Что же должен уметь будущий первоклассник?
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный.
Что могут сейчас сделать родители при подготовке к школе, для развития произвольного поведения:
1. Составить вместе с ребенком четкий распорядок дня. Ребенку необходимо знать ЧТО делать и КОГДА делать. И начинать его соблюдать.
2. Организовать совместные игры с ребенком. Игры могут быть настольные или подвижные, главное чтобы в них были прописаны четкие правила, которые важно соблюдать всем играющим.
3. Помогать ребенку планировать свою деятельность.
4. Давать детям выполнять мелкие поручение: убрать игрушки, соблюдение чистоты и порядка на своей территории. Доведение дело до конца, через «не хочу» — это начало развитие самодисциплины.
5. Можно завести домашнее животное, важно только с ребенком обсудить какое животное он захочет, и найти компромисс. Забота о животном: почистить клетку, налить воды, положить корм будет формировать в его личности самостоятельность и ответственность.
6. Важен контроль родителей, деликатное напоминание ребенку о делах которые ему нужно сделать. И конечно собственный пример родителей, ребенок наблюдает как у родителей «работает» самодисциплина, и развивает самодисциплину в себе самом.
Как убедить малыша выполнять задания педагога без крика и угроз? Нет ничего невозможного!
1. Выработайте четкий режим. Пусть ребенок знает, что в субботу и воскресенье после завтрака, он 15—20 минут выполняет задание. Затем еще 15—20 минут вечером после полдника. Повесьте режим дня на стене и сверяйтесь с ним, если малыш упрямится.
2. Не держите ребенка за столом более 15—20 минут. «Будешь сидеть, пока не сделаешь!» — абсолютно неприемлемый вариант для дошкольника. Если он знает, что занятия не будут долгими, то не станет сильно упрямиться, приступая к ним.
3. Во время выполнения ребенком задания старайтесь присутствовать поблизости (но не сидеть рядом). Это нужно, во-первых, для того, чтобы малыш меньше отвлекался, а, во-вторых, чтобы оказать ему помощь, если она понадобится. Если ребенок чего-то не понял и попросил помочь, подойдите, спокойно и доброжелательно помогите ему.
4. Включайте в занятия игровой и соревновательный моменты. Вы можете купить песочные часы и предложить ребенку успеть написать 2—3 строчки, пока сыплется песок. Это поможет малышу лучше концентрироваться на задании и сделает его более интересным.
5. Исключите из своей речи обидные слова («неумеха», «бестолковый», «глупый» и др.). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Разумеется, физические наказания полностью запрещены!
6. Никогда не сравнивайте успехи вашего ребенка и других детей. Сравнивайте его достижения или неудачи с его же прошлым опытом. Скажите малышу примерно так:
«В прошлый раз у тебя не очень хорошо получилось, а сегодня уже гораздо лучше!» Или: «Сегодня ты не слишком старался. Надеюсь, что в следующий раз у тебя получится более аккуратно».
7. Больше хвалите ребенка. Ваше неодобрение должно быть мягким, а похвала — более частой.
8. Помните, что малыш и так развивается семимильными шагами (особенно, если ему не мешать). Не требуйте от него невозможного, он обязательно всему научится!
9. Чтобы иметь объективные данные о развитии ребенка, обратитесь к психологу. Если в вашем детском саду есть психолог, то в круг его обязанностей входит комплексное тестирование детей подготовительной группы к школе. Обязательно узнайте результаты и получите рекомендации. Если такого специалиста в саду нет, обратитесь в ближайший психологический центр.
10. Никогда не пугайте ни школой, ни учителями. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах.
Поиграйте в школу (вы — учитель, ребенок и мягкие игрушки — ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.
И тогда ваш малыш будет ждать 1 сентября с нетерпением!
Чтобы ребенок НЕ захотел идти в школу
— Заставляйте его выполнять все задания, и пусть сидит, пока все не сделает.
— Если вы видите, что ребенок не старается, грозно прикрикните
на него или даже пригрозите ремнем.
— Как можно больше пугайте школой, злыми учителями и двойками
— Применяйте запугивание для того, чтобы он сел заниматься и лучше делал задание («Не пойдешь гулять, пока все-все не сделаешь!», «Никаких мультиков, раз не старался!», «В зоопарк с таким лентяем, как ты, не пойду!»).
— Чаще ругайте и никогда не хвалите ребенка.