Спрашивает: Ольга (2013-02-09 04:15:43)
Здравствуйте, у нас вот какая ситуация. Ребенок,11 лет(мальчик) постоянно врет, редко признается в том, что соврал. В школе почти каждый день замечания в дневник получает. Упорно настаивает на своем даже если категорически не прав. Несколько раз прогуливал уроки, придумывая при этом нелепые оправдания. Воровал из семейного кошелька деньги. и тратил их якобы на еду, но есть подозрения что это могли быть как питарды,так и сигареты.(Был 1 случай,когда пил энергетики). Летом исчезла достаточно крупная сумма из семейного кошелька,о местонахождении которого знают в семье все, в ходе выяснения обстоятельств пришли к выводу что друг украл эти деньги ,НО с течением времени меня все более терзают сомнения в том правда эт или нет. В школе есть друзья, но есть мальчик лидер , который часто его подставлял раньше, и о его подставах он нам рассказывал. сейчас такого нет. Хочу заметить что семья полная из 4х человек, достаточно интеллигентная, отношения в семье доброжелательные, естесственно за исключением тех самых случаев с младшим. Признаюсь, были физические наказания. Вобщем что делать в данной ситуации, как повлиять на ребенка мы не знаем, помогите пожалуйста!
Овсяник Людмила Михайловна
. Ребенок,11 лет(мальчик) постоянно врет..
Все родители мечтают, чтобы их малыши стали порядочными и честными людьми. Но в большей или меньшей мере многие сталкиваются с проблемой детского обмана. Осознав, что их ребёнок начал говорить неправду, родители расстраиваются, начинают разыскивать ответы на вопросы – Почему дети лгут? Кто его этому научил? Что делать и как отучить его обманывать?
Детская ложь – это сигнал, который он отправляет своим родителям. Ребенок не станет обманывать, если в его жизни все хорошо. Крайне важно разобраться, какая именно причина кроется за его ложью. Ребенок обманывает совсем не потому, что не уважает своих родителей или не любит их. И причина не в отсутствии моральных ценностей. Есть множество разных мотивов, которые подталкивают ребенка к обману. Постараемся понять, какой бывает детская ложь и чем ее можно объяснить.
Дети лгут по разным причинам, в зависимости от ситуации и их мотивов.
- Чтобы избежать наказания за плохое поведение или проступок;
- Чтобы изучить реакцию родителей на обман;
- Дети немного преувеличивают, в целях произвести впечатление на других;
- Чтобы привлечь к себе внимание. В этом случае дети лгут, даже когда они уверены, что слушатель знает правду;
- В целях манипуляции. Например, ребенок может сказать своей бабушке: А мама разрешает мне есть конфетки перед обедом!».
- Дети до 4 лет могут фантазировать во время игры. Такое поведение не считается ложью и полезно для развития.
Дети могут научиться врать с раннего возраста, как правило, с двух с половиной – трех лет. Первый обман начинается с желания скрыть от родителей плохой поступок, чтобы избежать порицания взрослых. С 4-6 лет дети начинают обманывать все чаще и их ложь распознать все сложнее. Они могут быть хорошими актерами и вовлекать в свой обман других участников.
Когда дети достигают школьного возраста, они говорят неправду еще более убедительно. Словарный запас растет и детям легче понять, как думают другие люди, поэтому ложь становятся все более изощренной. К восьми годам, дети обманывают так, что взрослые не всегда могут разоблачить их.
«Мой ребенок врет, что делать?» – этим вопросом задаются многие родители. Постараемся ответить на этот вопрос.
1. Будьте позитивны. Попробуйте на собственном примере подчеркнуть важность честности в вашей семье. Например, папа может сказать: «Мы с тобой разбили мамину любимую тарелку, но мы не станем ее обманывать. Давай с тобой честно ей во всем признаемся. Она нас обязательно простит, а чтобы она не сильно расстраивалась, мы завтра купим ей новую красивую тарелочку».
2. Не наказывайте ребенка за обман и хвалите за честность. Вы можете рассказать ребенку о том, как вы цените, когда говорят правду, и не любите, когда ребенок вам врет, о том, как важно всегда быть честным, чтобы не потерять доверие и уважение людей. Например, попробуйте сказать: Когда ты меня обманываешь, мне грустно, я разочарована». Вы также можете попробовать почитать сказки или истории, которые подчеркивают важность честности.
3. Помогайте своему ребенку избегать попадания в ситуации, когда он чувствует, что он должен обманывать. Например, вы видите, что ваш ребенок пролил суп. Вы могли бы сказать ему: «Зачем ты это сделал? Поаккуратнее быть нельзя, растяпа?» Такие слова вынуждают ребенка чувствовать себя неловко и оправдываться. Следующий раз после того, как он что-то прольет, то он вам в этом не признается и начнет обманывать. Чтобы избежать такой ситуации, вы могли бы просто сказать: Я вижу, что ты это сделал нечаянно. Давай все вместе отмоем. В следующий раз будь более внимательным и не отвлекаться во время еды, хорошо?».
4. Преувеличенные и придуманные истории, хвастовство, могут быть способом получения восхищения или уважения со стороны окружающих. Если ребенок постоянно хвастается, то попробуйте чаще хвалить своего ребенка, проводить с ним больше времени. Второй причиной хвастовства может стать чувство неполноценности у ребенка. Например, у некоторых детей в детском саду есть машина на радиоуправлении, а у него нет. Ребенок начинает придумывать ситуацию, что машинка у него была. Она была гораздо лучше, умела летать, плавать по воде, но ее украли хулиганы. В этом случае доверительно поговорите с ним, выясните причину такого поведения и постарайтесь вместе решить его проблему. Расскажите о материальных и духовных ценностях, приведите соответствующие примеры.
