Автор: Гудаева Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог, педагог-организатор
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №18
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Дата публикации: 02.04.2018
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Актуальность проблемы духовно — нравственного воспитания детей обусловлена
духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в
ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и
государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла
Основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи
и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой
происходит становление и развитие.
Семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется непрерывно,
многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно
поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-
культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды.
Семья является традиционно главным институтом воспитания.
выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество
дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие
раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Как следствие
всего этого – кризис семьи, как первого из социальных институтов и как величайшего
гаранта благосостояния и сохранения моральных ценностей. Причины кризиса лежат
не столько в экономической сфере, психологии или психиатрии, сколько в духовной,
которую человек формирует своими действиями.
законами. Перефразируя Ф.М. Достоевского можно сказать: «Если ничего не свято, то
нравственные представления о браке к семье: супружеские отношения в современном
мире, перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства.
Более того, повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной
вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету
взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья,
отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь
обществом, нацией, государством;
семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания
традиционного уклада жизни общества и семьи.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной
личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит
усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе
подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в
ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже
не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи
осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах
ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолого-педагогического просвещения родителей
силами образовательного учреждения.
воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения профессионализма
развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых; к
социокультурными технологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного
взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания
ребёнка, его обучения и социализации.
нравственной поддержке семьи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в жизни каждого человека
поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда
родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности
ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют
формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей,
которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне
сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к
другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей