Не пропусти
Главная » Воспитание поведения » Особенности воспитания детей в неполной семье 51
Рисунок 1. Процесс воспитания сына 9 Актуальность выбранной темы заключается в том, что семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека.

Особенности воспитания детей в неполной семье 51

Рисунок 1. Процесс воспитания сына 9

Актуальность выбранной темы заключается в том, что семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т.к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

Воспитание ребёнка в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание. Только оно осуществляется в более трудных условиях, поэтому чрезвычайно разумно поступает родитель, один воспитывающий ребёнка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для преодоления препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источником многих трудностей зачастую является сам воспитатель, поэтому он должен их ликвидировать. Почти половина браков в семьях с детьми заканчиваются разводом. Общественное, эмоциональное и экономическое давление на такие семьи очень велико, но, к чести одиноких родителей, многие из них самоотверженно посвящают себя благополучию своих детей.

Неполные семьи – сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными (Дементьева 2001, 108).

Термин воспитание применяется в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле воспитание означает осуществляющийся с помощью некой совокупности методов процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитателя. В широком смысле воспитание – это воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе отношений семейных, которые как задают тон всему этому воспитанию в широком смысле (Ковалёв 1987, 78).

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль над ребёнком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье 2 , основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания (Джемс 1991, 55).

Так как одинокие родители сталкиваются с особенно большими потребностями, для них очень важно рано выработать у детей чувство ответственности. Учить детей самостоятельно хозяйствовать дома – значит облегчить тяжёлое бремя родительских обязанностей. Решение переложить часть груза на плечи детей зависит от ответа родителя на два вопроса:

Не делаю ли я для моих детей чего-нибудь такого, что они могли бы прекрасно делать сами?

Не запрещаю ли я делать детям то, что им уже вполне под силу? (Пикхарт 1998, 75).

1.1.1. Особенности воспитания девочек в неполной семье

Девочка в неполной семье тоже может получить искажённое представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Она или готова на роль прислуги – даёт всё и ничего не получает или чувствует, что может всё делать самостоятельно и быть совершенно независимой (Клюева, Касаткина 1996, 130).

Некоторые родители всерьез полагают, что мама не должна спать в одной постели с дочерью, мыться с ней в ванной и представать перед ней обнаженной. Доказано, что именно недостаточный контакт с матерью в детстве может спровоцировать у девушки склонность к нетрадиционной ориентации — только партнеры-женщины могут удовлетворить ее потребность в материнской ласке. Кроме того, эмоциональная и физическая отстраненность мамы не лучшим образом влияет на формирование чувства собственного достоинства и способность любить. Аналогичное заблуждение существует и относительно пап: дочь не должна видеть отца обнаженным, и чем старше девочка, тем меньше должно быть физических контактов между ними, иначе у нее может возникнуть сексуальное влечение к папе. Гармоничные и нежные отношения с отцом очень важны, потому что любая женщина ищет будущего мужа, ориентируясь именно на этот детский опыт взаимоотношений.

Многие родители, радуясь своей маленькой крошке, восхищаясь ее красотой, привлекательностью и обаянием, к 3-4 годам замечают, как их дочь все чаще любуется своим отражением в зеркале, учится кокетничать и наряжаться, пугаются этого и дают задний ход. Если раньше они осыпали малышку комплиментами, то теперь стараются отметить, когда она выглядит и ведет себя не на 100%. Родителям кажется, что так они воспитывают в дочери адекватную самооценку, но на самом деле так закладываются кирпичики в стену неуверенности, заниженной самооценки и повышенной критичности к себе, причем во всех отношениях, а не только в тех, по поводу которых родители сдерживали похвалы.

Мама старательно внушает дочке, что она ценна сама по себе, что просто быть девочкой — это уже особая привилегия, которая дает право на многое. В таких случаях девочка уже с раннего детства владеет чисто женскими уловками, которые позволяют решать различные задачи и проблемы: кокетливый взгляд, ласки и поцелуи, слезы становятся ее главными аргументами во всем. Когда такая девочка вырастает, ей совершенно непонятно, почему ее слезы — недостаточный повод для начальника, чтобы повысить ей зарплату. Ведь она — Принцесса, Женщина! Разве это не все решает?!

