Не пропусти
Главная » Развитие детей » Помощь детям – жертвам насилия
Помощь детям – жертвам насилия. Меры, предпринимаемые на уровне общества. Для решения проблемы домашнего насилия на макроуровне предлагается три основных подхода: а) изменение социального климата, позволяющего процветать семейному насилию; б) создание юридических норм, способствующих выявлению в семье насилия и преследованию преступников в судебном порядке; в) усовершенствование служб помощи, позволяющих жертвам избежать оскорбительной домашней обстановки.

Помощь детям – жертвам насилия

Помощь детям – жертвам насилия.

Меры, предпринимаемые на уровне общества. Для решения проблемы домашнего насилия на макроуровне предлагается три основных подхода: а) изменение социального климата, позволяющего процветать семейному насилию; б) создание юридических норм, способствующих выявлению в семье насилия и преследованию преступников в судебном порядке; в) усовершенствование служб помощи, позволяющих жертвам избежать оскорбительной домашней обстановки.

Для изменения социального климата требуется, прежде всего, создание единого общественного мнения, согласно которому насилие неприемлемо. Например, формирование у людей осознания, что телесное наказание не является подходящим методом воспитания ребенка. Проводить кампанию против изображения в средствах массовой информации насилия как образа мужественности, чего-то развлекательного и в конечном счете приводящего к вознаграждению.

Меры на уровне индивида. Необходимо уделять повышенное внимание тому человеку, который совершает акты агрессии по отношению к членам семьи. Исследователи указывают, что основной корректирующей деятельности в данном случае, — это предложение психологической помощи в форме индивидуальной или групповой терапии. Целями такой помощи являются: а) ломка привычных шаблонов агрессивных реакций по отношению к жертвам и освоение альтернативных ненасильственных типов реакций; б) изменение когнитивной оценки поведения жертвы в ситуациях, вызывающих жестокое обращение, и приобретение навыков контроля над чувством гнева по отношению к объекту насилия; в) развитие сочувственного отношения к жертвам и изменение нормативных убеждений таким образом, чтобы насилие больше не рассматривалось индивидом в качестве приемлемого варианта поведения.

Однако , на практике подобная работа не всегда возможна, так как большинство не способны пройти терапию до конца, следствием чего являются повторные рецидивы.

Острота проблемы жестокого обращения с детьми в семьях не снижается на протяжении последних лет. Поэтому для её решения необходимо объединение усилий, как со стороны государства, так и отдельных граждан.

Специалисты и организации, которые могут помочь семье в случае наличия в ней насилия

В работе с ребенком, перенесшим насилие и, возможно, остающимся в неблагоприят­ной обстановке, целью является помощь в более здоровом приспособлении к существую­щей ситуации, в обеспечении более широкого, глубокого и комфортного контакта с окру­жающим миром. Ставится задача улучшения качества жизни семьи и оказания ребенку ши­рокого спектра опосредованных услуг. При этом используются не только собственные ре­сурсы социальных служб, включая их персонал. Максимально задействуются самые разные внешние источники помощи, включая естественные, — родственники, соседи, благотвори­тельные организации, церковные организации и др. (Приложение 5)

Многие из тех, кто знает или подозревает о существовании насилия в той или иной се­мье, не хотят «выносить сор из избы», так как считают, что административными или юри­дическими средствами такую проблему не решить, а можно лишь навредить ребенку, на­пример, лишив его отца. Они до некоторой степени правы. В самом деле, наказание родите­лей, подобно хирургической операции, является крайней мерой. Изъятие ребенка из се­мьи — само по себе серьезная травма, которая может усугубить его ощущение собственной ненужности. Поэтому помещение ребенка в приют, детский дом или другое учреждение производится только в крайних случаях.

В нашей стране все шире распространяется сеть детских приютов, центров помощи семьям и детям, центров социальной реабилитации для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин и детей, социальных программ в рамках существующих учреждений по месту жительства, программы медико-социальной помощи и др. В каждом городе суще­ствуют телефонные «горячие линии» для подростков, для женщин, подвергшихся насилию, и др., куда вы можете обратиться. Телефоны и адреса подобных организаций можно найти в справочных службах и изданиях или узнать в государственных административных и социальных службах. Более благоприятными для налаживания конструктивных отношений в семье являются нестационарные формы посещения ребенком и другими ее членами соот­ветствующих характеру проблемы заведений, если только не существует принципиальных показаний к необходимости изоляции, например, ребенка от источника насилия.

