Портал для родителей о детях
Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в ясли-детский сад-школу, преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их.
В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?
Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.
Во-вторых, обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было.
Приведем краткое описание некоторых наиболее известных элементнов педагогической народной культуры:
Колыбельные песни это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека. Колыбельные это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос.
2. Пестушки и потешки
Пестушки и потешки короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Так, при потягивании ребенка говорили:
А в ножки ходонушки,
А в ручки хватанушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.
Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком — это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней.
Сказки не так просты, как кажутся. Это не обычные истории. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям. И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. Так, например, в сказке Морозко одна сестра была вознаграждена за свои вежливость и трудолюбие, а вторая сестра наказана за грубость и хамство.
В сказках всегда изображается красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. В сказке возможно все — говорящие птицы и звери, летающие ступы, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т.д.
Таким образом, сказки помогали развить воображение ребенка, его предметно-образное мышление. Сказки способствовали усвоению ребенком основных норм поведения и взаимодействия в социуме.
Игрушки — одно из самых важных средств воспитания детей. Незаметно для ребенка, в живой и увлекательной форме игрушки помогали в умственном, физическом и эстетическом воспитании, они развивали его фантазию и воображение, помогали осмыслить окружающую действительность.
Игрушки в воспитании детей занимали столько важное место, что были специальные мастерские по изготовлению детских игрушек. При археологических раскопках находят детские игральные косточки, свистельки, погремушки, игрушки-куклы (глиняные лошадки, собачки, барашки, птички, фигурки человечков).
Игрушки издревле использовались, что бы научить ребенка различать форму, величину, цвет, оттенки, усваивать соотношения величин (маленькие большие), а со временем дети начинали сами играться в игрушки, придумавать ситуации и т.д.
Загадки — средство умственного развития ребенка. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений и т. п.
Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять новую функцию источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовала яркость, конкретность факта или предмета, лежащего в основе загадки, что соответствовало особенностям детского мышления.
Особое место занимали загадки-задачи. Такие загадки начинались, например, словами: Летело стадо гусей. Для подсчета количества птиц требовалось проведение в уме или при помощи подручных средств счетных операций, смекалка, логическое рассуждение. Удачная отгадка считалась признаком ума и сообразительности. Загадки развивали пытливость у детей. Чтобы вызвать интерес к загадкам, им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.
Скороговорка короткое изречение с повторением трудновыговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. В детских играх быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить.
Как определить, кому водить в игре? Ну конечно же — с помощью считалки! Дети используют считалки до сих пор. Считалки тренируют память и помогают обучению счету.
Игры-хороводы, игры-догонялки, интеллектуальные игры и т.д. — в зависимости от вида игры помогали развивать воображение, память,силу, ловкость, и т.д.
Кстати, нашим предкам была хорошо известна такая настольная игра как шахматы — в нее играли даже небогатые люди, которые сами мастерили доску и фигурки из подручных материалов.
Разумеется, наследие наших предков в вопросах воспитания и педагогики не ограничивается приведенными данными. Но и их достаточно, чтобы оценить всё многообразие и многогранность такого наследия. И многие, если не все описанные элементы, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV XVII вв. / АПН СССР ; [Составители биогр. очерков и коммент.:С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров ; Авторы вступительной статьи:
Д.С. Лихачев, Г.М. Прохоров] ; Редакторы: С.Ф. Егоров и др. М.: Педагогика, 1985. 367с. : ил.