Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет
Требования к сформированности
культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет
Умывание: самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.
Приём пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережёвывают пищу с закрытым ртом.
Одевание и раздевание: совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок чистят, просушивают.
Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание.
Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.
Пять правил детского питания
- Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
- Настроение во время еды должно быть хорошим.
- Ребёнок имеет право на свои собственные привычки, вкусы, притязания.
- Ребёнок имеет право знать всё о своём здоровье.
- Нет плохих продуктов есть плохие повара.
Надо приучать детей
— участвовать в сервировке и уборке стола;
— перед едой тщательно мыть руки;
— жевать пищу с закрытым ртом;
— есть самостоятельно; самостоятельно убрать его;
— есть только за столом;
— правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
— вставая из-за стола, проверить свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости убрать его;
— закончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.
Как не надо кормить ребенка.
- 1.Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический, и психологический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только что-то определенное, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого откармливания ! ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
- 2.Не навязывать. Прекратить насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения.
- 3.Не ублажать. Еда не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда-средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
- 4.Не торопить. Еда не тушение пожара. Темп еды дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить куда-нибудь, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.
- 5.Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит он не голоден.
- 6.Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих не избавит вас от множества дополнительных проблем.
- 7.Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставайте, не спрашивайте: Ты поел? Хочешь есть? Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет.
Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
Ну что за неряха! — в сердцах восклицает иной родитель. Будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.
Взрослый приучает ребенка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.
Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений. Например закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между теплой и холодной водой.
При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении. Расчесывании, укладывании спать.
Приобретеные навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы (К. Чуковский Мойдодыр , Федорино горе , Муха-цокотуха , ; Е. Благинина Аленушка , Научу обувать я братца ; З. Александрова Утром , Купание ; В. Орлов Хрюша обижается ; А. Барто Девочка чумазая , Девочка ревушка ; И. Токмаковой Тили-тили-тили-тили? ; М. Яснов Я мою руки ; А. Усачев Хочешь, Феденька, кефир ; О. Дриз Про веселый пирожок ; Я. Аким Мыть посуду я люблю , Про неумейку ; В. Зайцев Я одеться сам могу ; Э. Мошковская Уши ; С Капутикян Хлоп-хлоп ; Ю.Тувим Письмо ко всем детям по одному очень важному делу ; А. Воронкова Маша-растеряша ; Н. Сынгаевский Помощница и другие произведения).
Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.