Эти службы имеют два основных направления работы:

оказание эмоциональной, поведенческой, неврологической помощи при последствий насилия;

комплексное решение социальных проблем семьи.

В своей работе организации, осуществляющие коррекционную и профилактическую работу с семьей, руководствуются следующими принципами:

своевременность, которая означает стремление к возможно более раннему выявле­нию семейного неблагополучия, предотвратить серьезные отклонения в жизни семьи, ж

дать им перерасти в асоциальные, противоправные формы;

гуманизм, который отражает направленность на достижение семейного благополу­чия, защиту прав и интересов ее членов, акцент на помощь и поддержку, а не на наказание;

индивидуальный подход, то есть учет особенностей конкретной семьи и ее членов при

выборе форм воздействия и реабилитации;

стимулирование внутренних ресурсов семьи, настрой семьи на самопомощь путем

изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться

за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо;

комплексность — объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.

Работа с семьей предполагает:

установление контакта с членами семьи;

выявление причин и сущности домашнего насилия;

разработку плана помощи семье, определение роли каждой из задействованных в этом процессе служб;

реализацию намеченного плана, возможно, его коррекция в случае обнаружения новых обстоятельств и проблем;

патронирование, сопровождение семьи, если в этом есть необходимость.

Второй этап (диагностика) является определяющим в выборе степени решительности вмешательства в семейные проблемы. В «мягких» случаях план мероприятий может ограничиваться патронированием семьи социальным работником в течение определенного периода, рекомендацией и содействием в обращении к специалистам (психологу, психотерапевту), направлением на тренинг.

В «жестких» случаях необходимо экстренное вмешательство социальных работников совместно с медицинскими и милицией.

Кроме того, социальные работники могут быть вовлечены в общественную или административную деятельность и в осуществление контактов со многими официальными или лечебными структурами, что далеко не всегда просто. Социальным работникам приходится сталкиваться с широко распространенными мифами по поводу домашнего насилия, например, один из них — о том, что домашнее насилие над детьми — редкость, а если производится, то психически ненормальными родителями. Например, в работе с судебными органами социальные работники могут столкнуться с последователями теории виктимизации, согласно которой жертва всегда сама провоцирует насильника, и поэтому во многих случаях он сам в некотором смысле является жертвой, а потому и не виноват.

Нередко положение женщины-жертвы, например, в суде, осложняется в связи с тем состоянием, отношением к детям и социальным статусом, к которому она пришла в результате многократного прохождения цикла насилия. Квалифицированные действия социального работника способны помочь в разрешении подобных проблем. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария — это сложная и важная профессиональная задача социальных работников, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации— возможно ли улучшить отношения в семье, или необходимо, все-таки удалить из нее ребенка, лишив взрослых родительских прав.

Тем не менее на каждой стадии процесса социальный работник:

—совместно с клиентом определяет, каковы ожидаемые результаты, так как их пони­мание может не совпадать;

принимать симптомы за причины, не осознавать собственных интересов, смешивая их со

своей позицией. Социальный работник выносит собственное заключение о существе про­блемы и достигает согласия в ее формулировке с клиентом.

Сотрудничество может осуществляться в разных формах, начиная с самой простой, — обмена информацией. Тем не менее это уже сотрудничество, так как необходимая и доста­точная информация должна предоставляться с обеих сторон. В противном случае решение проблемы существенно затруднено.

Обучающие методы в процессе работы с домашним насилием вплетены в диагности­ческие, и прежде всего терапевтические, и поэтому обучение может эффективно осуществ­ляться только на их основе, фактически являясь их частью. Обучение в данном случае не является самоцелью, а производится прежде всего для того, чтобы сдвинуть баланс сил в пользу жертвы, поднять ее уверенность в себе, а также сформировать новые, альтернатив­ные насильственной коммуникации возможности личностной и профессиональной реализа­ции для всех участников ситуации.

