Не пропусти
Главная » Развитие детей » Объясняем правила поведения детям раннего возраста

Объясняем правила поведения детям раннего возраста

Возрастные особенности малышей и потенциальные опасности

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Ведь дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно, хорошо, а тем, чего хочется, что интересно, приятно.

Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность. Цель педагогов — сохранить жизнь и здоровье малышей и вооружить их навыками безопасного поведения в окружающей среде.

На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они осознают, что взрослый является организатором совместных действий и помощником. Он дает оценку поведению, учит первым правилам, основам взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми.

В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с ними. Учитывая эти особенности малышей, мы и строим свою работу по организации их безопасной жизнедеятельности и формированию у них собственного опыта безопасного поведения.

Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению

С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что — нет. Для этого используем многочисленные методы и приемы, в частности: объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения; художественное слово и тому подобное.

Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм поведения используем художественное слово: стихи, потешки, приговорки, короткие сказки и рассказы.

Обучая детей, мы широко используем их желание быть похожими на взрослых, подражать им. Поэтому одним из основных приемов формирования безопасного поведения у маленьких воспитанников есть пример значимых для них взрослых — воспитателей и родителей, с которыми они тесно и охотно сотрудничают.

Для активизации закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям, применяется метод беседы. Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде групповой комнаты.

Предметная среда как фактор безопасности жизнедеятельности

Чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в групповых помещениях, все застежки в хозяйственных шкафах, дверях туалетной комнаты, раздевалки размещаются значительно выше роста ребенка и систематически проверяются, чтобы они были в рабочем состоянии.

Ведущей деятельностью детей третьего года жизни является предметно-манипулятивная.

Тщательно подбирая игрушки и игровое оборудование, необходимо следить, чтобы они соответствовали стандартам качества, изготовленные из экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию детей. Все игрушки легкие и простые в использовании, удобно размещаются в игровых ячейках не выше уровня глаз детей.

Самостоятельность и дисциплинированность — гарантия безопасности

Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств уделяется должное внимание. Прежде всего, детей обучают самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки.

Дисциплинированность, прежде всего, предполагает способность к самоконтролю, который в раннем возрасте еще только начинает развиваться. Дисциплина — это сбалансированность между потребностью ребенка в самостоятельности и необходимостью придерживаться определенных ограничений. Развивая в детях дисциплинированность, взрослые направляют их поведение, постепенно уменьшая степень своего контроля и давая детям возможность самостоятельно управлять поведением собственного.

Демонстрации доверия детям и признание их возможностей ведет к росту в них самоуважения и уверенности в себе. А когда дети довольны собой и взаимоотношениями с другими людьми, они более подготовлены слушать и учиться.

Ожидания и требования взрослого относительно дисциплины должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, то есть тому, что он способен делать и понимать.

Практическое ознакомление детей с правилами безопасного поведения

Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, мы значительное внимание уделяем формированию в их сознании понятий «хорошо» — «плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаем игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.

Работа по организации безопасности жизнедеятельности малышей предполагает формирование у них культурно-гигиенических навыков, в частности, мы учим детей правилам поведения за столом, как-вот: не залезать руками в тарелку или чашку другого ребенка; не брать в рот предметы; не сосать пальцы; не грызть ногти.

Во время еды напоминаем детям, что чашку следует держать за ушко, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому подобное.

Учим детей, как правильно сидеть на стуле: спина ребенка прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за столом.

Во время работы с раздаточными материалами на занятиях учим детей:

не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху соседа.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во время работы на занятиях по лепке отдаем предпочтение использованию экологически чистых материалов (глины, соленого теста и др). При этом каждый раз напоминаем детям, что брать глину или тесто в рот не следует.

Во время игровой деятельности учим детей:

уходя с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не толкаться, никого не обижать;н е подходить близко к лошадке-качалке, ничего не доставать из-под нее, когда кто-то из детей качается; не толкать ребенка, который качается, чтобы он не упал, дождаться своей очереди

В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с горшочком: не метаться на горшках; не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с горшком.

В умывальной комнате, во время мытья рук, учим детей правилам пользования мылом, водой:

не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду, потому что можно поскользнуться и упасть.

Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной комнате:

не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели; не засовывать ноги между прутиками в постели.

Воспитывая у детей безопасное поведение, следует соблюдать чувство меры. Необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Недопустимо применение так называемой «шоковой терапии» с акцентированием внимания на страшных последствиях чрезвычайных ситуаций.

Такой подход может травмировать психику детей и в будущем повлиять на их психическое состояние и поведение. Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.

Во время прогулки закрепляем у детей такие правила поведения:

не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.

В зимний период напоминаем детям, что нельзя:

брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки.

Встречая на дворе животных, скажем, кота или собаку, подводим детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться с ними следует осмотрительно:

не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.

Практика показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Родители обязаны уделять много внимания этим вопросам, в частности должны и сами придерживаться общепринятых правил безопасного поведения.

Ведь, если поведение родителей дома противоречит представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка педагоги дошкольного учреждения, то ожидаемых результатов достичь сложно или даже невозможно.

Поэтому во время индивидуальных бесед с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.

Подчеркиваем, что родители должны:

  • обучать ребенка правилам обращения с опасными предметами, в частности острыми — вилками, ножами, иглами, ножницами и тому подобное;
  • следить за тем, чтобы ребенок не приносил в детский сад опасные предметы — таблетки, мелкие монеты, шарики, гвозди, булавки, лезвия, металлические украшения, некачественные и сломанные игрушки;
  • проверять все карманы детской одежды перед выходом в детский сад;
  • знакомить ребенка с правилами открывания и закрывания шкафа — открывать осторожно, держа дверь за ручку;
  • не открывать резко; не стучать дверцами;
  • не использовать конфеты или игрушки как средство уговора ребенка идти в детский сад, научиться договариваться с ребенком;
  • следить за исправностью детской одежды и игрушек;
  • обучать ребенка осторожности в быту, правил пожарной безопасности и безопасности на улице.

Игровые ситуации для воспитания безопасного поведения у детей раннего возраста

Сажаем куклу Олесю на горшок (в горшке жидкость). Создаем ситуацию, при которой кукла Олеся обливается жидкостью.

Почему кукла облилась?

— Поднялась вместе с горшком.

Что надо сделать?

— Кукле неприятно, мокро, холодно.

Дети помогают воспитателю убрать «лужу» и переодеть куклу. Еще раз напоминаем детям правила поведения на горшке.

Маленькие енотики игрались, разбрызгивали воду. Рядом проходил мишка, поскользнулся, упал, ушиб лапку.

Почему мишка ушиб лапку?

— Потому что поскользнулся и упал.

Почему мишка поскользнулся и упал?

— Потому что енотики разлили водичку и было скользко.

Незнайка упал со стульчика.

Почему это произошло?

— Потому что он закашлялся.

— Крутился на стульчике, тщательно не пережевывал пищу.

Во время еды напоминаем детям о Незнайка и правилах безопасности во время приема пищи: тщательно пережевывайте пищу, и только потом глотайте.

У Зайчика болит ушко, он плачет:

Почему Зайчик плачет?

Почему у Зайчика болит ушко?

— Мишка сунул бумажку Зайчику в ушко.

Зайчик обратился к врачу Айболита, который помог достать бумажку из ушка и наложил повязку.

«В садик пришел мальчик Дима. С первых дней пребывания в садике Дима обижал деток. А однажды он захотел игрушку, которой игрался в это время Костя. Он подошел к Косте и стал забирать игрушку, толкнул его, Костя заплакал».

Беседа с детьми:

Почему заплакал Костя? (Ему стало больно, обиделся на Диму за то, что тот забрал игрушку).

Можно ли обижать детей, отбирать игрушки? (Нельзя)

А как нужно поступить, когда хочешь игрушку, которой кто-то сейчас играет? (Нужно вежливо попросить)

Кукла Рая болеет, у нее болят глазки.

— Попал песочек в глаз, они болят и слезятся.

Закрепляем правила поведения: почему нельзя сыпать песок друг на друга? (Песок может попасть в глаза, будет больно и неприятно)

Правила поведения во время прогулки в зимний период

У Незнайки заболело горлышко, у него ангина.

