Не пропусти
Главная » Развитие детей » Психологическая помощь детям, пережившим насилие
Актуальность исследования определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в обществе и в семье одна из острых проблем в современной психологии. Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка.

Психологическая помощь детям, пережившим насилие

Актуальность исследования определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в обществе и в семье одна из острых проблем в современной психологии. Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка. Изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, разработка методов диагностики последствий травматических переживаний и психокоррекционных программ реабилитации этих детей являются востребованными в практике в настоящее время.

1) Теоретический анализ исследования проблемы насилия и жестокого обращения с детьми в зарубежной и отечественной психологии показал, что нет единства авторов в определении понятия насилие . Нами вводится определение насилия — это психологическое, физическое, социальное воздействие на ребенка, включающее жестокое обращение, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, правам и благополучию и вынуждающее его прерывать значимую для него деятельность и исполнять другую.

Введен новый вид — комплексное насилие , который сочетает в себе различные виды насилия: эмоциональное (психологическое), физическое, сексуальное, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психологического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию.

2) Последствия перенесенных видов насилия над детьми в семье, затрагивают разные сферы деятельности детей: эмоциональную (страхи, эмоциональная нестабильность, гнев, чувство стыда, вины, незащищенности, посттравматическое стрессовое расстройство, депрессии и пр.); когнитивную (задержка речевого и психического развития, трудности концентрации внимания, снижение успеваемости, отсутствие интереса к учебе и пр.); личностную (заниженная самооценка, открытость личностных границ, стигматизация и пр.); поведенческую (противоречивость поведения, отстраненность, гиперактивность, девиантность, аутоагрессия и пр.) и сферу межличностных отношений (коммуникативная некомпетентность, конфликтность, агрессивность и пр.).

3) Выявлена динамика последствий перенесенного насилия детьми: у дошкольников преобладают поведенческие нарушения, у младших школьников ярче проявляются когнитивные нарушения, а у подростков -личностные нарушения. С возрастом последствия всех видов насилия затрагивают более глубоко личностную сферу, нарушают психическое развитие, изменяют самооценку и отношение к себе.

4) Разработанные критерии последствий перенесенного детьми насилия показали, что общими для всех видов насилия являются: страхи, усиление амбивалентных чувств к родителям, отсутствие доверия, нарушения психического и когнитивного развития, низкая самооценка и пр. Особенности последствий каждого вида насилия у детей проявляются в поведенческом компоненте, связанном с переживанием психологической травмы и сексуализированным поведением (повышенная осведомленность и чрезмерный интерес к сексуальным вопросам; сексуальные действия, направленные на себя; вовлечение в сексуальные отношения других).

5) Психодиагностический блок для определения критериев психологических последствий, перенесенного детьми насилия, включает ряд методов и методик, которые отражают последствия насилия, такие как: травматические симптомы, связанные с беспокойством, депрессивным состоянием, посттравматическим стрессом, особенностями самооценки, поведения и пр.

6) На основе проведенного экспериментального исследования выявлена специфика оказания психологической помощи детям, пережившим насилие. Она включает технологии работы с родителями и детьми разного возраста: для дошкольников — работа с родителем — не насильником (обучение навыкам психологической поддержки ребенка) и проработка травмы с ребенком (в безопасной ситуации с опорой на ведущий вид деятельности); для младших школьников — совместная работа с ребенком и поддерживающим его родителем с опорой па обоснование ответственности за насилие, отреагярование негативных чувств, осмысление травматического события и др.; для подростков — работа проводится, в большей степени, с опорой на их личностные особенности, связанные с умением управлять собой, своими чувствами, сексуализированным поведением и поддерживающим его взрослым.

7) Разработаны и внедрены 6 психокоррекционных программ оказания психологической помощи детям разного возраста при различных видах насилия и выявлена эффективность их использования:

при эмоциональном насилии для дошкольников/младших школьников — с элементами игровой терапии; для младших школьников/подростков — с элементами когнитивно-поведенческой терапии;

при физическом насилии для дошкольников / младших школьников

— с элементами музыкальной терапии; для младших школьников/подростков

— с элементами когнитивно-поведенческой терапии;

при сексуальном насилии для дошкольников/младших школьников-с элементами игровой терапии; для младших школьников/подростков

— с элементами арттерапии;

при комплексном насилии для дошкольников/младших школьников

— с элементами игровой терапии; для младших школьников/подростков — с элементами арттерапии.