Работая со взрослыми участниками ситуации домашнего насилия, социальным работ­ником учитываются особенности обучения взрослых по сравнению с детьми. Дети психоло­гически и биологически больше ориентированы на обучение, оно является естественной формой их жизнедеятельности. Однако важно учитывать, что проявлению любознательно­сти и обучаемости могут существенно противоречить эмоциональные барьеры, ощущение детьми собственной небезопасности и нелюбимости. Эти проблемы не могут быть отстав­лены «на потом».

Для обучения взрослых необходимо время, оно должно происходить в результате не­прерывного цикла действий и анализа их последствий. Эффективность обучения взрослых растет, если оно происходит совместно с другими людьми, имеющими сходный опыт и проблемы, «в атмосфере сотрудничества и конструктивной состязательности. Самое главное, чтобы обучаемые чувствовали, что обучение направлено на то, что им близко, что их ува­жают и считаются с ними как со взрослыми.

оно ориентировано на реальные проблемы участников;

обучение имеет практическую пользу и дает возможность немедленного использо­вания приобретенных знаний и навыков;

сделан упор не на теории, а на практических занятиях;

материал обучения связан с прошлым опытом слушателей;

поощряются дискуссии в атмосфере уважительности и безопасности;

слушатели делятся своими знаниями и опытом.

Диагностические методы нередко трудно отделить от терапевтических. Именно в про­цессе психотерапии часто выявляются мотивы, причины, определяющие деструктивное поведение. Иногда сама диагностика играет значительную терапевтическую роль. Понимая всю условность такого деления, можно все же привести ряд методов, наиболее часто ис­пользуемых специалистами в диагностике ситуаций домашнего насилия.

Изучение документов. Это могут быть истории болезни как непосредственных членов семьи, так и их родственников, история их отношений с законом, школьные аттестаты и проч. Например, резкое снижение академической успеваемости ребенка или учащение за­болеваний без видимых причин может свидетельствовать о том, что он стал жертвой сексу­ального насилия.

Анализ сновидений. Нередко происходящее отражается в них в символической форме и помогает реконструировать проблему.

Терапевтические методы могут отличаться друг от друга по глубине и радикальности производимых на клиента воздействий в зависимости от квалификации и специализации социального работника. Как правило, социальные работники занимаются, скорее, поддер­живающей терапией, оставляя более глубинные трансформации на долю психологов и пси­хиатров. Типично участие социальных работников в ведении групповых коррекционных поведенческих тренингов. Однако даже в случае, казалось бы, выполнения «второстепен­ной» роли на самом деле значимость грамотных действий социального работника трудно переоценить. Так же, как успех хирургической операции на 80% зависит от качества после­операционного ухода, так же и от уровня квалификации «кейс менеджера» зависит исход даже успешно проведенной глубинной психотерапии. Нередко социальный работник явля­ется творческим партнером психолога или психиатра в нелегком процессе выведения кли­ента из кризисной ситуации.

Основные стратегические задачи и направление реабилитации клиента следующие:

Преодоление неосознанных защитных механизмов, прежде всего отрицания, бло­кирующих доступ к проблеме. Для этого, прежде всего, необходимо создание безопасной во всех отношениях атмосферы и повышение силы «Я», чтобы оно смогло перенести высво­божденные из подсознания непереносимые прежде переживания.

Формирование системы поддержки, куда могут входить социальный работник и

терапевт, друзья, близкие, любимые занятия и животные.

Построение системы для преодоления кризиса— списка телефонов кризисных

служб, специалистов, людей, к которым можно обратиться, когда что-то случается, теряется

уверенность, когда становится страшно, возникает растерянность, и т.д.

Помощь в узнавании способов заботы о себе и их отработка.

Принятие решения и разработка пути реабилитации.

Работа с травмирующим событием при поддержке специалиста, создающего атмо­сферу безопасности; анализ того, что произошло, и как это воздействовало на жизнь клиен­та.

Анализ того, что помогло клиенту выжить, выявление источников силы, помощь ему в прощении себя.

8. Подготовка к изменениям, анализ страхов, генерация надежд и подготовка почвы для их реализации.

13.Возвращение в семью (вначале воображаемое), исследование корней, планирование будущего контакта, формирование реалистических ожиданий, тренировка эффективных форм поведения.

14. Оценка достигнутого и создание и осуществление ритуала празднования достиже­ний. Для реализации этой стратегии используются, помимо внешних, организационных мероприятий, разнообразные методы.

