Не пропусти
Главная » Развитие детей » Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям
Проведена лекция для населения «Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям» Эффективность помощи психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы.

Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям

Проведена лекция для населения

«Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям»

Эффективность помощи психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает человеку жить, взаимодействовать, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство.

Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребёнок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость, очевидно, начинает мешать им и самому ребёнку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.

Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребёнка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т.д.).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.

Можно предположить, что мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей является ошибочным. Экспериментальные исследования свидетельствуют, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое своё действие ребёнок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребёнка. Таким образом, у ребёнка развивается комплекс несоответствия, и он всё больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности.

Воспитание детей в стиле «Золушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагогами) способствуют выработке у него психологической защиты, заключающейся в том, что ребёнок перестаёт проявлять инициативу в общении и деятельности, ведёт себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».

Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения.

Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям.

Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребёнка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребёнка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость. Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье.

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. Тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт ничего хорошего от окружающих.

Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

— развитие позитивного самовосприятия;

— повышение уверенности в себе и своих силах;

— развитие доверия к другим;

— развитие умения выражать свои эмоции;

— развитие навыков коллективной работы;

— развитие навыков самоконтроля.

Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами.

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребёнок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них.

Когда ребёнок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребёнок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, т.е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или, в крайнем случае, отложить их.

В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие бесед по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы куклотерапии.

Постепенно можно включать ребёнка в подгрупповую работу — через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребёнок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться.

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребёнка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребёнка – это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребёнка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации.

Особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребёнка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями.

Рекомендации родителям застенчивого ребёнка и педагогам должны включать следующие моменты:

1. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребёнка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Главный козырь взрослых – это терпение и тактичность.

4. Необходимо развивать у ребёнка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребёнка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги – продавцу, телеграмму – телеграфистке и.т.д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приёмы и методы:

— обучение способам расслабления;

— проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребёнка (публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);

— подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

— рисование для выявления и отработки страхов;

— использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

— обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребёнком, научить их навыкам конструктивного общения.

© Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Творческий лицей»,

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Почему детям нельзя смотреть телевизор: вред, влияние, как отучить

Влияние телевизора на ребёнка в наше время очень велико, ведь даже двухлетние малыши часто предпочитают общепринятым детским играм «в доктора» и «дочки — матери» просмотр мультфильмов и рекламных роликов.

Почему детям нельзя смотреть телевизор, БебиКлад

Наверняка вы уже не раз слышали о том, что ребенку вредно смотреть телевизор. Но почему? Многие родители обеспечивают себе комфорт, усаживая ребенка перед телевизором.

Почему детям нельзя смотреть телевизор

Сегодня споры о том, стоит ли детям отдыхать у телевизора, не утихают. Одни родители считают, что мультики, детские фильмы позволяют им быть спокойными за дитя, которое не бегает одно на улице, а другие не видят никакой пользы в таком досуге.

Почему детям не нужно выдавать карманные деньги

полезные советы (267) на заметку () Часто обсуждаемые темы) (155) психология (121) отношения между мужчиной и женщиной (119) здоровье (73) Факты (43) авто (40) любовь (40) техника и интернет (38) семья (38) брак (37) бизнес (37) досуг (34) секс (30) деньги (27) дизайн (26) медицина (23) строительство (21) родительская рубрика (12) отдых (12) работа (9) недвижимость (4) притчи (4) рыбалка и все для нее (3) рестораны (2) все о животных (2) загадки (1) карьера (0) На тему карманных денег для детей написано немало статей.

Почему детям кажется отстойным все, что нравится взрослым? Вопрос

Почему детям кажется отстойным все, что нравится взрослым? Порой ребенок реагирует на сказку или мультфильм не так, как мы ожидаем. Вместо того чтобы сопереживать главному герою, малыш все свои симпатии дарит отрицательному персонажу и даже заявляет, что хочет быть злодеем! Что происходит, и стоит ли родителям переживать? Почему иногда бывает так трудно найти общий язык с подростком? 15 особенностей «трудного возраста» Обычно родители говорят, что подростковый возраст ; это трудный возраст.

Почему детям вредны современные сладости?

Почему наши дети так любят чипсы, жвачки, конфеты, газированную воду, мармелад, сухарики. Как часто приходится видеть на улицах нашего города малышей, уплетающих за обе щеки чипсы, сухарики, жевательный мармелад кислотного цвета, а про Макдональдс вообще говорить не приходится – дети сидят за столами, уставленными подносами с гамбургерами, картошкой фри и Колой . Так и хочется кричать Родители, да вы с ума сошли.

