Не пропусти
Главная » Развитие детей » Проблемы переходного возраста детей и подростков (мальчиков и девочек)_

Проблемы переходного возраста детей и подростков (мальчиков и девочек)_

Проблемы переходного возраста детей и подростков (мальчиков и девочек)

Проблемы переходного возраста детей и подростков (мальчиков и девочек)_

На вопросы отвечает детский психолог Медведева Ирина!

Мне кажется, проблема отцов и детей подросткового возраста усиленно раздувается. Многие родители сегодня не считают нужным решать свою частную конфликтную ситуацию с ребенком. Их убедили, что проблема отцов и детей родилась вместе с человечеством, и с этим ничего не поделаешь.

Но это неправильно: проблема возникает как частный конкретный случай в определенной семье. Вместе с подростковым возрастом конфликт исчезает. А уровень самостоятельности человека после лихорадки своеволия повышается. Если, подчеркну, эта лихорадка искусственно не поддерживается в обществе.

Сколько раз, например, обсуждалась воспитательная деятельность подростковых журналов. Об их заслугах известно давно. Но не только журналы воспитывают молодежь. Знаете, какие плакаты висят в одном питерском молодежном клубе при входе? Ты не нужен своим родителям. Обращайся к нам! Мы поможем тебе . Получается, что одни взрослые настраивают детей против других взрослых, обостряя конфликт переходного возраста.

Ситуация, когда ребенок дорастает до гормональной перестройки, задумана самой природой. В этот период человек, вне зависимости мальчик это, или девочка всеми силами пытается доказать, что он самостоятельнее своих родителей. Но сегодня этот конфликт иногда обрастает особенно свойствами.

Ко мне на консультации приходят родители из вполне благополучных, культурных семей. Это ненормально, когда подросток из такой семьи кричит в лицо взрослым, что он их ненавидит, что они испортили ему жизнь. Как специалист, я вижу: нет никаких оснований для таких заявлений: родители здравые и заботливые.

Проблема прав ребенка сегодня во многом неправильно преподносится в обществе. Я говорю непопулярные вещи, но, увы, в 13-15 лет зачастую требуется принуждение. Мне есть с чем сравнивать. Раньше этот период проходил гораздо более незаметно и для ребенка, и для родителей. Проблемы сдерживались нормальным, традиционным воспитанием, в котором соблюдалась иерархия.

Да, в этом возрасте, в силу его особенностей, принято доказывать своё превосходство над родителями и окружающими. Но нормально доказать ребенок не может он менее образован, он зависит от родителей с потрохами . Поэтому показать свою силу возможно только с помощью какого-либо демонстративного поведения. И если на любую демонстрацию реагировать смиренно, подросток быстро встанет на уши .

Ведь у него именно эта цель возмутить старших и обратить на себя внимание! А внимание-то никто не обращает На самом деле, взрослые еще больше растормаживают и без того расторможенного своей гормональной перестройкой подростка.

Знаете, школьная форма хороша была не только тем, что не допускала зависти. Она, как сейчас выясняется, помогала удачно бороться с заскоками пубертатного периода. Если раньше девочка надевала в школу не форму, а миниюбку, нацепляла на себя вызывающие украшения, то ей для начала делали замечание, а потом вызывали в школу родителей. И демонстрация на этом заканчивалась: ребенок просто ставил галочку в графе своего соревнования со взрослыми.

Кстати, где конфликты переходного возраста переживаются тяжелее в многодетных или в обычных семьях?

Управиться с проблемами этого возраста в больших семьях, оказывается, легче. Хотя бы потому, что там старшие воспитывают младших. Когда я общаюсь с многодетными родителями, часто слышу: После четвертого вообще не замечаешь, как растут дети . Казарменной дисциплины или родительских истерик чаще всего в больших семьях не бывает.

Рамки дозволенного должны быть в любой семье. Соответственно, должны быть и нормальные запреты. И ставить их надо немного раньше, зная, что они все равно будут нарушены, в силу особенностей переходного возраста. Запрещать надо чуть строже, чем ребенок нарушит.

Как должны реагировать родители, если договоренность всё-таки нарушается?

Надо показывать свое отчуждение, когда нарушается слово. И это второе, что должны понимать родители взрослеющих детей. На подростка совсем не действует пафос. Поскольку он очень боится быть смешным, с ним бесполезно разговаривать в пафосных выра shy;жениях. Более того, пафосу он активно противостоит. Но этот страх показаться смешным надо использовать в созидательных целях. О проступках или возрастных увлечениях, например, о жутких компьютерных играх, стоит говорить с иронией. На подростка ирония действует эффективно.

Вам не нравится, что ваши мальчик или девочка слушает нелепую музыку? Не говорите ему: Как ты смеешь? Это безнравственно! . А если сказать спокойно, что это увлечение не очень умных людей, он, конечно, обидится. Может, даже хлопнет дверью. Но про себя скорее сделает правильные выводы. Поэтому гневный пафос родителей это проигрыш.