Один из вариантов этого направления— библиотерапия, использование чтения про­заических произведений и стихов. В более активной форме арт-терапия предстает в виде рисования, написания стихов, сочинения сказок, лепки из самых разнообразных материа­лов, создания коллажей, самовыражения в движении самого клиента. Арт-терапия может применяться в спонтанной форме или с использованием различных структурированных ограничений (в виде вопросов, правил, инструкций). Подобные методы особенно хорошо подходят для работы со скрытыми и болезненными формами домашнего насилия (например, с сексуальным насилием), а также при работе с маленькими детьми, поскольку позво­ляют разрешать проблемы на метафорическом уровне, не называя непереносимые вещи и не навешивая ярлыков. Арт-терапевтические приемы наиболее экологичны, поскольку про­блема решается на том уровне, на который клиент готов, и принцип «не навреди» реализу­ется здесь наиболее полно.

Социальные работники и психологи могут эффективно использовать для преодоления модели домашнего насилия также и многие другие приемы психотерапии и консультирова­ния. Для выработки коммуникативных умений с успехом используются различные психоло­гические тренинги, в том числе с видеозаписью. Хороший психологический и общеукреп­ляющий эффект дает обучение различным видам саморегуляции. Наиболее адресно могут использоваться тематические медитации и другие приемы управляемого воображения.

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы:

задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Признаки физического насилия над ребенком:

повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

принижение его успехов, унижение его достоинства;

ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

направить информацию в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

принять меры по оказанию помощи ребенку.

2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством.

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Страх воды — у детей, у взрослых, как побороть

Один из распространенных страхов, с которым часто сталкиваются не только дети, но и взрослые – это страх воды. Он может иметь разную этиологию и проявления.

Почему детям нужны домашние животные

Очаровательный и озорной питомец, заведенный для ребенка – это большая ответственность, море хлопот и дополнительные расходы. Несмотря на это, существует немало причин, почему детям нужны домашние животные.

Страх (боязнь) темноты у детей

Страх темноты — это, пожалуй, один из наиболее распространенных страхов, который может доставить массу неприятностей и самому ребенку, и его родителям. Заметить проявления этого страха несложно, особенно в тех ситуациях, когда ребенок вынужден оставаться с темнотой один на один: обычно это случается перед сном или уже ночью.

Почему детям необходимо слушать классическую музыку?

Почему детям необходимо слушать классическую музыку? Ученые уже давно доказали, что классическая музыка очень благотворно влияет на детей, даже еще в том периоде, когда они находятся в утробе матери.

Почему детям нельзя спать с родителями? Все за и против совместного сна, For All Women

Почему детям нельзя спать с родителями? Все за и против совместного сна Готовясь к появлению в семье малыша, большинство будущих родителей покупают маленькую кроватку.

Почему детям нельзя смотреть телевизор: вред, влияние, как отучить

Влияние телевизора на ребёнка в наше время очень велико, ведь даже двухлетние малыши часто предпочитают общепринятым детским играм «в доктора» и «дочки — матери» просмотр мультфильмов и рекламных роликов.

Страх (боязнь) воды у детей

С проблемами, связанными со страхом воды у детей, сталкиваются очень многие родители. Бывает, что ребенок ни за что на свете не хочет заходить в озеро, купаться в ванной, мыться под душем или просто умывать личико.

Почему детям нельзя смотреть телевизор, БебиКлад

Наверняка вы уже не раз слышали о том, что ребенку вредно смотреть телевизор. Но почему? Многие родители обеспечивают себе комфорт, усаживая ребенка перед телевизором.

Почему детям нельзя смотреть телевизор

Сегодня споры о том, стоит ли детям отдыхать у телевизора, не утихают. Одни родители считают, что мультики, детские фильмы позволяют им быть спокойными за дитя, которое не бегает одно на улице, а другие не видят никакой пользы в таком досуге.

Стоит ли наказывать детей, Психология

Среди психологов существует распространенное мнение, что ребенка обязательно нужно наказывать, без этой меры он не вырастет полноценной гармоничной личностью. Многие родители не знают, как поступать: попытаться договориться с малышом или применить наказание? Те дети, которые постоянно слышат от родителей угрозы и подвергаются регулярным побоям и наказаниям за малейшую шалость, растут злыми и неуверенными в себе.

