Помощь детям – жертвам насилия.
Меры, предпринимаемые на уровне общества. Для решения проблемы домашнего насилия на макроуровне предлагается три основных подхода: а) изменение социального климата, позволяющего процветать семейному насилию; б) создание юридических норм, способствующих выявлению в семье насилия и преследованию преступников в судебном порядке; в) усовершенствование служб помощи, позволяющих жертвам избежать оскорбительной домашней обстановки.
Для изменения социального климата требуется, прежде всего, создание единого общественного мнения, согласно которому насилие неприемлемо. Например, формирование у людей осознания, что телесное наказание не является подходящим методом воспитания ребенка. Проводить кампанию против изображения в средствах массовой информации насилия как образа мужественности, чего-то развлекательного и в конечном счете приводящего к вознаграждению.
Меры на уровне индивида. Необходимо уделять повышенное внимание тому человеку, который совершает акты агрессии по отношению к членам семьи. Исследователи указывают, что основной корректирующей деятельности в данном случае, — это предложение психологической помощи в форме индивидуальной или групповой терапии. Целями такой помощи являются: а) ломка привычных шаблонов агрессивных реакций по отношению к жертвам и освоение альтернативных ненасильственных типов реакций; б) изменение когнитивной оценки поведения жертвы в ситуациях, вызывающих жестокое обращение, и приобретение навыков контроля над чувством гнева по отношению к объекту насилия; в) развитие сочувственного отношения к жертвам и изменение нормативных убеждений таким образом, чтобы насилие больше не рассматривалось индивидом в качестве приемлемого варианта поведения.
Однако , на практике подобная работа не всегда возможна, так как большинство не способны пройти терапию до конца, следствием чего являются повторные рецидивы.
Острота проблемы жестокого обращения с детьми в семьях не снижается на протяжении последних лет. Поэтому для её решения необходимо объединение усилий, как со стороны государства, так и отдельных граждан.
Специалисты и организации, которые могут помочь семье в случае наличия в ней насилия
В работе с ребенком, перенесшим насилие и, возможно, остающимся в неблагоприятной обстановке, целью является помощь в более здоровом приспособлении к существующей ситуации, в обеспечении более широкого, глубокого и комфортного контакта с окружающим миром. Ставится задача улучшения качества жизни семьи и оказания ребенку широкого спектра опосредованных услуг. При этом используются не только собственные ресурсы социальных служб, включая их персонал. Максимально задействуются самые разные внешние источники помощи, включая естественные, — родственники, соседи, благотворительные организации, церковные организации и др. (Приложение 5)
Многие из тех, кто знает или подозревает о существовании насилия в той или иной семье, не хотят «выносить сор из избы», так как считают, что административными или юридическими средствами такую проблему не решить, а можно лишь навредить ребенку, например, лишив его отца. Они до некоторой степени правы. В самом деле, наказание родителей, подобно хирургической операции, является крайней мерой. Изъятие ребенка из семьи — само по себе серьезная травма, которая может усугубить его ощущение собственной ненужности. Поэтому помещение ребенка в приют, детский дом или другое учреждение производится только в крайних случаях.
В нашей стране все шире распространяется сеть детских приютов, центров помощи семьям и детям, центров социальной реабилитации для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин и детей, социальных программ в рамках существующих учреждений по месту жительства, программы медико-социальной помощи и др. В каждом городе существуют телефонные «горячие линии» для подростков, для женщин, подвергшихся насилию, и др., куда вы можете обратиться. Телефоны и адреса подобных организаций можно найти в справочных службах и изданиях или узнать в государственных административных и социальных службах. Более благоприятными для налаживания конструктивных отношений в семье являются нестационарные формы посещения ребенком и другими ее членами соответствующих характеру проблемы заведений, если только не существует принципиальных показаний к необходимости изоляции, например, ребенка от источника насилия.
Эти службы имеют два основных направления работы:
оказание эмоциональной, поведенческой, неврологической помощи при последствий насилия;
комплексное решение социальных проблем семьи.
В своей работе организации, осуществляющие коррекционную и профилактическую работу с семьей, руководствуются следующими принципами:
своевременность, которая означает стремление к возможно более раннему выявлению семейного неблагополучия, предотвратить серьезные отклонения в жизни семьи, ж
дать им перерасти в асоциальные, противоправные формы;
гуманизм, который отражает направленность на достижение семейного благополучия, защиту прав и интересов ее членов, акцент на помощь и поддержку, а не на наказание;
индивидуальный подход, то есть учет особенностей конкретной семьи и ее членов при
выборе форм воздействия и реабилитации;
стимулирование внутренних ресурсов семьи, настрой семьи на самопомощь путем
изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться
за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо;
комплексность — объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.
