия содержала педагогическую поддержку родителей, воспитывающих детей в неполных семьях и включала индивидуальные и групповые формы работы с семьей, методы повседневного общения и воздействия на ребенка, а также приёмы, через которые эти методы реализуются. Индивидуальная помощь родителю в неполной семье в решении конкретных текущих педагогических проблем с ребенком по запросу родителя очень важна, так как позволяет выяснить все проблемы неполной семьи и наметить пути их решения. Список использованных источников 1. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. — 2012.-№4.- С.22-25. 2. Воробьев Н.И. Семья в Нерехте. (К вопросу об анализе семьи.) // Вестник статистики. -2009. — №1. — №3. 3. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 2005-2010 годы. — М.: Юридическая литература, 2011.- 382 с. 4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования: учеб. пособие- М.: Гардарики, 2010.- 322 с. 5. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным… — М.: Знание. 2009.- 255 с. 6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 411 с. 7. Сорокин П.А. Кризис современной семьи. // Ежемесячный журнал для всех. — 2011. — №2.- С. 15-18. 8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. — М.: Спарк, 2011.- 209 с. 9. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский.- М.: Гардарики, 2010.- 272 с.