Почему детям не нужно выдавать карманные деньги

полезные советы (267) на заметку () Часто обсуждаемые темы) (155) психология (121) отношения между мужчиной и женщиной (119) здоровье (73) Факты (43) авто (40) любовь (40) техника и интернет (38) семья (38) брак (37) бизнес (37) досуг (34) секс (30) деньги (27) дизайн (26) медицина (23) строительство (21) родительская рубрика (12) отдых (12) работа (9) недвижимость (4) притчи (4) рыбалка и все для нее (3) рестораны (2) все о животных (2) загадки (1) карьера (0) На тему карманных денег для детей написано немало статей.

Стоит ли наказывать детей за плохие отметки

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Начальная школа.

Почему детям кажется отстойным все, что нравится взрослым? Вопрос

Почему детям кажется отстойным все, что нравится взрослым? Порой ребенок реагирует на сказку или мультфильм не так, как мы ожидаем. Вместо того чтобы сопереживать главному герою, малыш все свои симпатии дарит отрицательному персонажу и даже заявляет, что хочет быть злодеем! Что происходит, и стоит ли родителям переживать? Почему иногда бывает так трудно найти общий язык с подростком? 15 особенностей «трудного возраста» Обычно родители говорят, что подростковый возраст ; это трудный возраст.

Стихи, загадки и пословицы о весне для детей: MAMABOOK

По статистике дети 3-4 лет ежедневно произносят до 12 тысяч слов и задают порядка 900 вопросов. Кроме того, на третьем году жизни ребенок легко запоминает любые стихи, потешки и простые песенки.

Почему детям вредны современные сладости?

Почему наши дети так любят чипсы, жвачки, конфеты, газированную воду, мармелад, сухарики. Как часто приходится видеть на улицах нашего города малышей, уплетающих за обе щеки чипсы, сухарики, жевательный мармелад кислотного цвета, а про Макдональдс вообще говорить не приходится – дети сидят за столами, уставленными подносами с гамбургерами, картошкой фри и Колой . Так и хочется кричать Родители, да вы с ума сошли.

Почему детям вредно смотреть телевизор? Психолог Юлия Кравченко

Многие родители задаются вопросом: «Почему детям вредно смотреть телевизор? С какого возраста можно разрешать сидеть перед экраном, как долго и что именно смотреть?». Любой детский врач вам скажет, что до трех лет ребенку вообще нежелательно показывать телевизор.

Почему детям вредна игра майнкрафт

Современные родители находятся на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая им своих детей, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения - навыка, лежащего в основе инноваций и конкурентоспособности.

Почему дети лгут, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка&raquo

С детской ложью сталкиваться приходилось всем родителям. Для кого-то это просто неприятное и огорчительное происшествие, а кто-то воспринимает ложь как преступление.

Почему дети кусаются в детском саду и нужен ли детям детский сад

Почему дети кусаются в детском саду, не знают ни психологи, ни родители, ни тем более они сами. Без помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана невозможно понять причины формирования агрессии.

Почему вредно смотреть телевизор детям и взрослым

Еще в прошлом веке телевизор был роскошью и мечтой каждого. Позже мечты воплотились в жизнь: он есть в каждом доме, иногда не один. Если человек не отказывается от него по своим принципам, его покупка – обязательная трата каждой семьи.

Стихи про лето для детей — Сайт для мам малышей

Беспокоились за это. Наконец, оно настало, Во дворе всем жарко стало. Цветочки дружно собирали. Радостно детишкам было, Нас лето тоже не забыло! Жизнь хороша, на небе ясно.

Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде

на нашу рассылку! Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде Австрийскому психоаналитику и психотерапевту Гельмуту Фигдору (Helmuth Figdor) в большой степени принадлежит заслуга возрождения классической психоаналитической педагогики.

ПОМОЩЬ РАЗВЕДЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ И ИХ ДЕТЯМ

Положение дел в сегодняшнем цивилизованном мире таково, что развод из явления чрезвычайного давно приобрел черты относительно «нормальной» тенденции развития общества.

Стихи про лето для детей

Что такое лето для ребенка? Это время радостного, активного отдыха, наслаждения теплом и солнцем, летними играми и купанием. Время общения с бабушками и дедушками, время отдыха с родителями.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->