Экзамены: можно ли помочь детям справляться с неудачами
Чередование успеха и неуспеха естественный ход жизни. И юному человеку нужно вовремя научиться справляться со стрессом и разочарованиями.
Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор:
С детьми полезно говорить о том, что успех и неуспех редко бывают случайными. Чтобы предотвратить проигрыш, важно обдумывать свои шаги и взвешивать последствия.
Результат, как правило, складывается из суммы факторов: необходимых усилий, цены препятствий (иногда цель может быть недостижимой) и ресурсов (способностей ребенка, возможности дополнительных занятий). Реальная оценка этих факторов помогает планировать успех.
А в случае неудачи понимание ситуации снижает стресс. Да, поступление в этот вуз действительно было маловероятно в силу объективных причин, а не из-за моих личных качеств .
Ирина Галахина, семейный психолог центра Здоровье человека :
Родители всегда дают гласный или негласный посыл-сообщение своему ребенку. Можно и не говорить ничего конкретного, но настрой непременно считывается детьми (экзамены, безусловно, важное событие, но еще важно, что ты поймешь про себя) .
Елена Закатова, клинический психолог центра Псиспектрум :
Комплекс неудачника часто возникает у детей, родители которых проецируют на них собственные неуспехи (я плохо учился и теперь работаю не там, где хотел).
Таким образом взрослые могут настроить сына или дочь на повторение собственной судьбы. Тогда как на самом деле важнее говорить: У тебя свой опыт, давай посмотрим, какие действия помогут тебе добиться желаемого результата .
Постарайтесь понять, как сам ребенок относится к происшедшему. Возможно, низкий балл на экзамене для него вовсе не такая уж катастрофа, как для родителей.
Но иногда человеку сложно открыть свои чувства, и стресс уходит глубоко внутрь. Понаблюдайте за подростком. На первых порах ваши слова он вряд ли услышит, отмечает Ирина Галахина, но присутствие и ненавязчивый тактильный контакт (погладить по спине, положить руку на плечо) создадут ощущение поддержки .
Постарайтесь его разговорить, задавая незначительные вопросы, советует Елена Сергиенко. Нередко выплеснуть эмоции помогает музыка. Сходите на концерт, который заинтересует ребенка .
Когда дети готовы говорить, важно, чтобы произошла встреча чувств родителей и ребенка, объясняет Ирина Галахина. Расскажите, что вы тоже расстроены, и, главное, не вставайте на сторону обвинения ( bdquo;я же тебе говорила: учи! ). Тогда ребенок сможет открыться, высказать и выплакать свои переживания .
Помогает любое действие , направленное на созидание. Можно предложить сыну (дочери) выбрать и поменять обои в комнате, сделать перестановку, что-то перестроить. Елена Закатова говорит: На символическом уровне подобные действия позволяют подросткам поверить в то, что они способны менять свою жизнь с учетом своих желаний .
Помогите подросткам организовать с друзьями пикник, а лучше поход. Такие мероприятия позволяют направить энергию в позитивное русло, испытать ощущение свободы , отмечает Елена Закатова.
Порой именно неудачи на экзаменах помогают многое понять о себе. Ведь одно дело слушать советы и предупреждения взрослых, и совсем другое столкнуться с реальностью. А чтобы выводы не потерялись в переживаниях, их хорошо бы зафиксировать. Поэтому, когда стихнет буря эмоций, полезно помочь подросткам проанализировать ситуацию: Давай подумаем, почему так произошло .
Приводите примеры из собственной жизни: Я с первым проектом потерпела полную неудачу. Но потом стала анализировать и использовала этот опыт в следующей работе. И представляешь, все получилось!
Объясните сыну или дочери, что сегодняшний проигрыш предоставляет другие шансы в будущем. И неизвестно еще, какие возможности преподнесет жизнь. Помогите подростку найти и проложить другие маршруты, которые приведут к достижению цели, предлагает Елена Закатова.
Иногда альтернативой вузу может стать профильный колледж, который позволит получить профессию и поступать позже на льготных условиях. Кому-то освободившийся год позволит понять, действительно ли хочется получить именно эту специальность. В это время полезно поработать в той области, которую выбрал подросток, и увидеть будущую профессию изнутри .
Оставьте за детьми право на самостоятельное решение пересдать экзамен, выбрать другое учебное заведение, готовиться к поступлению на следующий год и т. д. Ирина Галахина советует: Главное, чтобы ребенок эти планы проговаривал.
Если он растерялся и требует решения от взрослых, аккуратно верните вопрос: Я думаю, что можно сделать так, но важнее, что думаешь ты . Важно помочь юному человеку занять позицию: Я буду делать так, потому что я так решил, а не потому, что нет другого выхода . Это позволит подростку сохранить уверенность в себе.
На нашем сайте действуют правила поведения, которые мы настоятельно просим соблюдать. В комментариях запрещены:
- ненормативная лексика
- призывы к насилию, оскорбления на национальной почве
- оскорбления авторов материалов, других пользователей сайта
- реклама, ссылки на иные ресурсы, телефоны и другие контакты
Редакция не занимается проверкой контактов, расценивая их как априори вредные для других пользователей. Сообщения с перечисленными нарушениями удаляются модератором. Также мы уведомляем, что редакция не несет ответственности за содержание комментариев, даже если позиция пользователей не совпадает с мнением редакции