Есть у некоторых родителей постулат: «Только опрятность, чистота и домашний уют создают настоящую женщину». Они с пеленок приучают дочь к домашнему труду и порядку. Если девочка — единственный ребенок в семье, то чаще всего она воспринимает это как игру «в маму». Но если у нее есть брат, она начинает замечать, что требования к ней и к нему — разные: от нее ждут помощи по дому, ее строже наказывают за беспорядок, ей даже запрещают «грязные» игры, а брату — нет. Бывает, что у дочери пропадает всякое желание принадлежать к женскому полу, и она стремится быть как мальчик. Радость и преимущества быть женщиной она может осознать только спустя много лет, в юношеском возрасте.

Ей с детства внушают, что она состоятельна только рядом с мужчиной. Кроме роли жены, других ролей для дочери не предусмотрено. В итоге такие девочки чаще, чем другие, вступают в необдуманные браки, попадают в зависимость от мужчин и гораздо тяжелее переживают развод. К тому же эта установка мешает девочке раскрыть свои таланты и способности ( 5 предрассудков о воспитании девочек 2007).

1.1.3. Особенности воспитания мальчиков в неполной семье

Процесс воспитания сына разделяют на следующие возрастные периоды:

От рождения до 4-5 лет. Детство, когда ещё рано говорить о воспитании мальчика, поскольку нет фундаментальных отличий в воспитании мальчика и девочки в этом возрасте.

От 4-5 до 7 лет. Дошкольный период – период начала формирования мальчика как мужчины.

От 7-8 до 11-12 лет. Время, когда мальчик ищет авторитет, пример для подражания. В идеальном случае таким человеком становится отец.

От 11-12 до 14-15 лет. Ранний подростковый возраст. Мальчик начинает входить во взрослую жизнь. Переходный период, который продолжается несколько лет, мучительных и для ребёнка и для родителей. Время вопросов: «Кто я?», «Зачем я?».

От 14-15 до 18 лет (и старше). Поздний подростковый возраст. Получены некоторые ответы на вопросы. По крайней мере, для многих мальчиков становятся более ясным направление пути, цель и смысл собственной жизни. Превращение подростка в юношу (Хорсанд 2006, 6).

Мать также символизирует «кормящее чрево», и все, что с этим связано: заботу о теле, теплые ощущения и чувства, душевный и тактильный контакты.

Примерно до 6-7 лет мальчик все еще крепко эмоционально связан с матерью, но значение ее фигуры уравновешивается с отцом ребенка.

Чем ближе сын к социальным сферам, школам, коллективам, компаниям сверстников, тем больше ему нужен отец. Но все происходит постепенно. когда ее сын подрастает – понемногу освобождать место для участия в его жизни отца. Если семья не полная, или папа по какой-то причине не общается с сыном, стоит помочь мальчику построить общение с мужчиной, вызывающим у вас доверие.

Если же у матери есть какие-то обиды, негативные эмоции в адрес отца ребенка или в адрес мужчин в целом, для здорового превращения сына в мужчину важно для начала разделить свои чувства к сыну и к его отцу. Мальчику, чувствующему, что мать не принимает в нем его мужскую часть, придется очень несладко. Ведь и мать и отец (даже если вдруг папа с семьей не живет) для него одинаково важны, и в нем самом заложены качества и отца и матери – он их сын, их дитя в равной степени. И тогда сын, подсознательно протестуя против негатива к папе, может начать что-то, обычно самое подавляемое «от папы» проявлять.

Поэтому, в такой ситуации для матери может быть эффективно проработать эти непроявленные эмоции к отцу ребенка с профессиональным психологом.

Помимо перечисленного сыну нужно предоставлять большую свободу для его личных выборов и решений. Так сказать, поле для ответственности и взросления. И маме стоит постепенно все больше «отпускать» сына, больше заниматься собой, мужем или другими детьми. Самое ценное, что вы можете предложить подростку – это ваша готовность к поддержке и то, что вы его любите и гордитесь им. Даже если вам что-то и не нравится в его жизни, это проявления его индивидуальности и их можно уважать. Я думаю, при такой позиции любая мама сможет и сохранить теплые отношения с сыном и поддержать его вступление во взрослую жизнь (Воспитание мальчиков 2009).