Причины и виды жестокого обращения с детьми

Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.

В качестве причин жестокого поведения родителей называют:

— социально-экономические факторы: безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее — к жестокому обращению с домочадцами;

— психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные иди гиперактивные дети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса.

Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей.

В этих семьях обострены социальные проблемы, чаще это неполная семья, родители — алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями.

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: 1) физическое насилие, 2) сексуальное насилие, 3) пренебрежение потребностями ребенка, 4) эмоциональное насилие. В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений.

Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Сексуальное насилие — это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Инцестом называют всякую сексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).

О пренебрежении потребностями и нуждами ребенка или отсутствии заботы о нем идет речь, когда родители или замещающие их лица (включая учреждения длительного пребывания детей) не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье. Пренебрежение медицинской помощью — несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. — может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны.

Эмоциональное, или психологическое, насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в козла отпущения людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье

О важности межличностных отношений ребенка и помогающего взрослого говорила еще Анна Фрейд: Что бы мы ни начинали делать вместе с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, — мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая предстоит, тем прочнее должна быть эта связь .

Каковы же должны быть эти отношения? Ответ однозначен: если во взрослой терапии возможно добиться положительных результатов как при положительном, так и при отрицательном переносе (трансфере), то при работе с детьми обязательным является положительное перенесение , нежная привязанность, во многом напоминающая отношение ребенка к матери.

И первый шаг, который необходимо сделать навстречу ребенку, это принять его и присоединиться к нему, предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она ни была. Особенно важно учитывать это в работе с детьми — жертвами насилия: чтобы помочь им возродиться, необходимо глубоко понять ребенка и создать опыт корригирующей заботы, дать ему недостающее тепло, отогреть его душу.

Алиса Миллер напоминает, что ребенок может выражать свои чувства только в том случае, если рядом находится человек, который его полностью принимает, понимает и поддерживает. Прежде чем начинать работу на достижение результата, терапевт должен суметь установить с ребенком необходимые отношения, помочь ребенку включиться в психодраматическую реальность и поверить в метод. Установлению доверия мешают и культурные стереотипы: рассказать о жестокости в семье — значит предать близких , нельзя выносить сор из избы и т.п.

Потеря контроля и ощущение беспомощности для потерпевшего ребенка являются очень существенными. Преследователи говорят своим жертвам, что те сами виноваты в том, что с ними произошло: ребенок посмотрел или повел себя так, что сам спровоцировал принуждение или жестокость. Работая с детьми, которые пережили сексуальное принуждение, мы обязательно должны верить ребенку. О том, что произошло в действительности, знают лишь он и его мучитель. Только ребенок знает, как к нему приставали, что именно случилось и как это на него повлияло. Прежде чем такой ребенок подпустит к себе, психологу предстоит пройти проверку на лояльность .

Чем сильнее нарушена целостность Я ребенка, подвергшегося жестокому обращению, тем больше поддерживающих элементов, которые способствуют интеграции, восстановлению целостности, должно включаться в психодраму.

Лучшими аргументами в пользу применения психодраматического метода с детьми — жертвами насилия служат высказывания самих детей, которые прошли через систему психодраматической работы. Научиться доверять другим — значит научиться доверять себе: своим чувствам, суждениям и ощущению ценности своего бытия.

Психодраматические методы социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия основаны на реальном взаимодействии, а не на эмоциональном или интеллектуальном обсуждении. Достоинства психодраматических методов в том, что они:

— включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;

— рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;

— фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;

— способствуют выражению запрещенных эмоций , которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха, раздражения, обиды), и нахождению культуросообразных способов их выражения.

