Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Русские народные традиции воспитания детей

Русские народные традиции воспитания детей

Портал для родителей о детях

Русские народные традиции воспитания детейСегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в ясли-детский сад-школу, преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их.

В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?

Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.

Во-вторых, обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было.

Приведем краткое описание некоторых наиболее известных элементнов педагогической народной культуры:

Колыбельные песни это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека. Колыбельные это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос.

2. Пестушки и потешки

Пестушки и потешки короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Так, при потягивании ребенка говорили:

А в ножки ходонушки,

А в ручки хватанушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания.

Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком — это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней.

Сказки не так просты, как кажутся. Это не обычные истории. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям. И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. Так, например, в сказке Морозко одна сестра была вознаграждена за свои вежливость и трудолюбие, а вторая сестра наказана за грубость и хамство.

В сказках всегда изображается красивый, таинственный мир, живущий согласно своим сказочным законам, где действуют необыкновенные герои, где свет, правда и справедливость при помощи существ, обладающих фантастической силой и добротой, побеждают зло, несправедливость, ложь. В сказке возможно все — говорящие птицы и звери, летающие ступы, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т.д.

Таким образом, сказки помогали развить воображение ребенка, его предметно-образное мышление. Сказки способствовали усвоению ребенком основных норм поведения и взаимодействия в социуме.

Игрушки — одно из самых важных средств воспитания детей. Незаметно для ребенка, в живой и увлекательной форме игрушки помогали в умственном, физическом и эстетическом воспитании, они развивали его фантазию и воображение, помогали осмыслить окружающую действительность.

Игрушки в воспитании детей занимали столько важное место, что были специальные мастерские по изготовлению детских игрушек. При археологических раскопках находят детские игральные косточки, свистельки, погремушки, игрушки-куклы (глиняные лошадки, собачки, барашки, птички, фигурки человечков).

Игрушки издревле использовались, что бы научить ребенка различать форму, величину, цвет, оттенки, усваивать соотношения величин (маленькие большие), а со временем дети начинали сами играться в игрушки, придумавать ситуации и т.д.

Загадки — средство умственного развития ребенка. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений и т. п.

Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять новую функцию источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовала яркость, конкретность факта или предмета, лежащего в основе загадки, что соответствовало особенностям детского мышления.

Особое место занимали загадки-задачи. Такие загадки начинались, например, словами: Летело стадо гусей. Для подсчета количества птиц требовалось проведение в уме или при помощи подручных средств счетных операций, смекалка, логическое рассуждение. Удачная отгадка считалась признаком ума и сообразительности. Загадки развивали пытливость у детей. Чтобы вызвать интерес к загадкам, им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.

Скороговорка короткое изречение с повторением трудновыговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. В детских играх быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить.

Как определить, кому водить в игре? Ну конечно же — с помощью считалки! Дети используют считалки до сих пор. Считалки тренируют память и помогают обучению счету.

Игры-хороводы, игры-догонялки, интеллектуальные игры и т.д. — в зависимости от вида игры помогали развивать воображение, память,силу, ловкость, и т.д.

Кстати, нашим предкам была хорошо известна такая настольная игра как шахматы — в нее играли даже небогатые люди, которые сами мастерили доску и фигурки из подручных материалов.

Разумеется, наследие наших предков в вопросах воспитания и педагогики не ограничивается приведенными данными. Но и их достаточно, чтобы оценить всё многообразие и многогранность такого наследия. И многие, если не все описанные элементы, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV XVII вв. / АПН СССР ; [Составители биогр. очерков и коммент.:С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров ; Авторы вступительной статьи:

Д.С. Лихачев, Г.М. Прохоров] ; Редакторы: С.Ф. Егоров и др. М.: Педагогика, 1985. 367с. : ил.

