Не пропусти
Главная » Развитие детей » Персональный сайт — «О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&raquo

Персональный сайт — «О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&raquo

«О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Персональный сайт - «О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&raquo «О НАКАЗАНИЯХ И ПООЩРЕНИЯХ

Меньше всего мы прощаем другим те ошибки, какие совершали сами.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает.

Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок-поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему: «Ничего не принесли!»

Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, как наказывают и как поощряют современные педагоги и родители детей дошкольного возраста. Приведем характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают родители?» «Рукой бьют», «Я в угол могу вставать», «В угол, по попе и за ухо», «Шлепают ремнем и по щекам», «Бьют веревкой», «Голыми коленками на соль».

Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка.

«Я по себе знаю, что, когда тебя бьют, никакого раскаяния и тем более осознания своего проступка не испытываешь, скорее наоборот, возрастает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое».

Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол — и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.

Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битье. Поэтому на вопрос «Как тебя наказывают?» можно услышать и вот такие ответы: «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком ругается», «Ругают, кричат словами». А Лера 6 лет, рассказывая о том, что родители на нее часто кричат, заметила: «Лучше бы ударили один раз, чем кричали!» Мама девочки Оксаны 5,5 лет пожаловалась воспитательнице: «Когда я начинаю кричать на свою дочь, то она последнее время стала меня просить: «Ты лучше меня убей!»

Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха — это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т. д. Очень важно слышать девочке эти слова (подчеркнем, что они должны быть абсолютно искренними!) от отца, дедушки или другого значимого для нее мужчины. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной, способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины.

Возраст 5 лет — это удивительный возраст формирования, укрепления и открытия для себя самого главного чувства — чувства любви. У девочек любовь в этом возрасте направляется на отца. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребенку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.

Педагогам, взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, необходимо проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными при оценке их поведения.

И хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «красавица», «умница», «ты мой котенок» и т. п. Результаты исследований нейрофизиологов и нейропсихологов (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.) показали, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей, для того, чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлестывает ребенка и не происходит осознания неправильных моментов своего поведения.

Для того чтобы увидеть разницу в восприятии мальчиками и девочками похвалы и порицания, можно предложить детям назвать плохие, неприятные слова, то есть те слова, которые детям не нравятся. Предложите также назвать хорошие, добрые, приятные слова, то есть те слова, которые детям нравятся. Эта игра «Плохие и хорошие слова» не только поможет узнать, что происходит в душе ребенка, но и подскажет педагогу, какие словесные выражения лучше всего использовать для похвалы мальчиков или девочек, поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо остерегаться при порицании детей.

Поставить в угол, посадить на стул — эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций к детям дошкольного возраста необходимо учитывать возраст ребенка (количество минут удаления ребенка соразмерно возрасту ребенка и если ребенку 4 года, например, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребенком те нарушения, за которые будет вводиться штраф.

Важно знать, что отношение к наказаниям и поощрениям может психологически наследоваться, особенно если взрослый человек положительно оценивает свое семейное воспитание. Мальчик 5,5 лет говорит о том, как его дома наказывают: «В угол со стулом руки вперед — так папа придумал, его в детстве так ставили».

А вот педагог вспоминает о наказаниях и поощрениях в своем детстве:

«Физическую силу мама применяла очень редко, а папа вообще никогда. Я всегда считала для себя наказанием, когда мама смотрела на меня пристально и молчала, до сих пор не переношу это. А поощрением я считала для себя целый день провести с отцом, помогать ему ремонтировать трактор».

Как особо неприемлемые наказания этот педагог выделяет: «Нельзя лишать ребенка своего внимания, не разговаривая с ним».

Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Еще Я. Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Недостаточное использование положительного подкрепления может создавать хронический дефицит поощрений. Поощрения для детей дошкольного возраста должны быть небольшими, как и сам ребенок.

Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны воспитателя проявляется в том, что детям становится неинтересно с педагогом. Девочкам похвала особо необходима для того, чтобы им с воспитателем было интересно. В практике детского сада необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений к детям в зависимости от их пола.

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!

2. Замечательно! Превосходно! Чудно!

3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

4. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

8. Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!

1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.

3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно — вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.

4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.

5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).

6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

7. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым, закрепляя плохое поведение ребенка.

1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь символ успеха или достижения.

3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

4. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п.

О admin

x

Check Also

Тревожность детей дошкольного возраста — (признаки, методы, советы родителям)

Тревожность детей дошкольного возраста (признаки, методы, советы родителям). Тревожность детей дошкольного возраста (признаки возникновения, методы диагностики, советы родителям). Тревожность одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску.

Тревоги, страхи и фобии у детей, Ксюшин клуб

Все люди, от самых маленьких и до взрослых, периодически испытывают тревогу и опасение. Ощущение беспокойства, особенно если это происходит не вовремя, нельзя назвать приятным ощущением.

Тревога и тревожность у детей

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Песочная терапия для детей: идеи развивающих игр, способ психологической помощи

Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых.