Важные задачи психодраматической работы — создать безопасные условия, где ребенок мог бы отыграть негативные эмоции, не загоняя их вовнутрь, и научить конструктивно выражать гнев. Еще основатель психодраматического метода Морено поощрял своих пациентов к проигрыванию страхов и фантазий в безопасной обстановке, для того чтобы люди могли интегрировать эти страхи и фантазии одновременно с углублением самоосознания и расширением миропонимания.

В связи с тем, что многие подростки имеют негативный опыт общения со взрослыми и не доверяют им, представляется важным создание непрофессиональных молодежных объединений (группы самопомощи), которые способствуют организации терапевтической среды. Их основной задачей является создание условий, облегчающих детям и подросткам обращение за профессиональной помощью, адаптация к терапевтическому процессу, облегчение интеграции ребенка или подростка в группу сверстников.

Существует ряд проблем, по поводу которых подростки более склонны обращаться к сверстникам, прежде всего это проблемы общения, любовные отношения и т.п. Важно и то, что такое общение со сверстниками позволяет снизить страх, тревогу, недоверие к психологам и врачам, обеспечивает подростков информацией о возможности получения профессиональной помощи.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Почему детям нельзя смотреть телевизор: вред, влияние, как отучить

Влияние телевизора на ребёнка в наше время очень велико, ведь даже двухлетние малыши часто предпочитают общепринятым детским играм «в доктора» и «дочки — матери» просмотр мультфильмов и рекламных роликов.

Почему детям нельзя смотреть телевизор, БебиКлад

Наверняка вы уже не раз слышали о том, что ребенку вредно смотреть телевизор. Но почему? Многие родители обеспечивают себе комфорт, усаживая ребенка перед телевизором.

Почему детям нельзя смотреть телевизор

Сегодня споры о том, стоит ли детям отдыхать у телевизора, не утихают. Одни родители считают, что мультики, детские фильмы позволяют им быть спокойными за дитя, которое не бегает одно на улице, а другие не видят никакой пользы в таком досуге.

Почему детям не нужно выдавать карманные деньги

полезные советы (267) на заметку () Часто обсуждаемые темы) (155) психология (121) отношения между мужчиной и женщиной (119) здоровье (73) Факты (43) авто (40) любовь (40) техника и интернет (38) семья (38) брак (37) бизнес (37) досуг (34) секс (30) деньги (27) дизайн (26) медицина (23) строительство (21) родительская рубрика (12) отдых (12) работа (9) недвижимость (4) притчи (4) рыбалка и все для нее (3) рестораны (2) все о животных (2) загадки (1) карьера (0) На тему карманных денег для детей написано немало статей.

Почему детям кажется отстойным все, что нравится взрослым? Вопрос

Почему детям кажется отстойным все, что нравится взрослым? Порой ребенок реагирует на сказку или мультфильм не так, как мы ожидаем. Вместо того чтобы сопереживать главному герою, малыш все свои симпатии дарит отрицательному персонажу и даже заявляет, что хочет быть злодеем! Что происходит, и стоит ли родителям переживать? Почему иногда бывает так трудно найти общий язык с подростком? 15 особенностей «трудного возраста» Обычно родители говорят, что подростковый возраст ; это трудный возраст.

Почему детям вредны современные сладости?

Почему наши дети так любят чипсы, жвачки, конфеты, газированную воду, мармелад, сухарики. Как часто приходится видеть на улицах нашего города малышей, уплетающих за обе щеки чипсы, сухарики, жевательный мармелад кислотного цвета, а про Макдональдс вообще говорить не приходится – дети сидят за столами, уставленными подносами с гамбургерами, картошкой фри и Колой . Так и хочется кричать Родители, да вы с ума сошли.

Почему детям вредно смотреть телевизор? Психолог Юлия Кравченко

Многие родители задаются вопросом: «Почему детям вредно смотреть телевизор? С какого возраста можно разрешать сидеть перед экраном, как долго и что именно смотреть?». Любой детский врач вам скажет, что до трех лет ребенку вообще нежелательно показывать телевизор.

Почему детям вредна игра майнкрафт

Современные родители находятся на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая им своих детей, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения - навыка, лежащего в основе инноваций и конкурентоспособности.