— Незнайка сосал сосульку.

Последствия: теперь он не ходит в садик, зато лежит в постели и принимает горькие лекарства.

Кукла Зоя была очень непослушной. Она украдкой от мамы взяла ножницы, хотела сама срезать себе ногти на ручках. Срезая ноготка, порезала пальчик. Ой, как ей больно!

У нее болит пальчик! Идет кровь.

Кто виноват в том, что кукла Зоя порезала пальчик?

Почему у куклы болит пальчик?

— Взяла без разрешения острый предмет — ножницы.Что же теперь следует сделать?

— Помочь кукле Зое.Как помочь?

Дети помогают: мажут пальчик зеленкой, забинтуют ручку.

Скоро у куклы Зои заживет пальчик, но пока будет болеть.

Обсуждаем с детьми, какие еще острые предметы и почему нельзя брать детям в руки (нож, молоток, ножницы, иглы и тому подобное).

Кукла Лина заболела. У нее болит животик.

— Не помыла ручки перед едой, съела грязное яблочко.

Следствие: через грязные руки в животик попали микробы, потому животик и заболел.

Повторяем с детьми правила личной гигиены, пренебрежение которыми может привести к инфекционным заболеваниям.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Дети и домашние животные: советы по выбору питомца

Веселый озорной щенок, маленький игривый котенок, а может быть лохматая морская свинка или белая крыска с глазками-бусинками – кого завести? Такой вопрос однажды все равно появится практически в каждой семье.

Дети и домашние животные: соблюдаем правила общения

Дети и домашние животные: соблюдаем правила общения Маленький принц из бессмертного творения Антуана де Сент-Экзюпери утверждал: Мы в ответе за тех, кого приручили . Эти слова стали своего рода девизом гуманизма и человеческой ответственности перед братьями нашими меньшими.

Товары для детей» – рубрика сайта

Как только рождается ребёнок (а иногда ещё и до его рождения), родители начинают задаваться множеством общих вопросов: какое приданое купить новорождённому, что необходимо приобрести малышу в год, что нужно взять с собой в детский сад дошкольнику.

Дети и домашние животные: плюсы и минусы

Домашние животные — это друзья человека, и не только собаки. Кошечки, попугайчики, хомячки тоже становятся полноценными членами семьи во многих домах. Однако с появлением новорожденных, отношение некоторых хозяев к своим питомцам резко меняется.

Дети и домашние животные: запрещать или поощрять

Все дети хоть раз в жизни просят у родителей собаку. Запретить или пойти навстречу ребенку - каждая семья решает самостоятельно. Одни утверждают, что домашние животные и дети, особенно грудные, несовместимы, и приводят в пример случаи заболевания токсоплазмозом, лишаем, глистами и другими паразитами.

Со скольки лет можно пить кофе ребёнку? Польза и вред кофе для детей

Кофе и ребёнок: со скольки лет детям можно пить кофе? Вкуснейший и ароматный чёрный напиток, который пьют родители на завтрак, в определённый момент заинтересовывает малыша.

Дети и домашние животные: за и против, Общество, E-News: новости Украины и Мира

Одни утверждают, что домашние животные и дети, особенно грудные, несовместимы, и приводят в пример случаи заболевания токсоплазмозом, лишаем, глистами и другими неприятностями животного происхождения.

Дети и домашние животные, Солнечные дети

Воскресенье, 21 Окт 2012 в 13:28 Автор: Клещунова Олеся Когда в доме появляется малыш, многие родители стоят перед трудным решением, что делать с домашними животными, можно ли грудному ребенку и например кошке жить в одной квартире или доме.

Противовирусные препараты для детей от 2 до 10 лет: классификация, обзор 7 лучших

Противовирусные препараты для детей: классификация, особенности применения и обзор лучших Сегодня фармацевтический рынок переполнен противовирусными препаратами, которые отличаются по механизму действия, эффективности, целенаправленности, способу введения и цене.

Дети и домашние животные Полезная информация

Животных любят все дети. Обычно в возрасте 6-8 лет ребенок начинает просить у родителей купить ему котенка, щенка, морскую свинку, хомячка, - кого угодно, лишь бы какую-нибудь живую зверюшку, потому что дети высоко ценят общение с животными.