О admin

x

Check Also

7 мудрых правил воспитания детей у евреев

Мудрые советы от еврейских родителей по воспитанию детей. Воспитание детей ; очень важный процесс, от которого зависит будущее ребенка. Еврейские родители, ставящие своих малышей превыше всего, выработали несколько правил воспитания ребенка, которые стоит взять на заметку.

7 главных ошибок воспитания детей

Родителям 7 главных ошибок воспитания детей Родители тратят массу сил и энергии на то, чтобы дать своим детям все самое лучшее. К сожа­лению, чрезмерная любовь и забота о детях часто препятствуют развитию в них самостоятель­ности, ответственности и лидерских способностей.

5 секретов воспитания, которые делают японских детей мечтой любого родителя

5 секретов воспитания, которые делают японских детей мечтой любого родителя Японские дети вызывают восхищение — они, как правило, хорошо воспитаны, приветливы, доброжелательны и редко теряют контроль над своими чувствами.

5 нестандартных методов воспитания детей: как они работают?

5 нестандартных методов воспитания детей: как они работают? Чем руководствуются родители, никогда не говорящие «нет» и «нельзя» ребенку? Зачем кусать малыша в ответ на его укусы? Чем обосновано воспитание детей, как маленьких взрослых? Каких целей достигают родители, никогда не использующие подгузники MedAboutMe разбирается в эффективности удивительных нестандартных приемов и рассказывает, стоит ли их применять и как они работают.

Самые эффективные методики воспитания детей — обзор и отзывы

Мама и папа всегда хотят дать ребёнку только самое лучшее, в том числе и воспитание, обучение. Но одно это желание вряд ли покажет отличные результаты, ведь в воспитании малыша играет огромная роль сама обстановка, общение родителей с ним и друг с другом, выбор детского садика и затем – школы.

Кто должен заниматься половым воспитанием детей?

В каком возрасте дети начинают осознавать свою половую принадлежность? Психологи считают, что когда ребенок начинает В каком возрасте дети начинают осознавать свою половую принадлежность? Психологи считают, что когда ребенок начинает говорить вместо ;Дай Кате ; ; ;Дай мне ;, когда он впервые скажет о себе ;я ;, то это новообразованное ;Я ; всегда базируется на глубоком понимании, что я ; девочка, а не мальчик, и наоборот.

Почему дети лгут? Воспитание — Каталог статей — Академия успеха

Zwei Dinge sollen Kinder von ihren Eltern bekommen: Wurzeln und Flügel. Johann Wolfgang von Goethe. «Как он мог меня обмануть? Ведь я всегда доверяла ему, учила только хорошему, старалась быть другом и добрым советчиком, а он предал мое доверие, подвел….» -- так или примерно так могут думать некоторые родители, сталкиваясь с обманом со стороны своих детей.

Почему дети кусаются и что с этим делать? Воспитание — В помощь родителям — Мамы и папы Архангельска

Младенец или маленький ребенок может попробовать укусить мать за грудь или за плечо. Когда это происходит, взрослые должны незамедлительно внятно и ясно объяснить ребёнку, что он не должен кусать людей.

Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний»: сайт обмен документами

«Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний» «Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний» Наказание детей практикуется во многих семьях.

Половое воспитание 2 — « Дети и Я &raquo

Мы же не подыскиваем какие-то словечки, чтоб именовать ухо ухом. То же самое дотрагивается и половых органов. Это член, это вагина. Есть малые половые губки, великие.

Полезные советы семейной жизни (воспитание), Дети

Для показа облака WP-Cumulus необходим Flash Player 9 или выше. Полезные советы семейной жизни (воспитание) Первая наша школа жизни это семья. Здесь мы, будучи детьми получаем знание, навыки, воспитание и многое другое.

Родительские ошибки воспитания детей

Какие бывают ошибки родителей в воспитании детей и как их исправлять? Сложность в том, что связь причина-следствие не всегда видна сразу. Иногда проходит много времени, прежде чем родители понимают, что допустили какую-то ошибку и ребёнок не слушается, грубит, не хочет выполнять домашние обязанности.