Начиная с трех лет мальчика, роль отца становится все важнее. До достижения ребенком семи лет папе уже весьма желательно принимать активное участие в общении с сыном. Если роль матери в воспитании относится скорее к эмоциональной сфере, то отец в семье дает ребенку правила поведения в обществе, передает важные социальные навыки. Отец в жизни ребенка символизирует социум, внешнюю среду. И если сын к такой «среде» хоть чуть-чуть чувствует доверие и надежность – мир не покажется ему излишне враждебным, он уже будет уметь с ним взаимодействовать. И папам и мамам лучше завершить процесс передачи воспитательных ценностей к 11-12 годам. В разгар несчастной, как положено, любви и гормональный бурь в организме вашему сыну будет не до воспитания. Кризис, который переживает подросток мужского пола, заставляет его по-новому взглянуть на отца. Когда вопросы о том, как справляться с этой надвигающейся взрослой жизнью, начинают тесниться в голове подростка, он интересуется: а как живет папа? Для нотаций поздновато, остается личный пример. Главное для отца , когда его сын входит в подростковый возраст – заранее уважать в нем мужчину с правом на свои решения и свои ошибки. Это не всегда просто. Иногда полезно вспомнить себя в таком возрасте. Конечно, сын не равный вам и в каком-то смысле никогда им не станет – просто потому, что вы всегда будете его родителями, а он всегда – вашим ребенком. Однако стоит задуматься о том, чего вы хотите от своего сына, и что вы для этого делаете. Например, если от подростка требуют ответственности, при этом все время, контролируя – ясно, что почвы для роста такого качества просто нет (Воспитание мальчиков 2009).

Для мальчиков из неполных семей характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.

не уверены в себе;

испытывают трудности с определением моральных ценностей, с взятием на себя ответственности, с развитием чувства долга и с принятием обязательств по отношению к ближним;

с трудом уважают авторитеты и сталкиваются со сложностями завоевания собственного авторитета;

чаще, чем сыновья, имеющие отцов, проявляют склонность к гомосексуализму;

чаще имеют психологические комплексы, которые в худшем случае смогут привести их к алкоголизму, токсикомании и правонарушениям (Мама и я – неполная семья 2009).

Воспитание мальчиков (2009).

Джемс У. (1991). Психология. Москва: Педагогика.

Ильна Н. А. (2006). Растить дочь. Как? Санкт-Петербург: Вектор.

Ковалёв С. В. (1987). Психология семейных отношений. Самара.

Мама и я – неполная семья (2009).

Осипова А. А. (2000). Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Москва: Московский психолого-социальный институт.

Пикхарт К. Е. (1998). Руководство для одиноких родителей. Москва: Росмэн.

5 предрассудков о воспитании девочек (2007).

1 Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Детская ложь одна из пробоем родителей

Одна из проблем, с которой сталкиваются родители — детская ложь. Родители нервничают, когда врет ребенок и принимают меры наказания, которые еще больше усугубляют сложившуюся ситуацию с враньем.

Некоторые аспекты воспитания приемного ребенка

1. Что такое семейное воспитание. Стили воспитания. Особенности семейного воспитания приемных детей 2. Вопросы для самопроверки 3. Домашнее задание 1. Что такое семейное воспитание.

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?! (слайд 1) Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось.

Особенности и проблемы воспитания приемного ребенка в семье

Огромное количество семей, по причине недостаточного физического здоровья и неспособности зачать собственного ребенка, идут на усыновление. В большинстве случаев бездетность является настоящей трагедией.

Детская лень: причины и методы борьбы

Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым.

Особенности воспитания ребенка в Приемной семье

В настоящее время немало семей воспитывает приемных детей. Основная причина этого – физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. Иногда бездетность становится настоящей трагедией.

Детская кровать, размеры спального места и наружные габариты

Детская кровать: ее размеры и габариты Смена кроватей в детской Градация детских кроватей по размерам Детские кроватки от 0 до 3 лет Приставные кроватки Производители и модели приставных кроваток Кровать-манеж для ребенка до 3 лет Кровать-трансформер Детская кровать для дошкольника и школьника Кровать подростка и ее размеры Подбор размера кровати для ребенка Кровать ; место, где ребенок проводит значительную часть своей жизни.

Трудности воспитания приемного ребенка

Зачастую при воспитании приемного ребенка родители сталкиваются с такими же проблемами, как при воспитании родных детей, только приемные дети нуждаются в более осторожном и внимательном отношении, так как они являются более уязвимыми, ведь им пришлось уже многое испытать за свою маленькую жизнь.

