Все родители однажды обнаруживают, что их драгоценный малыш счастливо пережил свой дошкольный период и осенью должен пойти в первый класс, осталось только подготовиться. Что же главное в подготовке ребенка к школе?
Для кого-то это – научить ребенка читать и писать. Другие скажут – правильно подобрать школьные принадлежности. Третьим покажется, что главное – приучить ребенка к новому режиму. Разумеется, все это верно.
Общая подготовка не только создаст о ребенке благоприятное первое впечатление у учителя, но и придаст малышу уверенность в своих силах. Удобные школьные принадлежности помогут ребенку выработать красивый почерк, тем более, что даже для левшей теперь можно найти в магазинах все необходимое. А правильный режим дня позволит ребенку постепенно и безболезненно адаптироваться к новому, школьному, этапу жизни. Но все же остается открытым вопрос: на чем, в первую очередь, следует сконцентрировать свои усилия родителям будущего школьника?
Обучение ребенка чтению и письму перед школой
Обязательное обучение ребенка чтению, счету и письму перед школой – вопрос спорный. Сами учителя начальных классов просят родителей не заниматься обучением дошкольника, объясняя это тем, что на уроках ребенку будет просто неинтересно, ведь он все это уже «прошел» дома, а кроме того, «домашний» почерк, зачастую отличается особой корявостью. Разумеется, учителю проще научить писать малыша «с нуля», чем его потом переучивать.
С другой стороны, в классе учитель ориентируется, прежде всего, на сильных учеников, поэтому ребенок, пришедший в школу без каких-либо знаний, рискует толком так ничего и не усвоить. Кроме того, перед школой всех дошкольников ожидает психологическое тестирование, в процессе которого учителями оценивается интеллектуальное развитие малыша, включая его память, концентрацию внимания, моторику, речь, мышление, начальную эрудицию и умение решать несложные математические задачки. И хотя результаты такого тестирования носят исключительно рекомендательный характер, и никто не вправе отказать в приеме в школу даже совершенно неподготовленного ребенка, ни для кого не секрет, что зачастую первые классы комплектуются именно по степени подготовленности дошколят. А кому из родителей хочется, чтобы его малыш попал в «слабый» класс?
С учетом всего изложенного, главная рекомендация родителям в вопросах самостоятельного обучения малыша чтению, счету и письму – не переборщить! Другими словами говоря, не стоит настойчиво прорабатывать с дошкольником весь курс начальной школы, как это делают некоторые родители, реализуя свои учительские амбиции и давая себе, тем самым, возможность похвастаться перед родителями одноклассников, какой умный у них сын или дочь.
Морально-психологическая подготовка ребенка к школьной жизни
Родители, уже прошедшие со своими детьми «испытание первым классом», безусловно, знакомы с таким явлением, как тяжелая психологическая адаптация некоторых детей к школьной жизни. Слезы, демонстративное нежелание посещать уроки, жалобы на учителей и даже истерики во время занятий – все это результат родительских просчетов в подготовке ребенка к школьному этапу жизни. И в этой ситуации интеллектуальное развитие ребенка, увы, уже не будет иметь никакого значения.
Поэтому самое главное, на чем стоит сконцентрировать свое внимание родителям будущих первоклассников – подготовить ребенка морально-психологически! Такая подготовка включает в себя несколько аспектов:
- прежде всего, необходимо научить ребенка соблюдать дисциплину, выработать у него усидчивость, аккуратность и пунктуальность, объяснить будущему первокласснику необходимость слушаться учителя и соблюдать правила, установленные школой;
- необходимо развивать у ребенка навыки общения – умение общаться с учителем, умение находить общий язык и выстраивать отношения с одноклассниками. Жизненно важно объяснить ребенку, что конфликты, неизбежно возникающие между детьми, следует, прежде всего, пытаться решать словами, а не сжимать сразу кулаки при возникновении любой отрицательной эмоции. Кстати, современным детям катастрофически не хватает умения сопереживать, ставить себя на место другого человека. На этот момент родители тоже должны обратить внимание в процессе воспитания дошкольника;
- нужно продумать для ребенка новый режим дня – оптимальное сочетание учебы и отдыха, выработать наилучшие способы «разгрузить» маленького первоклассника, особенно на первых порах, когда происходит процесс привыкания к новой, уже почти взрослой жизни. Смена режима дня может стать для него достаточно болезненной, особенно если, например, раньше ребенку позволяли ложиться спать в 11 часов вечера, а тут вдруг стали загонять его в постель сразу после «Спокойной ночи, малыши!». Переход к новому ритму жизни должен произойти постепенно, хотя бы месяца за два до начала учебного года, а не в последние пару дней перед первым сентября.