У известного советского психолога Льва Семеновича Выготского есть замечательная работа: Психология творчества . Он пишет о законах искусства, но его мысли можно отнести и к психологии общения, особенно с подростками: Форма должна противоречить содержанию . Именно так надо строить отношения с подростком, когда говоришь о чем-то серьезном. Чем серьезнее проблема, чем серьезнее содержание вашей беседы, тем больше иронии должно быть в форме. И тогда есть надежда, что зло, негатив уже не будут так опасны. Они обезвреживаются иронией.

Гораздо труднее говорить с подростками о положительном. Мы скрыли под иронией понятия, которые должны быть святы. Как найти правильную форму, говоря о милосердии, о патриотизме? Она тоже не должна быть чересчур пафосной. Может быть, полезно обратиться к истории семьи, к истории тех, кто уже ушел, кого ваши дети не застали? В нашем прошлом не нужно высасывать из пальца героические примеры.

Пирсинг и тату тоже вариант демонстрации?

В подростковом возрасте татуировки и пирсинг, несомненно, один из вариантов демонстрации независимости и самостоятельности. И эту проблему тоже не надо решать с пафосом и криками. Например, девочке, которая обожает ходить в джинсах с голым проколотым пупком, полезно просто в разговоре сказать, что мужчинам нравятся женщины, одетые именно женственно, а не вызывающе. И что женственная одежда влечет за собой особую пластику. Мужчины, и это стоит объяснить также, только делают вид, что им нравятся оторванные женщины. И это сработает лучше запретов, потому что в этом возрасте уже актуально нравиться противоположному полу.

Кстати, еще раз о музыке, которую слушают наши дети. Все-таки современная молодежная субкультура это большая выгребная яма. И родителям всегда надо следить за тем, чем ребенок увлекается, какую музыку слушает. Дело не только в нелепых музыкальных ритмах. Хотя нейрофизиологи и доказали, что многие стили элементарно опасны для здоровья, разрушают нервную систему. Но не меньшая опасность и в текстах. Увы, были трагические примеры подростковых самоубийств, вызванных именно подобными текстами.

И надо помнить, что подростки, несмотря на попытки демонстрации самостоятельности, очень подражательны. Подражают только не всегда достойным образцам.

Чему должны подражать и каково в этом участие родителей?

Думаю, нормальные родители обязаны опираться на образцы общепризнанной культуры. Например, на русскую литературную классику. И это не наивное пожелание: я была свидетелем поразительного эффекта, когда родители вместе с детьми читали классику.

Кстати, этот совет решает сразу несколько проблем. Для подростков именно в 13-15 лет важна тема любви. Может быть, их стоит познакомить с образцами русской классики, которая очень полно раскрыла тему любви? А низовые отношения все равно не останутся для них секретом. Пусть в этом возрасте они узнают и о полных чувствах.

Многие родители столкну shy;лись с такой проблемой: у их детей нет друзей.

Да, и это еще одна гримаса нашего времени. Хорошо, если родители отдают детей в какие-то кружки или секции. Там все-таки есть шанс, что ребенок встретит друга. Иначе многие дети вынуждены общаться со сверстниками, с одноклассниками только в тече shy;ние учебного дня. А где им еще общаться? Дома сейчас стали более закрытыми для гостей, а на улицу родители боятся выпускать детей одних.

Двор многим представляется опасной территорией. Эти страхи появились не на ровном месте. Но, лишая детей естественной свободы, общения со сверстниками, мы поневоле совершаем другую ошибку. Подросткам в этом возрасте, как никогда потом, необходимы сверстники, дружба. В этом возрасте есть свои темы для разговоров, свои дела и секреты. Секреты взрослеющих людей.

Надо искать выходы из этой ситуации. Универсальных советов у меня нет. Но, лишая своего ребен shy;ка дружбы и адекватной возрасту самостоятельности, родители усугубляют домашние отношения с детьми.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Психологические особенности детей подросткового возраста, Гимназия № 22

Психологические особенности детей подросткового возраста Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма половое созревание.

Психологические особенности детей 10 11 лет: что нужно понимать родителям

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.

Можно ли наказывать детей физическими методами?

Идеальных детей конечно же не бывает. И каждому из родителей рано или поздно приходится столкнуться с мыслью о наказании. Как наказывать ребенка? Какие виды наказаний приемлемы, а какие - нет, какие методы лучше действуют? Даже специалисты не могу четко ответить на данный вопрос.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет

субъект РФ: Ленинградская область населённый пункт: город Всеволожск адрес: Ленинградская область г. Всеволожск, ул. Южная, д.16 Знатнова Любовь Михайловна Контактный телефон: 8(81370) 30-081 четверг с 9.00-18.00 Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области СПб, наб.

Можно ли детей не наказывать

Некоторые родители задают вопрос: если избегать при общении с детьми острых углов, можно ли обойтись без наказания? Сторонником бесед с детьми был известный врач Б.Спок.