5. Старайтесь не говорить ребенку, что он «лжец», «врун», «обманщик». Такие слова могут негативно повлиять на его самооценку, или привести к еще большей лжи. То есть, если ваш ребенок считает, что он лжец, он, возможно, будет продолжать обманывать. Говорите о действии, поступках, поведении, не переводя на личность ребенка. Попробуйте иногда шутить или преувеличивать на ложное заявление малыша. Например, маленький ребенок может объяснить, поломку игрушки следующим образом: Динозаврик пришел и сломал ее, а я ни при чем». Вы могли бы сказать что-нибудь глупое, например: Почему ты не пригласил к нам попить чаю? Давай сейчас позовем его в гости». Можно продолжать, пока ребенок не признается , что никакого динозавра не было. Таким образом, вы раскроете ложь и преподадите урок без необходимости дисциплинарных мер или конфликтов.
Детский и семейный психотерапевт
Для начала я расскажу вам об одном необычном эксперименте: трехлетним малышам предлагалось посидеть, не оборачиваясь, в то время, как за их спиной находилось нечто интересное. Экспериментатор говорил каждому: “Я сейчас выйду на минуту, а затем покажу тебе, что же там такое, если ты, конечно, не обернешься”. С этими словами взрослый выходил. Конечно, почти все малыши оборачивались. Позже они не признавались в этом. То, что показали нам дети в этом эксперименте — нормальное поведение, необходимое для развития ребенка.
Пока ребенку не исполнится семь лет, он путает, что происходит на самом деле, а что – понарошку. Например, ребёнок начинает увлечённо рассказывать, как видел летающего слона. Ничего плохого в таких фантазиях нет. Фантазия отличается от лжи тем, что ребёнок не хочет ничего добиться, не пытается вами манипулировать или выдать желаемое за действительное. И даже, если в своей фантазии ребенок подменяет реальность вымыслом, например, говорит, что это бегемот пролил какао, лучше не уличать его во лжи, а сказать: “Мне кажется, тебе жалко, что ты пролил какао, и предпочел бы, чтобы это сделал бегемот”.
Но бывает и другая ложь, которую нельзя оставлять без внимания.
Пол Экман — выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи, считает, что ложь ребёнка – первый признак недоверия между ним и взрослым. Это результат неуверенности в своих силах и возможностях. Ложь говорит о неверии в то, что мама и папа придут на помощь в трудной ситуации.
Дети никогда не врут просто так. У любой лжи есть причина. Для ребенка — это способ изменить что-то в своей жизни. Когда мы пытаемся искоренить ложь как таковую, мы редко добиваемся результата. Более благодарный путь — попытаться выяснить, почему он врет. Я не обещаю вам, что от этого ребенок резко перестанет обманывать, но уверяю вас, что возникшее вместе с этой попыткой доверие и тепло рано или поздно сыграют свою положительную роль и у малыша уже будет меньше поводов врать.
В отличие от малышей, младшие школьники обманывают сознательно. Пол Экман выяснил самые распространенные причины лжи:
— чтобы скрыть свою шкоду и вину за нее;
— чтобы показать враждебное отношение к папе и маме;
— чтобы взрослые похвалили.
Совершенно другие мотивы вранья у детей постарше:
— утверждение своей позиции;
— защита своей тайны;
— желание избежать неловкости;
— стремление к самоутверждению;
— страх унижения или стыда;
— проверка собственной силы;
— проблемы в коллективе;
— выстраивание своих границ в отношениях с родителями.
По мнению школьного психолога Анны Антоновой. в первую очередь, самим родителям надо разобраться. в чем именно, с их точки зрения, заключается вранье. И вранье ли это вообще? Вот, например, секреты — это нормально. Ведь у нас, взрослых, их великое множество, и это — наше личное пространство. Сокрытие плохих оценок тоже не является обманом в полной мере. В голове малыша появляется мысль Разве хороший школьник получает плохие оценки? Нет! Поэтому, даже если за плохие оценки дома не ругают, ребенок постарается не расстраивать родителей.
Привычное, почти постоянное вранье в возрасте от десяти лет и старше – это плохой признак, и к этому нельзя относиться с юмором и снисхождением. Первое, что надо сделать — разобраться, почему ребенок обманывает. Наиболее распространенные причины вранья у подростков — чувство ревности и соперничества, боязнь быть отвергнутым, потребность в большем внимании и одобрении. Часто он не видит других приемлемых альтернатив, чтобы добиться внимания или помощи, которых он жаждет. Это звучит парадоксально, но многие подростки предпочитают, чтобы их наказали, чем проигнорировали.
Что помогает прекратить круговорот лжи, нечестных оправданий и путаницы между фантазией и враньем?
— Нужно создать условия, чтобы ребенок доверял вам, чтобы он был абсолютно уверен в том, что вы не заденете его самолюбие и не заставите пожалеть о поведанном секрете.
— Исключить физическое наказание ;
— Рассказывать ребенку о последствиях лжи:
— ложь встает на пути к любви и доверию, вредит отношениям между людьми;
— ложь часто раскрывается;
— ложь приносит облегчение лишь на время;
— если ты обманываешь, будь готов к тому, что и другие могут тебя обмануть.
— Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и ответственным за свои поступки.
Но без личного примера, эти слова так и останутся словами.
Если ребенок обманывает, ваша главная задача не в том, чтобы вывести его на чистую воду. Сейчас важно убедить его, что вам можно довериться в трудной ситуации, что дом — это не место, где с него что-то требуют и за что-то наказывают. а место, где ему помогут.
Ребенок часто обманывает
Что делать, если ребенок врет? Почему ребенок врет?