Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»
Рашкина Елена Алексеевна
ДОУ№3 компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми
нарушениями, педагог-психолог 2 категории.
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей-логопатов свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
- усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
- изменение неадекватных родительских позиций;
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
«Первичный кодекс группы»:
- предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
- все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
- ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
- орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства — орг. свободных игр с детьми
- продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
- стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы
Идея программы: сотрудничество
- формирование навыков сотрудничества с ребенком
- признание права ребенка на выбор
- отработка навыков общения
- увидеть своего ребенка в общении со сверстниками др. взрослыми;
- отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком
- сплочение ДРО «Мы-семья»
- сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)
- игровая терапия( игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)
- арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)
Тренинг проводится 4 дня (первый – организационно-диагностический для родителей; три дня совместно с детьми, четвертый день заключительный с чайной церемонией). По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Продолжительность одного занятия 60 мин, последний день 90 мин.
- приветствие
- разминка
- общий круг
- прощание
- домашнее задание для взрослых
Материал: Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Моя семья в образе кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую ДРпару, муз. отрывок.
1. Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут. Сегодня я такая. (мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».
Группа отвечает: «Здравствуй, . Сегодня . такая (отображают действия участника)».
2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:
- открытое общение
- активность
- безоценочные суждения
- добровольное участие
- здесь и сейчас
3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:
- правило 3 П: принятие, признание, понимание
- стремление к сотрудничеству
Условия и режим работы: следующие 3дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.
4. Ожидания участников от работы.
5. Упражнение «Хвасталки» «Я . мой ребенок. » Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
6. «Перебежки»:
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
7. Опросник «Взаимодействие Родитель-ребенок» (Приложение 1)
8. «Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:
- Без корня и трава не растет.
- Не мы на детей походим, а они на нас.
- Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
- Похвальное слово гнило бывает.
9. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.
Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». (Приложение 2). Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок в детском саду.
10. Тест «Моя семья в виде круга» Обсуждение впечатления от каждого рисунка.
11. Упражнение «Руки»: Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он основываясь на тактильные ощущения должен сказать какой родитель «мягкий или строгий. »
12.Релаксация «Очищение от тревог» (Приложение 3)
14. Прощание «Общий круг», вручение приглашений на занятия с детьми
Д/з №1: Заполнить таблицу: «Что меня огорчает в моем ребенке и радует»
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.
- 5 – несомненно, да (очень сильное согласие);
- 4 – в общем да;
- 3 – и да, и нет;
- 2 – скорее нет, чем да;
- 1 – нет (абсолютное несогласие)
- Если уж я чего-то требую от ребенка, то обязательно добиваюсь этого.
- Я всегда наказываю его за плохие поступки.
- Ребенок обычно сам решает, какую одежду надеть.
- Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
- Ребенок может рассказать мне обо всем, что с ним происходит.
- Думаю, что он ничего не добьётся в жизни.
- Я чаще говорю ему о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.
- Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
- Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
- Я чувствую, что последовательна(лен) в своих требованиях.
- В нашей семье часто бывают конфликты.
- Я бы хотел(а), чтобы он воспитывал своих детей так же, как я.
- Ребенок редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
- Считаю, что для него главное – это слушаться меня.
- Если у него случается несчастье, в первую очередь он делится со мной.
- Я не разделяю его увлечений.
- Я не считаю ребенка таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
- Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему.
- Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
- Мне нравятся наши отношения с ребенком.
- Дома у моего ребенка больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему физические наказания.
- Ему приходится поступать так, как я говорю, даже если он не хочет.
- Думаю, что я лучше него знаю, что ему нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его понимаю.
- Я бы хотел(а) многое в нем изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его мнение.
- Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
- Мое поведение часто бывает для него неожиданным.
- Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка. ) начинает меня упрекать в излишней строгости.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего ребенка.
- Я предъявляю к нему много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему одному гулять во дворе дома.
- Я стремлюсь оградить своего ребенка от трудностей и неприятностей.
- Я не допускаю, чтобы ребенок подмечал мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его характер.
- Я часто критикую по мелочам.
- Всегда с готовностью его выслушиваю.
- Считаю, что мой долг – оградить его от всяких опасностей.
- Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сам(а).
- Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
- Я устаю от повседневного общения с ребенком.
- Мне приходится заставлять его делать, что он не хочет.
- Я прощаю ему то, за что другие наказали бы.
- Мне хотелось бы знать о нем все: о чем думает, как относится к другим, о чем мечтает.
- Он сам выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
- Думаю, что для ребенка я самый близкий человек.
- Я приветствую его поведение.
- Я часто высказываю свое недовольство им.
- Принимаю участие в делах, которые придумывает ребенок.
- Я часто думаю, что кто-то может обидеть его.
- Бывает, что упрекаю и хвалю его, в сущности, за одно и то же.
- Случается, что если я говорю ему одно, то муж (жена, бабушка. ) специально говорит наоборот.
- Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Ф.И.О._________________ Возраст____ образование_________
Ф.И. ребенка_____________________ Возраст________