Почему дети лгут, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка&raquo

С детской ложью сталкиваться приходилось всем родителям. Для кого-то это просто неприятное и огорчительное происшествие, а кто-то воспринимает ложь как преступление.

Почему дети кусаются в детском саду и нужен ли детям детский сад

Почему дети кусаются в детском саду, не знают ни психологи, ни родители, ни тем более они сами. Без помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана невозможно понять причины формирования агрессии.

Почему вредно смотреть телевизор детям и взрослым

Еще в прошлом веке телевизор был роскошью и мечтой каждого. Позже мечты воплотились в жизнь: он есть в каждом доме, иногда не один. Если человек не отказывается от него по своим принципам, его покупка – обязательная трата каждой семьи.

ПОМОЩЬ РАЗВЕДЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ И ИХ ДЕТЯМ

Положение дел в сегодняшнем цивилизованном мире таково, что развод из явления чрезвычайного давно приобрел черты относительно «нормальной» тенденции развития общества.

Помощь детям – жертвам насилия

Помощь детям – жертвам насилия. Меры, предпринимаемые на уровне общества. Для решения проблемы домашнего насилия на макроуровне предлагается три основных подхода: а) изменение социального климата, позволяющего процветать семейному насилию; б) создание юридических норм, способствующих выявлению в семье насилия и преследованию преступников в судебном порядке; в) усовершенствование служб помощи, позволяющих жертвам избежать оскорбительной домашней обстановки.

ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ ПОЛЮБИТЬ ШКОЛУ

Хорошо помнит взрослое поколение замечательные стихи Агнии Барто: просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс! . Даже дедушке приснилось, Что стоит он у доски И не может он на карте Помнят ли эти стихи те малыши, которые собираются в первый класс нынешней осенью? Трогают ли сердце эти строчки сегодняшних молодых родителей? Может быть, да. Может быть, нет.

ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ, Социальные вести

О чём мечтают дети, волею судьбы лишившиеся родительской заботы ? Конечно, о дружной семье, ведь счастливы они могут быть только в окружении любящих людей . О брести домашний очаг, найти мам и пап, которых не пугают предубеждения и трудности, — в этом воспитанникам детских учреждений помогают с пециалисты социальной отрасли.

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям — Психолог Пётр Зарубин

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК. Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Ответ На карманные расходы — сколько вы даете детям подросткам денег на карманные расходы? acework

В разделе Семья, Дом, Дети на вопрос сколько вы даете детям подросткам денег на карманные расходы? заданный автором Ольга @@@@@ лучший ответ это Мы денег не даем.

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении Агрессивность, замкнутость, тревожность, застенчивость, детские страхи, синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью, задержка психического развития – основные проблемы в поведении детей младшего школьного возраста, вынуждающие родителей обращаться за психологической помощью.

Ограничение интернета детям

С каждым днём всё больше семей обзаводятся компьютерами. А зачем же компьютер, если нет доступа в интернет? Интернет приходит буквально в каждый дом. И доступ к глобальной сети получают дети.

Объясняем правила поведения детям раннего возраста

Возрастные особенности малышей и потенциальные опасности Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.

Нужны ли нашим детям бабушки и дедушки?

В настоящей статье мы поговорим о роли бабушек и дедушек в развитии ребенка. Вполне возможно, что многие родители и не представляют себе, что общение их детей с бабушками и дедушками также необходимо, как и общение с родителями.

Нужны ли детям страшилки, Сайт психолога Ольги Осташко

Психолог Ольга Осташко ; индивидуальные и семейные консультации, психологическая работа с детьми и подростками, женские психологические тренинги О вреде и пользе страшных мультиков, сказок и игрушек В хит-парадах самых популярных фильмов, мультиков и книг всех времен мы с вами заметим немало ужастиков.

Нужны ли детям карманные деньги?

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы.

Нужно ли давать детям деньги на карманные расходы

Должен ли ребёнок иметь деньги на личные расходы? Помоги ему освоить азы финансовой грамотности! Пожалуй, впервые с миром денег ребёнок сталкивается, когда идёт в первый класс: покупка учебников, канцелярских принадлежностей.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->