Не пропусти
Главная » Я мама » Пескотерапия — игра с песком как способ развития ребенка

Пескотерапия — игра с песком как способ развития ребенка

Пескотерапия игра с песком как способ развития ребенка.

Пескотерапия - игра с песком как способ развития ребенка

Пескотерапия (sand-play) игра с песком как способ развития ребенка.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); пройдитесь по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс плохого художника, создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не дышит.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком голубая песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

  • Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
  • Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
  • Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Консультацию подготовила учитель-дефектолог Насонова О.А.

О admin

x

Check Also

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет - ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов.

Психологическая подготовка к школе и поддержка ребенка в первом классе

Психологическая подготовка к школе и поддержка ребенка в первом классе. Родители зачастую ответственно готовятся к первому школьному году ребенка, но при этом многие уделяют больше внимания приобретению необходимых вещей, забывая о том, что для успешной учебы ребенок должен быть подготовлен к изменениям в своей жизни и психологически.

Подготовка ребенка к школе: как избежать стресса?

Подготовка ребенка к школе имеет решающее значение для его дальнейшей школьной жизни. Стильная, красивая одежда, модный портфель с красочными тетрадками, ручками, пеналом и прочими школьными принадлежностями – далеко не самые необходимые для него вещи.

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ — В кресле у психолога, На седьмом небе

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Школа – это всегда новая среда для ребенка. О подготовке к школе сегодня многие родители начинают задумываться задолго до того, как дети способны удержать в руках букварь.

Как правильно подготовить ребенка к школе — советы родителям

Нередко современные родители сталкиваются с тем, что ребенок не хочет учиться. Все ищут проблемы в преподавателе, сложной программе и неправильном подходе к ученикам, не задумываясь, что проблема может быть в неправильном дошкольном обучении или полном его отсутствии.

Подготовка ребенка к вступительному собеседованию в школе — О подготовке детей к школе — Для родителей — Каталог статей — Персональный сайт Светланы Калаевой

В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи.

Психологическая подготовка ребенка к школе: советы родителям

Психологическая подготовка ребенка к школе: советы родителям Не за горами 1 сентября, а это значит, что совсем скоро родителям первоклашек предстоит осознать важную истину.

Как подготовить ребенка к школе В помощь родителям

Каждый хороший родитель рано или поздно задает себе вопрос: а как подготовить ребенка к школе? Как сделать, чтобы готовность малыша к обучению в школе была достаточной, чтобы не отставать от одноклассников? День, когда ребенок впервые переступает школьный порог, запоминается не только ему.

Подготовка ребенка к школе — Школа и все, что с ней связано — В помощь родителям — Мамы и папы Архангельска

Поступление в школу является очень важным событием в жизни ребенка:с первых чисел сентября полностью меняется жизнь ребенка, появляются новые наставники, новые друзья, на замену детсадовским игрушкам приходят учебники и тетрадки.

Мамина страница — Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе. Диагностика и рекомендации. 11 9732 Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и собеседование.

В чем заключается психологическая готовность ребенка к школе? ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В чем заключается психологическая готовность ребенка к школе? Что дошкольник знает о школе? Вспомните, как обычно мотивируют родители ребенка к учебе. ldquo;В школе интересно, в школе у тебя будет много друзей, в школе не нужно спать днемrdquo;, - говорят родители.

Заседание в семейном клубе Семь Я Тема: Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе

Заседание в семейном клубе Семь Я Тема: Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе 1 квалификационной категории МАДОУ Детский сад № 7 Цель: Развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.

Советы психолога: как подготовить ребенка к школе

Новый переломный момент в жизни ребенка — начало школьного обучения. В первый раз, в первый класс! У родителей это событие вызывает много разных эмоций. Чаще всего мы тревожимся и волнуемся о том, как помочь ребенку наиболее "гладко" начать обучение, как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу.

Подготовка ребенка к школе (советы психолога)

1. ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Как подготовить ребенка к школе: практические советы родителям

Как подготовить ребенка к школе: практические советы родителям Несмотря на то, что до весны еще много времени, многие родители уже задумываются о подготовке будущего первоклассника к собеседованию в школе.

Как родителям адаптироваться к первому классу: основные шаги подготовки ребенка

Конец лето, скоро 1 сентября, и кому-то предстоит пойти в первый раз в первый класс. Чаще всего взрослые люди уделяют особое внимание подготовке ребенка к этому ответственному моменту, переживая за адаптацию сына или дочки к школе, и за кадром остается вопрос, на который мы поможем ответить: как родителям адаптироваться к первому классу? Не секрет, что родители будущего первоклассника паникуют и нервничают иной раз куда больше, чем сам дошкольник: проявляются чрезмерные переживания, вспоминаются школьные неудачи и нереализованные мечты.

Как подготовить ребенка к школе легко и вовремя?

Каждый родитель, когда возраст их сына или дочери приближается к 6 годам, начинает задумываться о предстоящем поступлении в 1 класс. Соответственно, в этот момент возникает множество вопросов, и один из них – как подготовить ребенка к школе легко и вовремя? Сегодня существует множество различных программ подготовки будущих первоклассников, по которым активно работают многие центры, где специалисты помогают детям овладеть необходимыми знаниями и навыками.

Распространенные родительские ошибки при подготовке ребенка к школе

Росли, росли и выросли. Вот и для вашего малыша скоро наступит первое 1 сентября. Да, здравствует школа! Но, для каждого ли ребенка первый раз в первый класс - это праздник? Готовиться в школу ребенок начинает намного раньше, чем ему исполняется 5-6 лет.

Подготовка ребенка к школе, Куклотерапия

Подготовка к школе. В каком возрасте отдать ребенка в школу? Какая картина мира возникает у малыша, над которым трясутся взрослые? Зачем отдавать ребенка в группу подготовки к школе? Как психологически подготовить ребенка к этой важной перемене в его жизни? Какую роль играет самостоятельность в период адаптации первоклассника? В четыре года у многих детей резко повышается градус упрямства, и родители приходят от этого в ужас: "Раньше такой был покладистый мальчик, а теперь.

О психологической и физической готовности ребенка к школе, или в каком возрасте идти в 1 класс_

О психологической и физической готовности ребенка к школе, или в каком возрасте идти в 1 класс Сегодня, когда обучение шестилеток в школе стало уже сложившейся практикой, энтузиазм и эйфория по этому поводу несколько поутихли.

Отдать ребенка в школу в 6 лет или подождать?

Современный подход к школьному обучению не ограничивает родителей в выборе того, когда конкретно ребенок пойдет в первый класс. Точнее, нет жестких правил, но есть рекомендации.

Как устроить ребенка в школу?

Как устроить ребенка в школу по месту жительства или в другом районе? Задуматься над этим вопросом приходится всем родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Чтобы процесс оформления любимого отпрыска в первый класс не вызвал у мамы и папы дополнительных трудностей, приступать к нему следует не накануне 1 сентября, а за несколько месяцев до начала нового учебного года.

Какие занятия следует проводить для подготовки ребенка к школе, Интернет-портал школы №1249

Какие занятия следует проводить для подготовки ребенка к школе На самом деле, подготовка ребенка к школе представляет собой достаточно сложное и ответственное задание, к выполнению которого стоит подойти серьезно.

План подготовки ребенка к школе — Ребенок в детском саду

План подготовки ребенка в школе ориентирован на родителей и включает в себя несколько пунктов, которые помогут определить ребенка в первый класс с минимальными расходами: времени, финансов и сил.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> -->