Почему детям вредно смотреть телевизор? Психолог Юлия Кравченко

Многие родители задаются вопросом: «Почему детям вредно смотреть телевизор? С какого возраста можно разрешать сидеть перед экраном, как долго и что именно смотреть?». Любой детский врач вам скажет, что до трех лет ребенку вообще нежелательно показывать телевизор.

Почему детям вредна игра майнкрафт

Современные родители находятся на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая им своих детей, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения - навыка, лежащего в основе инноваций и конкурентоспособности.

Почему дети лгут, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка&raquo

С детской ложью сталкиваться приходилось всем родителям. Для кого-то это просто неприятное и огорчительное происшествие, а кто-то воспринимает ложь как преступление.

Почему дети кусаются в детском саду и нужен ли детям детский сад

Почему дети кусаются в детском саду, не знают ни психологи, ни родители, ни тем более они сами. Без помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана невозможно понять причины формирования агрессии.

Почему вредно смотреть телевизор детям и взрослым

Еще в прошлом веке телевизор был роскошью и мечтой каждого. Позже мечты воплотились в жизнь: он есть в каждом доме, иногда не один. Если человек не отказывается от него по своим принципам, его покупка – обязательная трата каждой семьи.

ПОМОЩЬ РАЗВЕДЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ И ИХ ДЕТЯМ

Положение дел в сегодняшнем цивилизованном мире таково, что развод из явления чрезвычайного давно приобрел черты относительно «нормальной» тенденции развития общества.

Помощь детям – жертвам насилия

Помощь детям – жертвам насилия. Меры, предпринимаемые на уровне общества. Для решения проблемы домашнего насилия на макроуровне предлагается три основных подхода: а) изменение социального климата, позволяющего процветать семейному насилию; б) создание юридических норм, способствующих выявлению в семье насилия и преследованию преступников в судебном порядке; в) усовершенствование служб помощи, позволяющих жертвам избежать оскорбительной домашней обстановки.

ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ ПОЛЮБИТЬ ШКОЛУ

Хорошо помнит взрослое поколение замечательные стихи Агнии Барто: просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс! . Даже дедушке приснилось, Что стоит он у доски И не может он на карте Помнят ли эти стихи те малыши, которые собираются в первый класс нынешней осенью? Трогают ли сердце эти строчки сегодняшних молодых родителей? Может быть, да. Может быть, нет.

ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ, Социальные вести

О чём мечтают дети, волею судьбы лишившиеся родительской заботы ? Конечно, о дружной семье, ведь счастливы они могут быть только в окружении любящих людей . О брести домашний очаг, найти мам и пап, которых не пугают предубеждения и трудности, — в этом воспитанникам детских учреждений помогают с пециалисты социальной отрасли.

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям — Психолог Пётр Зарубин

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК. Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Ответ На карманные расходы — сколько вы даете детям подросткам денег на карманные расходы? acework

В разделе Семья, Дом, Дети на вопрос сколько вы даете детям подросткам денег на карманные расходы? заданный автором Ольга @@@@@ лучший ответ это Мы денег не даем.

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении Агрессивность, замкнутость, тревожность, застенчивость, детские страхи, синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью, задержка психического развития – основные проблемы в поведении детей младшего школьного возраста, вынуждающие родителей обращаться за психологической помощью.

Ограничение интернета детям

С каждым днём всё больше семей обзаводятся компьютерами. А зачем же компьютер, если нет доступа в интернет? Интернет приходит буквально в каждый дом. И доступ к глобальной сети получают дети.

Объясняем правила поведения детям раннего возраста

Возрастные особенности малышей и потенциальные опасности Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Нужны ли нашим детям бабушки и дедушки?

В настоящей статье мы поговорим о роли бабушек и дедушек в развитии ребенка. Вполне возможно, что многие родители и не представляют себе, что общение их детей с бабушками и дедушками также необходимо, как и общение с родителями.

Нужны ли детям страшилки, Сайт психолога Ольги Осташко

Психолог Ольга Осташко ; индивидуальные и семейные консультации, психологическая работа с детьми и подростками, женские психологические тренинги О вреде и пользе страшных мультиков, сказок и игрушек В хит-парадах самых популярных фильмов, мультиков и книг всех времен мы с вами заметим немало ужастиков.

Нужны ли детям карманные деньги?

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы.

Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы

Должен ли ребёнок иметь деньги на личные расходы? Помоги ему освоить азы финансовой грамотности! Пожалуй, впервые с миром денег ребёнок сталкивается, когда идёт в первый класс: покупка учебников, канцелярских принадлежностей.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->