Работа с семьей предполагает:
установление контакта с членами семьи;
выявление причин и сущности домашнего насилия;
разработку плана помощи семье, определение роли каждой из задействованных в этом процессе служб;
реализацию намеченного плана, возможно, его коррекция в случае обнаружения новых обстоятельств и проблем;
патронирование, сопровождение семьи, если в этом есть необходимость.
Второй этап (диагностика) является определяющим в выборе степени решительности вмешательства в семейные проблемы. В «мягких» случаях план мероприятий может ограничиваться патронированием семьи социальным работником в течение определенного периода, рекомендацией и содействием в обращении к специалистам (психологу, психотерапевту), направлением на тренинг.
В «жестких» случаях необходимо экстренное вмешательство социальных работников совместно с медицинскими и милицией.
Кроме того, социальные работники могут быть вовлечены в общественную или административную деятельность и в осуществление контактов со многими официальными или лечебными структурами, что далеко не всегда просто. Социальным работникам приходится сталкиваться с широко распространенными мифами по поводу домашнего насилия, например, один из них — о том, что домашнее насилие над детьми — редкость, а если производится, то психически ненормальными родителями. Например, в работе с судебными органами социальные работники могут столкнуться с последователями теории виктимизации, согласно которой жертва всегда сама провоцирует насильника, и поэтому во многих случаях он сам в некотором смысле является жертвой, а потому и не виноват.
Нередко положение женщины-жертвы, например, в суде, осложняется в связи с тем состоянием, отношением к детям и социальным статусом, к которому она пришла в результате многократного прохождения цикла насилия. Квалифицированные действия социального работника способны помочь в разрешении подобных проблем. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария — это сложная и важная профессиональная задача социальных работников, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации— возможно ли улучшить отношения в семье, или необходимо, все-таки удалить из нее ребенка, лишив взрослых родительских прав.
Тем не менее на каждой стадии процесса социальный работник:
—совместно с клиентом определяет, каковы ожидаемые результаты, так как их понимание может не совпадать;
принимать симптомы за причины, не осознавать собственных интересов, смешивая их со
своей позицией. Социальный работник выносит собственное заключение о существе проблемы и достигает согласия в ее формулировке с клиентом.
Сотрудничество может осуществляться в разных формах, начиная с самой простой, — обмена информацией. Тем не менее это уже сотрудничество, так как необходимая и достаточная информация должна предоставляться с обеих сторон. В противном случае решение проблемы существенно затруднено.
Обучающие методы в процессе работы с домашним насилием вплетены в диагностические, и прежде всего терапевтические, и поэтому обучение может эффективно осуществляться только на их основе, фактически являясь их частью. Обучение в данном случае не является самоцелью, а производится прежде всего для того, чтобы сдвинуть баланс сил в пользу жертвы, поднять ее уверенность в себе, а также сформировать новые, альтернативные насильственной коммуникации возможности личностной и профессиональной реализации для всех участников ситуации.
Работая со взрослыми участниками ситуации домашнего насилия, социальным работником учитываются особенности обучения взрослых по сравнению с детьми. Дети психологически и биологически больше ориентированы на обучение, оно является естественной формой их жизнедеятельности. Однако важно учитывать, что проявлению любознательности и обучаемости могут существенно противоречить эмоциональные барьеры, ощущение детьми собственной небезопасности и нелюбимости. Эти проблемы не могут быть отставлены «на потом».
Для обучения взрослых необходимо время, оно должно происходить в результате непрерывного цикла действий и анализа их последствий. Эффективность обучения взрослых растет, если оно происходит совместно с другими людьми, имеющими сходный опыт и проблемы, «в атмосфере сотрудничества и конструктивной состязательности. Самое главное, чтобы обучаемые чувствовали, что обучение направлено на то, что им близко, что их уважают и считаются с ними как со взрослыми.
оно ориентировано на реальные проблемы участников;
обучение имеет практическую пользу и дает возможность немедленного использования приобретенных знаний и навыков;
сделан упор не на теории, а на практических занятиях;
материал обучения связан с прошлым опытом слушателей;
поощряются дискуссии в атмосфере уважительности и безопасности;
слушатели делятся своими знаниями и опытом.