Тревога за детей: чего боятся мамы

Казалось бы, что может быть нормальнее и естественнее, чем материнская тревога за детей? Дети только учатся взаимодействовать с этим миром, они падают, набивают себе шишки, болеют, по-детски, но страдают.

Песочная терапия для детей: занятия и программа

Как проводятся занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста? Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает.

Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет

Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет Умывание: самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

ТОП-10 фильмов ужасов с участием детей по рейтингу IMDB

Дети самое доброе и светлое, что может только нас окружать. Но как оказалось, так бывает не всегда. Все чаще с экранов из под детской, милой оболочки на нас смотрят вампиры, маньяки и жестокие убийцы, или же они выступают в роли жертв.

ТОП-6 вредных привычек у детей дошкольного возраста

ТОП-6 вредных привычек у детей дошкольного возраста «Когда вырастет, тогда перестанет», ; так размышляют родители о вредных привычках у детей. Часто эти слова сказаны после неудачных попыток справиться с плохими привычками у детей.

Песочная терапия для детей, занятия арт

Психологическое развитие детей дошкольного возраста весьма важный момент становления личности. В настоящее время у большого количества детей наблюдаются те или иные отклонения такие как гиперактивность.

Только это нам помогло отучить детей кусаться

Только это нам помогло отучить детей кусаться. Как отучить ребенка кусаться? Работаем с "кусаками", рекомендации педиатра. Очень неловко бывает родителям услышать от воспитателя в детском саду или возмущенных мам других малышей слова о том, что их ребенок кусается.

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

Вырабатываем характер: советы психолога Психология саморазвития как стимул психических процессов Панические атаки: особенности приступов, методы преодоления и лечения Самоанализ.

Типы отвергаемых детей

Автор статьи М. Кравцова Ниже описаны типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам. Еще Януш Корчак (Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991.

Песочная терапия для детей, занятия

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост.

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников — Мои статьи — Каталог статей — Сайт Детского сада №3 села Караидель

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников Детский сад - Адаптация ребенка в дошкольном учреждении Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли.

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников

Вырабатываем характер: советы психолога Психология саморазвития как стимул психических процессов Панические атаки: особенности приступов, методы преодоления и лечения Самоанализ.

Тики у детей, простые и сложные моторные тики, вокализмы, тикозные гиперкинезы, транзиторное (преходящее) или хроническое тикозное расстройство, навязчивые движения, невротическое расстройство с навязчивыми движениями, болезнь Туретта

вокализмы, тикозные гиперкинезы, транзиторное (преходящее) или хроническое тикозное расстройство, навязчивые движения, невротическое расстройство с навязчивыми движениями, болезнь Туретта • Тики встречаются часто! Как они выглядят? • Что же такого «страшного» в тиках? • Как, когда и зачем нужно лечить тики • Режим дня, диета и образ жизни • Рецепты профилактики и борьбы с тиками Взволнованная мама начинает обращать внимание ребенка и окружающих на его гримасы и шмыганья носом, постоянно его одергивая, и делая ему замечания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста, пескотерапия

Особенности песочной терапии. Пескотерапия в работе психолога и логопеда Песочную терапию активно применяют для лечения как взрослых, так и детей. Среди существующих видов арт терапии песочная терапия занимает особое место, поскольку демонстрирует высокую эффективность в достижении поставленных перед ней задач.

Тесты и упражнения для подготовки детей к школе

Тесты и упражнения для подготовки детей к школе Тестирование, которое применяют во многих школах, необходимо не только для того, чтобы попасть туда. Оно нужно вам – мамам и папам.

Тесты для детей 6-7 лет при поступлении в школу

Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Все дети любят играть с песком. Детские песочницы уже давно стали главным атрибутом любой детской площадки. Но песок ; это не просто развлечение и приятное времяпровождение для ребенка, это еще и возможность справиться с психологическими проблемами.

Тестирование детей, идущих в первый класс — МАМИН ГРАД — образовательный портал

Неопознанное дерево с листвой (преобладает на рисунках большинства детей) рисуют всесторонне развитые особы. Это говорит о том, что у вашего ребенка одинаково хорошо развиты разные стороны натуры.

Песочная терапия для детей видео

Песочная терапия ; возможность прожить маленькую жизнь Песок. Наши дети, все до одного, просто обожают играть с ним. А некоторые родители, наблюдая, как их карапузы лепят куличики из песка, даже не догадываются, что таким образом малыши расслабляются, избавляются от страхов, уравновешивают свой внутренний мир, развивают собственное творческое «я» — самобытное и неповторимое.

Тест на компьютерную зависимость для детей и родителей

Тест на компьютерную зависимость для детей и родителей Тест на компьютерную зависимость. Зависит ли ваш ребенок от компьютера В последнее время различные компьютерные игры, форумы, социальные сети, онлайн общение приобретают все большую популярность среди детей и подростков.

Рейтинг@Mail.ru
--> --> --> --> --> --> -->