Родителям будущего школьника обязательно стоит заранее продумать, чем их ребенок будет заниматься после уроков. Исходя из его наклонностей, малыша можно записать на различные кружки, тем более, что многие школы предоставляют сейчас массу возможностей своим ученикам для развития их способностей в кружках. А вот спортивные секции помогут ребенку снять излишнее напряжение и выплеснуть не израсходованную за учебный день энергию. Следует учитывать и тот немаловажный момент, что любые дополнительные занятия помогут маленькому школьнику расширить круг общения, найти друзей по интересам и дадут ему понять, что с поступлением в школу его жизнь не ограничивается только уроками.
Кто-то может возразить, что любые кружки – это дополнительная и ненужная нагрузка для первоклассника. Не соглашусь, исходя из собственного опыта. Мой старший ребенок, пойдя в первый класс, начал заниматься в художественной школе и посещал ее с удовольствием. Младший ребенок занимался (и продолжает заниматься) танцами, волейболом и пением. Очень многие выбирают для первоклассников плавание. Помимо непосредственно обучения плаванию, ребенок разгружает и тренирует спину, которая с непривычки часто страдает у малышей, что у детей постарше ведет к развитию сколиоза. В общем, дополнительные занятия могут быть любыми, главное, чтобы они не были «из-под палки».
Несколько общих замечаний по подготовке детей к школе
Подготовленность ребенка к школе во многом зависит от особенностей его дошкольной жизни. Безусловно, имеет значение, сколько детей растет в семье, сколько внимания уделяется ребенку со стороны взрослых и как организовано его развитие и воспитание (систематические занятия, от случая к случаю или все пущено на самотек).
Кроме того, уже с первых дней в школе «детсадовские» дети во многом отличаются от т.н. «домашних». Это и понятно, ведь существуют специальные детсадовские программы подготовки детей к школе, в рамках которых малышам прививаются многие полезные навыки, необходимые им как для жизни в коллективе, так и для правильного поведения на занятиях.
Немаловажным аспектом подготовки детей к школе является, как ни странно, психологическая подготовка самих родителей, особенно это касается мам и бабушек, чьи дети-внуки не посещали детский сад. Ведь за 6-7 дошкольных лет родители привыкают, что их малыш – только их и ничей больше, что он всегда рядом. Им сложно принять то, что ребенок взрослеет теперь целых полдня он проводит отдельно, а основным авторитетом для ребенка становится учитель.
Родитель пытается справиться с ревностью и временами накатывающим чувством собственной ненужности, и порой допускает нелестные замечания при ребенке о школе, вообще, и об его учителе, в частности.
Родители, не забывайте: все, сказанное дома, по простоте душевной, ребенок при случае передаст учителю, в результате чего вам будет, как минимум неудобно, а учитель свое негативное к вам отношение перенесет, кстати, на вашего же ребенка. Поэтому мудрый, наученный опытом учитель на первом же родительском собрании предупреждает всех о том, что обсуждать у себя дома школьные порядки и педагогов в присутствии детей категорически недопустимо.
Подготовка к школе – это многосторонний и ответственный процесс, ведь от того, как вы подготовили своего ребенка к школе, зависит, как скоро ребенок адаптируется к новому для себя этапу жизни. Стоит заранее в игровой форме вместе с ребенком проанализировать некоторые ситуации, с которыми он может столкнуться в школе, объяснить, почему нужно поступать так, а не иначе. Но главный компонент успешной подготовки маленького дошкольника к учебной жизни – это, все-таки, любовь родителей, их готовность в любой ситуации прийти на помощь своему маленькому человечку, поддержать и словом, и делом. Ребенок должен знать, что его любят, что ему есть, на кого опереться в трудную для него минуту, и с кем разделить свои радости и огорчения.