Диагностические методы нередко трудно отделить от терапевтических. Именно в процессе психотерапии часто выявляются мотивы, причины, определяющие деструктивное поведение. Иногда сама диагностика играет значительную терапевтическую роль. Понимая всю условность такого деления, можно все же привести ряд методов, наиболее часто используемых специалистами в диагностике ситуаций домашнего насилия.
Изучение документов. Это могут быть истории болезни как непосредственных членов семьи, так и их родственников, история их отношений с законом, школьные аттестаты и проч. Например, резкое снижение академической успеваемости ребенка или учащение заболеваний без видимых причин может свидетельствовать о том, что он стал жертвой сексуального насилия.
Анализ сновидений. Нередко происходящее отражается в них в символической форме и помогает реконструировать проблему.
Терапевтические методы могут отличаться друг от друга по глубине и радикальности производимых на клиента воздействий в зависимости от квалификации и специализации социального работника. Как правило, социальные работники занимаются, скорее, поддерживающей терапией, оставляя более глубинные трансформации на долю психологов и психиатров. Типично участие социальных работников в ведении групповых коррекционных поведенческих тренингов. Однако даже в случае, казалось бы, выполнения «второстепенной» роли на самом деле значимость грамотных действий социального работника трудно переоценить. Так же, как успех хирургической операции на 80% зависит от качества послеоперационного ухода, так же и от уровня квалификации «кейс менеджера» зависит исход даже успешно проведенной глубинной психотерапии. Нередко социальный работник является творческим партнером психолога или психиатра в нелегком процессе выведения клиента из кризисной ситуации.
Основные стратегические задачи и направление реабилитации клиента следующие:
Преодоление неосознанных защитных механизмов, прежде всего отрицания, блокирующих доступ к проблеме. Для этого, прежде всего, необходимо создание безопасной во всех отношениях атмосферы и повышение силы «Я», чтобы оно смогло перенести высвобожденные из подсознания непереносимые прежде переживания.
Формирование системы поддержки, куда могут входить социальный работник и
терапевт, друзья, близкие, любимые занятия и животные.
Построение системы для преодоления кризиса— списка телефонов кризисных
служб, специалистов, людей, к которым можно обратиться, когда что-то случается, теряется
уверенность, когда становится страшно, возникает растерянность, и т.д.
Помощь в узнавании способов заботы о себе и их отработка.
Принятие решения и разработка пути реабилитации.
Работа с травмирующим событием при поддержке специалиста, создающего атмосферу безопасности; анализ того, что произошло, и как это воздействовало на жизнь клиента.
Анализ того, что помогло клиенту выжить, выявление источников силы, помощь ему в прощении себя.
8. Подготовка к изменениям, анализ страхов, генерация надежд и подготовка почвы для их реализации.
13.Возвращение в семью (вначале воображаемое), исследование корней, планирование будущего контакта, формирование реалистических ожиданий, тренировка эффективных форм поведения.
14. Оценка достигнутого и создание и осуществление ритуала празднования достижений. Для реализации этой стратегии используются, помимо внешних, организационных мероприятий, разнообразные методы.
Один из вариантов этого направления— библиотерапия, использование чтения прозаических произведений и стихов. В более активной форме арт-терапия предстает в виде рисования, написания стихов, сочинения сказок, лепки из самых разнообразных материалов, создания коллажей, самовыражения в движении самого клиента. Арт-терапия может применяться в спонтанной форме или с использованием различных структурированных ограничений (в виде вопросов, правил, инструкций). Подобные методы особенно хорошо подходят для работы со скрытыми и болезненными формами домашнего насилия (например, с сексуальным насилием), а также при работе с маленькими детьми, поскольку позволяют разрешать проблемы на метафорическом уровне, не называя непереносимые вещи и не навешивая ярлыков. Арт-терапевтические приемы наиболее экологичны, поскольку проблема решается на том уровне, на который клиент готов, и принцип «не навреди» реализуется здесь наиболее полно.
Социальные работники и психологи могут эффективно использовать для преодоления модели домашнего насилия также и многие другие приемы психотерапии и консультирования. Для выработки коммуникативных умений с успехом используются различные психологические тренинги, в том числе с видеозаписью. Хороший психологический и общеукрепляющий эффект дает обучение различным видам саморегуляции. Наиболее адресно могут использоваться тематические медитации и другие приемы управляемого воображения.
Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:
«Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы:
задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
Признаки физического насилия над ребенком:
повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):
принижение его успехов, унижение его достоинства;
ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
направить информацию в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
принять меры по оказанию помощи ребенку.
2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством.
Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.