Психологические особенности готовности к школьному обучению гиперактивных детей: Дипломная работа: Психология

Министерство Образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет» ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ» к. псх.

Психологические особенности гиперактивных детей

Гиперактивные дети. Рекомендации родителям и учителям На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений.

Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста

Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста На правах рукописи РОЯК Адалина Анатольевна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ и МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя Решающую роль в формировании детской личности играет система отношений, которые складываются у ребенка с окружающими людьми.

Психологическая помощь нижний новгород: Психология детей и подростков

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления психической жизни ребенка, как и радость, гнев, удивление.

Психологическая готовность детей к школе — Консультация для родителей

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей Любивая Г.Г., педагог-психолог д/с №17 г. Алексеевка Белгородской обл. Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы.

Психологи советуют — как уберечь детей от — групп смерти

В Доброполье огласили приговоры за кражи и семейное насилие У Покровську трьом чоловікам оголошено підозру у нанесенні тяжких тілесних ушкоджень - про Пенсії перераховані вже половині військових пенсіонерів - уряд JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 783 Психологи советуют - как уберечь детей от групп смерти Страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста, Контент-платформа

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Подготовила: Замотаева Анастасия, студентка 2 курса специальности «Педагогика и психология» Школы педагогики ДВФУ В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста

Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Прощание с детским садом, выпускной в детском саду: стихи и песни для детей

Азбука маленького россиянина в стихах СОДЕРЖАНИЕ Стихи про детский сад: Детсадовский этикет Стихи ко Дню воспитателя Прощание с детским садом Занимательное азбуковедение Занимательная логопедия Стихи для малышей ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ Прощание с детским садом Подросли твои «птенцы». Завтра с этого порога Через год, имей в виду, Брата младшего Тимошку Я за ручку приведу.

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей К числу наиболее распространенных болезней у детей относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира.

Проживание несовершенно летних детей после развода родителей

Проживание несовершенно летних детей после развода родителей Обязательно ли прописывать несовершеннолетнего ребенка (7 лет) по месту проживания мамы? (родители в разводе) Граждане РФ обязаны регистирироваться там, где РЕАЛЬНО проживают.

ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые! », Центр гражданских и молодежных инициатив

ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые!» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Останинский детский сад общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей с. Останино ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Люди пожилые – сердцу пожилые!» Цели, задачи проекта.

Проект «Формируем культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста» (долгосрочный, познавательно-игровой)

В каком возрасте ребенок приучается к аккуратности и опрятности Автор: Пастухова О.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 26» (г. Первоуральск). Актуальность.

ПРОЕКТ «Особенности взаимодействия детей со сверстниками» — дошкольное образование, прочее

ПРОЕКТ «Особенности взаимодействия детей со сверстниками» Цель данной работы - изучение особенностей развития взаимоотношений дошкольников в игре. Актуальность темы обусловлена тем, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности.

Продажа мини батутов для детей в москве

Выгодные предложения для оптовых покупателей. Батут для детей - купить детский батут в Москве, СПб в интернет-магазине Зарегистрируйтесь и узнайте подробности. Чтобы дети росли здоровыми и крепкими, им необходимо много двигаться.

ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница&raquo

ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница» 1. Информационная карта. Направленность программы Развивающая Автор составитель программы Каримова Гульнара Фанисовна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок» География программы ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Нефтяников 22 «б» Кадровое обеспечении программы Педагог-психолог, воспитатель Цель программы формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного бесконфликтного взаимодействия средствами пескотерапии.

Программа психокоррекционных и развивающих занятий методом пескотерапия для детей дошкольного возраста «ЗАГАДКИ ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ» Педагог-психолог Геращенкова Евгения Николаевна

«Программа психокоррекционных и развивающих занятий методом пескотерапия для детей дошкольного возраста «ЗАГАДКИ ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ» Педагог-психолог Геращенкова Евгения Николаевна . » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 69 «Светофорчик» Программа психокоррекционных и развивающих занятий методом пескотерапия для детей дошкольного возраста Геращенкова Евгения Николаевна «Загадки песочной страны» развивающая эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста Развивающая, коррекционная, психологоВид программы педагогическая Педагог-психолог Геращенкова Евгения Разработчик программы Николаевна МАДОУ города Нижневартовска ДС№69 «Светофорчик» 628621 Тюменская обл.

Программа коррекции страхов и тревожных состояний у детей в возрасте 5 — 10 лет

Программа коррекции страхов и тревожных состояний у детей в возрасте 5 - 10 лет Количество занятий (всего) - 18 Количество занятий в неделю – 1 Продолжительность занятия – 5-6 лет- 25 минут; 6-7 – 30 минут 7-14 лет – 35 минут; 10 минут на организационные моменты к каждому занятию.

Программа игровой терапии для коррекции застенчивости у детей 6 — 7 лет

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Дошкольное образование.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> --> -->