Как сделать так, чтобы дети слушались, Воспитание успеха

Некоторые родители часто бывают недовольны тем, что дети их не слушаются: не убирают за собой игрушки, не кушают что дают, не делают ещё что-нибудь так «как надо», ведут себя «неправильно». Да ещё и врут в ответ или закатывают истерики.

Дети, родители, психология, воспитание, ошибки воспитания, советы родителям, ошибки в воспитании которые совершают родители

Рубрика | Воспитание детей, Детская психология, Родителям Ошибки в воспитании, которые совершают родители! Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Разбираемся в психологии воспитания детей до года

Психология развития каждого человека весьма разностороння. Азы закладываются в раннем детстве. Дети до года начинают усваивать первую информацию о социальных отношениях на примере родителей.

Дети Индиго — психология и воспитание

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня представляю вашему вниманию статью детского психолога Анны Косик (Санкт-Петербург). Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Детей наблюдают, пытаются понять.

Гиперактивные дети: особенности, воспитание, диагностика и лечение

Гиперактивные дети: особенности, воспитание, диагностика и лечение Все чаще мы слышим на улице, по телевизору, радио и в интернете о такой проблеме, как гиперактивность детей.

Психология воспитания детей: полезные и вредные советы

Воспитания детей: что можно, а что нельзя делать родителям? Многие молодые родители даже не забивают голову вопросом правильного воспитания ребенка, они просто уповают на бабушек и дедушек и надеются, что те им непременно помогут с воспитанием чада.

Воспитание: 7 причин, почему обманывают наши дети

Ребенок говорит неправду? Справьтесь со своим гневом и подумайте, с чем это связано. Да и что понимать под обманом? Можно ли провести четкую черту между детскими фантазиями и самой настоящей ложью? И почему в некоторых случаях взрослые считают, что обман – это плохо, а в других сами призывают детей не говорить правду, чтобы быть тактичными и не обидеть окружающих? Поэтому, прежде чем обвинять ребенка в нечестности, нужно разобраться: что же на самом деле стоит за таким поведением? Причин может быть несколько.

Воспитание гения: что должны знать родители — « Дети и Я &raquo

Поклонница Глена Домана, творца обучающих методик для деток, указывает собственному 11-месячному отпрыску карточку и разговаривает: «Это Mirage. Французский истребитель». Малыш глядит на необыкновенную картину и ничего не осмысливает.

Психология воспитания детей

Каждый из нас мечтает о том, чтобы наши дети росли умными, здоровыми и счастливыми. Но у всех ли получается вложить в своего ребенка уверенность в себе и своих близких? Как сделать так, чтобы мы всегда находили взаимопонимание и с малышами, и с детьми постарше, и с подростками, и со своими взрослыми детьми, и с внуками? Сегодня на моем блоге гостевой пост от Тамары Розинской: Рождение ребенка ; светлое событие в любой семье.

Воспитание без наказаний, Дети и внуки

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, радостными и общительными людьми. Но иногда родители бросаются из одной крайности в другую. Одни воспитывают своих детей в строгости, никогда не хвалят, не жалеют.

Проблемы и особенности воспитания детей в неполной семье

Проблемы и особенности воспитания детей в неполной семье Материальные трудности также накладывают свой отпечаток. Однако основная проблема воспитания детей в неполной семье заключается в отсутствии возможности формирования правильного мировоззрения.

Воспитание — Почему дети начинают лгать? Причины детской лжи

Наверное, нет в мире такого ребенка, который никогда не лгал. Причины могут быть абсолютно разными. Поэтому, прежде чем наказывать ребенка, выясните - почему он соврал? Помните, как у Николая Носкова в Фантазерах ? ?А я один раз купался в море, thinsp; говорит Мишутка, thinsp; и на меня напала акула.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> -->