Детская кроватка-манеж: советы по выбору

Кроватка-манеж – спокойствие родителей и безопасность ребенка Главная Советы родителям Детские вещи Кроватка-манеж – спокойствие родителей и безопасность ребенка Здоровый и крепкий сон дарит хорошее настроение ребенку и спокойствие маме и папе.

Детская замкнутость и ее коррекция

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером.

Особенности воспитания в приемной семье: При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать

При усыновлении ребенка приемным родителям понадобится умение создать для него благоприятную семейную обстановку. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи.

Детская замкнутость – причины и последствия, советы психолога

Не у каждого ребенка выход во двор или поход в гости проходит успешно. Иногда ребенок долго пытается найти подход к другим деткам и не всегда находит его. Может, ребенок самодостаточная личность и ему скучно со сверстниками? Чем грозит детская замкнутость? Первое, с чем необходимо разобраться – это симптомы замкнутости: ребенок редко говорит, а если говорит, то это короткие фразы, шепот; держится дальше от коллектива, с трудом общается с новыми людьми; отсутствие друзей; не выражает свое мнение; не контактирует с взрослыми, утаивает свои чувства; уклоняется от ответов в разговоре фразой я не знаю; излишняя осторожность в поступках; различные проявления в психосоматике (боли в животе); часто держит руки в карманах, за спиной, прижимает к себе, отсутствует живая жестикуляция.

Особенности воспитания приемного ребенка

На сегодняшний день проблема воспитания приемных детей становится крайне актуальной. Это связано с тем, что в последние годы количество семей, желающих усыновить ребенка, значительно увеличилось.

MedWeb – Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть

Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть Наказание как элемент воспитания ребенка: быть или не быть Родители делятся на две основные категории: практикующие наказание детей и полностью отказавшиеся от такой меры воздействия.

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Физическое наказание ребенка, как метод воспитания – быть или не быть – Блог Юлии

Физическое наказание ребенка, как метод воспитания ; быть или не быть? Каждый родитель имеет собственное мнение по поводу воспитания ребенка с применением физического наказания.

Как правильно наказывать ребенка: методы воспитания

Нужно ли наказывать ребенка и как это делать правильно? Читайте в этой статье: Рано или поздно каждый родитель сталкивается с непослушанием своего чада и тут встает вопрос: как правильно наказывать ребенка и стоит ли это делать?. Конечно, с возрастом малыш не всегда ведет себя так, как хотелось бы его родителям, тем самым выводя их из себя и подводя к неадекватной реакции на его поведение.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БИТЬ РЕБЕНКА, ИЛИ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ – Системно Векторная Психология

Вы спрашиваете, почему нельзя бить ребенка ? Обратимся к статистике. По данным Детского фонда ООН в 2010 году в России 100227 детей пострадало от насилия в семье. Убиты 1684 ребенка, покалечены – 3161 , причинен тяжкий вред 2386 . Около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет бьют родители.

Детская замкнутость

Бывает, что родители, со временем взросления своего ребёнка, начинают замечать, что их чадо ни с кем не общается, у него нет друзей. Такое бывает, когда он замыкается в себе.

Можно ли бить ребенка по попе в целях воспитания?

Когда в семье появляется ребенок, родители обещают себе заботиться о нем и никогда не обижать. Но это непросто реализовать, ведь подрастая, дети начинают испытывать терпение взрослых непослушанием и шалостями.

Особенности и формы воспитания ребенка в семье

В семье закладываются основы личности ребенка, ведь маленький человечек получает свой первый жизненный опыт именно в семейном кругу. Отношение к окружающему миру, нравственные основы, манеры поведения и привычки, которые человек приобретает в детские годы, могут сопровождать его в течение всей жизни.

Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае, OurBoys

Что мы знаем о китайцах? Особенности воспитания мальчиков в Китае. Что мы знаем о китайцах? Что это трудолюбивые тихие люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях.

Детская зависть: польза или вред?

В религии и народном фольклоре понятие зависть, как правило, имеет негативный оттенок, является пороком человеческим и осуждается окружающими. Обратившись к толковому словарю, можно обнаружить определения зависти как досады о чужом благе, неудовольствии при виде чужого счастья или желании иметь то, что есть у другого.

Читать книгу 100 ошибок воспитания, которых легко избежать Ольги Маховской: онлайн чтение – страница 5

Текст книги 100 ошибок воспитания, которых легко избежать - Ольга Маховская Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Рейтинг@Mail.ru