Дети и домашние животные – как быть: Дети – женская социальная сеть

Моими «няньками» в детстве были собаки, которые жили у бабушки. Карельские лайки – отличные няньки. Меня часто оставляли одну с собакой и были спокойны. Не было случая, чтобы мохнатая няня поцарапала или покусала, нанесла какой-либо вред ребёнку.

Обзор средств защиты на плиту, ящики, мебель, ручки, межкомнатные двери, пол для детей

Безопасный дом для ребёнка – какие защитные устройства понадобятся родителям? Родители многих новорождённых детей считают защитные приспособления не очень нужными и в некотором случае бесполезными безделушками.

Дети и домашние животные – враги или друзья, Познавательный интернет-журнал – Инфо-Кафе

Самое дорогое в нашей жизни – это дети. Так считают не только родители, но и общество, которое старается защитить права своих самых маленьких членов, помочь им в развитии, Своим наследникам мы дарим большую часть нашего свободного времени, нашу любовь и буквально все, что только можем приобрести за наши деньги.

Дети и домашние животные – Ваши Вопросы – Наши Ответы

Некоторые родители против проживания в доме с маленьким ребенком домашних любимцев ; кошек, собак, попугаев Иногда доходит до того, что питомцев запрещают уже и в более сознательном возрасте, когда это особенно необходимо малышу ; в 3-7 лет! Чем именно животные помогают ребенку? Животные обитают рядом с человеком с незапамятных времен.

Низкий гемоглобин у женщин и детей: причины и последствия, как повысить, лечение

Причины низкого уровня гемоглобина в крови у мужчин, женщин и детей Низкий уровень гемоглобина в крови принято называть в медицине анемией, а в народе – малокровием.

Лечение конъюнктивита у детей в домашних условиях: капли и мази

Конъюнктивит называют воспалительное заболевание, которое характеризуется воспалением слизистой оболочки глазного яблока. Часто это состояние встречается в детском возрасте, поэтому наиболее распространено лечение конъюнктивита у детей.

ДЕТИ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Бесспорно, домашние питомцы играют немаловажную роль в воспитании детей. Способствуют их физическому развитию, учат доброте и ответственности. Более того, сегодня анималотерапия (лечение с участием животных) становится популярной во всем мире.

Дети и домашние животные

Животные обитают рядом с человеком с незапамятных времен. При этом многие из них являются не только источником материальных благ (молоко, шерсть, мясо) или исполнителем каких-то функций (охрана), но и настоящими друзьями.

Как выбрать матрас для двуспальной кровати, детей: обзор и характеристики

Выбираем идеальный матрас: обзор лучших и самых удобных моделей Сон занимает треть нашей жизни. Именно поэтому крайне важно иметь удобное и комфортное место для сна.

Дети и детские страхи, Бизнес у камина – журнал бизнес-мамы

На днях вспоминали с подругой Натальей то замечательное время, когда наши старшие дети были очаровательными 2-х летками и мирно копались в песочнике рядом друг с другом.

Дети и деньги: стоит ли давать карманные деньги?

Вопрос взаимоотношения детей и денег вызывает интерес, как у родителей, так и у психологов. Откуда берутся деньги с точки зрения детей ? Ответ на данный вопрос, родители зачастую упускают из вида.

Дети и деньги на карманные расходы

Дети и деньги – эта тема волнует многих родителей, педагогов, психологов. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, разумно их тратить, ценить деньги и зарабатывать их? Сколько семей, столько и мнений.

Дети и деньги

Чтобы ребенка приспособить к будущей самостоятельной жизни, ему с детства нужно внушить уважительное отношение к деньгам. В 5-7 лет ребенок интересуется цифрами и начинает рисовать деньги на бумаге, а затем играть ими.

Дети и ГАДЖЕТЫ: УЗНАЙТЕ что же делать с этим

Когда моей старшей дочери было восемь, она начала просить сотовый телефон. Ей казалось, это будет “прикольно”, и, конечно, это соответствовало распространенной среди современных детей тенденции.

Рейтинг@Mail.ru